12,8K подписчиков

Транспорт Челябинска: тут полно трамваев, но ездить в них могут только сильные люди. А из маршрутки вас выгонит злой водитель!

695 прочитали

А ну-ка, убирайтесь из автобуса! Другие пассажиры вышли, и вас троих везти до конечной остановки я не собираюсь!

Сложно поверить, но с таким требованием выступил в наш адрес водитель маршрутки, которая везла нас от Челябинского металлургического комбината.

Суть конфликта была в том, нам надо было доехать до конечной, но водитель решил, что на столь дальнее расстояние везти вместо полного автобуса троих нас ему было якобы нерентабельно, причём, по лицу этого гопаря было видно, что действительно покинуть автобус будет безопаснее. По какой-то причине никто из нас не сфотографировал номер автобуса, чтобы позже обратиться с жалобой в соответствующую инстанцию, но что уж теперь? Остаётся думать, что сейчас, в 2024 году, в Челябинске такая ситуация уже невозможна.

А началась эта история около Челябинского металлургического комбината, к которому мы приехали ради электровозов сталинских времён - ВЛ22М, они до сих пор катаются по его территории. Вот, кстати, начало этого рассказа:

Можете прочитать сначала его, а потом пройти сюда, там внизу будет ссылочка. А ещё я прошу вас подписаться на мой канал в Бусти: где выходит эксклюзивный контент, а также черновики обзоров городов, смонтированные почти сразу же после поездки, в которых есть многое, что не попадает в официальные видео, зато отсутствует цензура. Например, обзор Пскова. За небольшую монету посмотреть его можно уже сейчас, тогда как на Ютубе он появится хорошо если к середине лета. Также на Бусти проходит предпремьерный показ готовых видео. Подпишитесь на бесплатной основе и выборочно покупайте доступ к эксклюзивному контенту, или оформите платную подписку и смотрите всё подряд. Так вы поможете мне в создании новых видео. Спасибо!

А ещё есть два телеграм-канала: мой собственный и "Всё, что движется", в них я дублирую ссылки на новые публикации, чтобы вам было проще меня найти, пока лента Дзена продолжает показывать вам мои публикации неохотно.

Но вернёмся в солнечный первомайский Челябинск 2015 года! Итак, водитель почти что выкинул нас из маршрутки на улице Богдана Хмельницкого, что, с другой стороны, оказалось нам на руку, ведь здесь много разнообразных троллейбусов. А впрочем, простой обыватель наверняка не найдёт в них ни одного отличия, ведь всё это - производные легендарного ЗИУ-682. Например: ЗИУ-682Г-016(017) 2003 года. Кроме крышевого оборудования, от обычных ЗИУ-682 ничем не отличается.

ЗиУ-682Г-016 (017). А если вы знаете, что значат эти цифры - пишите в комментариях.
ЗиУ-682Г-016 (017). А если вы знаете, что значат эти цифры - пишите в комментариях.

А этот - вообще не ЗИУ-682, а его уфимская копия БТЗ-5276-01, хотя морда у них похожа один-в-один. Но внимательный пассажир может заметить как минимум то, что у данного пепелаца двери не ширмовые, а планетарные, (двустворчатые), да и шильдик на носу изображает не ЗИУ, а башкирские узоры... Проработал этот пепелац в Челябинске почти 19 лет - с 2003 по 2022.

А ну-ка, убирайтесь из автобуса! Другие пассажиры вышли, и вас троих везти до конечной остановки я не собираюсь!-2

Попался на улице Богдана Хмельницкого и обычный ЗИУ-682Г-012 [Г0А]... Что ещё за Гоа в его условном обозначении, уж не экспортная ли модификация для Индии? Да не, бред какой-то. Я жду в комментариях троллейбусных экспертов, которые смогут расшифровать все цифро-буквенные обозначения, которые идут после "682", поскольку в них сам чёрт ногу сломит. Машина 2001 года, между прочим, и на момент написания статьи ещё катается по Челябинску. Старый, но если работает, то почему бы и нет?

ЗиУ-682Г-012 [Г0А]... Хотя "обычный" - скорее ЗИУ-682Г00.
ЗиУ-682Г-012 [Г0А]... Хотя "обычный" - скорее ЗИУ-682Г00.

После съёмок троллейбусов мы полтора часа чем-то занимались в городе: искали еду и тратить кучу времени на поездки от места к месту, но в конечном счёте оказались на перекрёстке проспекта Победы и улицы Кирова, здание на котором было украшено огромной пятиконечной звездой в честь 70-летия Победы. Интересно, эту звезду и сейчас продолжают устанавливать? Первым делом был пойман трамвай 71-608К 1993 года, который в 2023-м был списан, всего таких трамваев в Челябинске было 30 штук, а на момент написании статьи в эксплуатации находится лишь один. У меня эти гробы ассоциируются с детством, ведь именно они были первыми трамваями, в которых мне довелось покататься по Москве в 90-е годы.

А ну-ка, убирайтесь из автобуса! Другие пассажиры вышли, и вас троих везти до конечной остановки я не собираюсь!-4

Далее прополз КТМ-5 1987 года, который по непонятным для меня причинам пережил более "свежий" КТМ-8К и ездит до сих пор. КТМ-5 пережили КТМ-8 во многих городах: например, в Ярославле, где КТМ-8 ушли в 2008-м, а КТМ-5 бегают по сей день. По-моему, это стыд - в 2024 году, в век нанотехнологий и прочих громких и не шибко понятных основной массе слов, эксплуатировать что КТМ-5 что КТМ-8, и как же здорово, что они постепенно уходят, в том числе, из Челябинска... Главное, чтобы они там в Челябинске не забыли оставить для музея несколько ходовых экземпляров!

А ну-ка, убирайтесь из автобуса! Другие пассажиры вышли, и вас троих везти до конечной остановки я не собираюсь!-5

Здесь же нам попался ЛИАЗ-5256.53 2011 года выпуска, но тот момент почти новый, да ещё и с вклеенными стёклами. И я надеюсь, вы заметили, что весь челябинский транспорт окрашен в фирменный коралловый (или как он называется?) цвет с красной юбкой, а ещё нам не попалось ни одного грязного, облезлого или пыльного экземпляра. Молодцы челябинцы!

ЛИАЗ-5256.53
ЛИАЗ-5256.53

Впрочем, некоторые вагоны своей окраской выделялись: жёлтые КТМ-5 я вам уже показывал в рассказе об электровозах ВЛ22М, а тут внезапно с проспекта Победы на улицу Кирова стал поворачивать бирюзово-зелёный КТМ-19, помимо окраски интересный ещё и тем, что двери у него прислонно-сдвижные, что совсем не характерно для наземного городского транспорта. Жаль, что на моей фотографии эта особенность незаметна, так что в карусели будет ещё одна, позаимствованная с сайта СТТС.

Привет, любители и профессионалы авиации! Я знаю, что вы меня тоже читаете, так что вот вам ИД-76МД RF-76550 1983 года выпуска. В 2015 году я не интересовался самолётами, но разве можно не сделать фото, когда над головой проплывает такой гигант, а в руках есть камера? Таким образом, в Челябинске я снял не только городской транспорт, но ещё и самолёт.

А ну-ка, убирайтесь из автобуса! Другие пассажиры вышли, и вас троих везти до конечной остановки я не собираюсь!-8

Пора спуститься с небес на землю - ещё один КТМ-5! Челябинск как был в 2015 году царством трамваев КТМ-5, так и остаётся им по сей день, правда, количество этих гробов планомерно снижается, и на сегодняшний день обновлена почти половина трамвайного парка.

А ну-ка, убирайтесь из автобуса! Другие пассажиры вышли, и вас троих везти до конечной остановки я не собираюсь!-9

Но есть маленькая проблемка. Хоть Челябинск и закупает современные низкопольные трамваи, этот вид транспорта по-прежнему недоступен для маломобильных пассажиров, ведь трамвайные пути лежат в центре здоровенных проспектов, а на трамвайную остановку попасть можно только по подземному пешеходному переходу... Ну и для кого, в таком случае, были закуплены низкопольные вагоны, если всё равно, чтобы сесть в них, нужно пройтись по лестнице? Интересно, как по Челябинску будут передвигаться ветераны, которые через некоторое время вернутся домой с травмами ног?

Челябинск, ну не надо брать пример с Курска!
Челябинск, ну не надо брать пример с Курска!

Подземные переходы делают город недоступным для ветеранов, для пожилых людей, для мам с детскими колясками, а ещё всегда найдутся лентяи (или пожилые люди с больными ногами), которые, вместо того, чтобы ходить по лестницам, предпочтут перебежать дорогу, создав тем самым аварийную ситуацию. Поэтому я считаю подземные переходы злом, и их, разумеется, нужно продублировать зебрами по земле, а лучше и вовсе их засыпать, чтобы в дальнейшем не тратить кучу денег на обслуживание. Подземные переходы в городах - это один из пережитков советского прошлого, избавиться от которого нужно как можно скорее! Но у нас почему-то предпочитают избавляться от электротранспорта (правда, не в Челябинске).

Надо у мэра Челячбинска и всей его свиты на месячишко отобрать служебные автомобили, чтобы они хоть на свой город посмотрели...
Надо у мэра Челячбинска и всей его свиты на месячишко отобрать служебные автомобили, чтобы они хоть на свой город посмотрели...

...а вот трамвай модели 71-608КМ для Челябинска всегда был редкостью, ведь здесь за всю историю таких вагонов было всего 9 штук, а на сегодняшний день в эксплуатации остаётся лишь один - и тот - "техничка". Надеюсь, что в Челябинске всё же сподобятся сделать себе музей электротранспорта и последний КТМ-8КМ туда обязательно попадёт... Эх, мечты! Вагон 1995 года, представленный на фото ниже, тоже сохранился до наших дней, но в 2020 году попал в ДТП и с тех пор не эксплуатировался. Скоро его порежут, видимо.

71-608КМ
71-608КМ

Потом по улице Кирова проехал чешский грузовичок Avia A31, который, естественно, тоже был сфотографирован.

А ну-ка, убирайтесь из автобуса! Другие пассажиры вышли, и вас троих везти до конечной остановки я не собираюсь!-13

Потом - ещё один 71-608К, поворачивающий на улицу Кирова с проспекта Победы...

А ну-ка, убирайтесь из автобуса! Другие пассажиры вышли, и вас троих везти до конечной остановки я не собираюсь!-14

Потом - ещё один КТМ-5 на проспекте Победы...

А ну-ка, убирайтесь из автобуса! Другие пассажиры вышли, и вас троих везти до конечной остановки я не собираюсь!-15

А потом мы переместились на улицу Каслинскую. Которую тоже следовало бы назвать проспектом, судя по количеству автомобильных полос... Пейзаж абсолютно стандартный для России - милые кирпичные пятиэтажки, уродливый рекламный щит, где-то сзади - грустное серое здание, а в центре всего этого - вечно живой КТМ-5... Правда, не конкретно этот, ведь его ещё в 2023 году списали! Хм... Чего-то не хватает... Вы тоже не видите ни одного знака пешеходного перехода? И я не вижу. А его здесь и нет! Хочешь перейти Каслинскую улицу - учись летать!

А ну-ка, убирайтесь из автобуса! Другие пассажиры вышли, и вас троих везти до конечной остановки я не собираюсь!-16

Зато трамваев на Каслинской улице - хоть отбавляй! Маршрутов - знаете, сколько? Восемь! Это по состоянию на 2024 год. Сколько было в 2015 - не знаю, но трамваи лились, словно из рога изобилия: вот ещё один КТМ-5.

А ну-ка, убирайтесь из автобуса! Другие пассажиры вышли, и вас троих везти до конечной остановки я не собираюсь!-17

И ещё один... А теперь - прыгаем в трамвай очень долго едем по Челябинску в направлении металлургического комбината, чтобы сделать заветную фотографию: по задумке, на ней два электровоза ВЛ22М должны тянуть здоровенный состав через промзону.

А ну-ка, убирайтесь из автобуса! Другие пассажиры вышли, и вас троих везти до конечной остановки я не собираюсь!-18

Хоть весь маршрут трамвая и пролегает по обособленному полотну, из-за скверного состояния путей тряслись мы почти полчаса. По пути - ничего интересного: несколько сталинских зданий, а далее - сплошные неказистые промзоны с хорошо если советскими производственными постройками, но в основном - современными безликими серыми коробками... Если честно - тоска жуткая. Ну почему интересный старинный подвижной состав всегда надо искать в столь неприятных местах?

Фуух, наконец-то приехали. Смотреть на суровый Челябинский металлургический комбинат - и то приятнее, чем на бесконечные коробки, тем более, что здесь можно разглядеть заветные электровозы ВЛ22. А вот и один из них! Видите, стоит оранжевый? И хоть скриншот сделан в 2024 году, тогда, в 2015-м мы наблюдали такую же картину, разве что ВЛ22 был зелёным.

А ну-ка, убирайтесь из автобуса! Другие пассажиры вышли, и вас троих везти до конечной остановки я не собираюсь!-20

Выйдя из трамвая, мы сразу услышали характерный гудок, и уже через мгновение пара электровозов ВЛ22, правда, без вагонов, покатились под мост в сторону завода... Ну и когда теперь они вернутся?

А ну-ка, убирайтесь из автобуса! Другие пассажиры вышли, и вас троих везти до конечной остановки я не собираюсь!-21

Всё, что нам осталось - пройти к месту съёмки и сидеть там до победного конца. Мы спустились по Мраморной улице с путепровода и перешли было дорогу, как вдруг... Старый ЗИЛ! Интересно, какого года выпуска этот пепелац?

А ну-ка, убирайтесь из автобуса! Другие пассажиры вышли, и вас троих везти до конечной остановки я не собираюсь!-22

А это что за знакомое лицо на горизонте? А это - один из Икарусов, принадлежащих Челябинскому металлургическому комбинату. Утром того дня я фотографировал его и двух его собратьев здесь же, фотографии - тут.

А ну-ка, убирайтесь из автобуса! Другие пассажиры вышли, и вас троих везти до конечной остановки я не собираюсь!-23

А далее началось томительное ожидание в тени под забором Челябинского металлургического комбината... 10 минут, полчаса, час... Но вот, наконец, свершилось! Заветная фотография едет прямо к нам в лапы: заветный сдвоенный ВЛ22М, заветный здоровенный состав из полувагонов и заветный пейзаж, не слишком сильно замусоренный столбами и прочим промышленным визуальным мусором. Я думаю, рыбаки, способные просидеть целый день в ожидании поклёвки, меня прекрасно сейчас понимают! Напоминаю, что о локомотивах комбината я рассказывал в первой части своего рассказа... Вот тут.

Казалось бы: цель достигнута! Можно сматывать удочки, но мы даже не собирались на этом останавливаться, ведь в 2015 году на железнодорожной линии Челябинск - Екатеринбург можно было поймать кое-что интересное. Поэтому мы немедленно сели в маршрутку и приехали в челябинский аэропорт Баландино... Зачем? Сейчас узнаете, но сперва посмотрите, какой необычный самолётик обитает рядом с аэропортом. Это МИГ-17, установленный в 1975 году в честь авиаторов 208-го Челябинского авиаотряда. Год выпуска этого экземпляра мне выяснить не удалось, а вообще МИГ-17 - это разработка конца 1940-х годов, первый самолёт полетел 26 июля 1949 года... Остальное ищите в википедии, у меня тут всё-таки железнодорожный блог, а не авиационный!

А ну-ка, убирайтесь из автобуса! Другие пассажиры вышли, и вас троих везти до конечной остановки я не собираюсь!-25

Непросто оказалось попасть на железнодорожную станцию Баландино, находящуюся на ветке Челябинск - Екатеринбург, хоть и расположена она рядом с аэропортом. Ведь это сейчас туда ведёт хорошая асфальтированная дорога, а в 2015 году это была убитая грунтовка, на которой оставить автомобильную подвеску - плёвое дело. Только пятый опрошенный таксист, и только за утроенную плату согласился нас туда отвезти... Согласно расписанию, ожидались два пассажирских поезда: первый, из Челябинска, оказался максимально скучным: корпоративные цвета на корпоративных цветах и корпоративными цветами погоняют... Тфу, ну неужели руководители в РЖД не видят, что такая цветовая схема совершенно не идёт электровозу ЧС7?!

Скукотища на перегоне Межозёрная - Баландино. Правда, сейчас в Челябинске даже такого ЧС7 уже не увидеть.
Скукотища на перегоне Межозёрная - Баландино. Правда, сейчас в Челябинске даже такого ЧС7 уже не увидеть.

Зато электровозу ЧС7 очень даже идёт бордовый цвет с жёлтой полосой - окраска в цвета фирменного поезда "Южный Урал", который в годы цветного величия курсировал между Челябинском и Москвой и был удостоен даже стилизованных под себя локомотивов. Прямо как запущенный недавно между Москвой и Питером "Ночной экспресс"! Это был ЧС7-250: именно на его появление мы очень надеялись, не зная при этом заранее, повезёт нам или нет... И ведь повезло же! Правда, локация оказалась так себе: станционные пути, куча столбов и проводов... Короче говоря, лучше бы он ехал из Челябинска вместо ЧС7-272, но спасибо и на этом, ведь вероятность того, что поедет именно ЧС7-250 была крайне мала!

А ну-ка, убирайтесь из автобуса! Другие пассажиры вышли, и вас троих везти до конечной остановки я не собираюсь!-27

ЧС7-250 был последним в такой окраске, а в 2015 году его передали в депо Москва-пассажирская-Курская, предварительно прогнав через средний ремонт на Ярославском электровозоремонтном заводе, где машину, естественно, обезличили и изуродовали. Я требую восстановить ему красивую ливрею! А людей, принявших решение о перекрашивании - принудительно направить на обучение прекрасному в Беларусь, где с советских времён красиво красить поезда пока не разучились.

Серьёзно?! Нет, вы серьёзно?! У всех причастных к этой перекраске не возникло вопросов к происходящему?!
Серьёзно?! Нет, вы серьёзно?! У всех причастных к этой перекраске не возникло вопросов к происходящему?!

Мне сложно оценивать транспорт Челябинска сейчас, ведь с 2015 года многое изменилось. Более половины трамваев - новые, есть новые троллейбусы и автобусы... Но, погуляв в яндекс картах по местам, которые мы с друзьями посетили в 2015 году, я могу сделать вывод, что сам Челябинск остался прежним. Те же подземные переходы, те же широченные улицы без наземных переходов, та же ужасная экология, та же суровая городская среда, доступная людям либо молодым и сильным, либо тем, кто ездит только на автомобиле.

Вы хотели бы в таком городе встретить старость? Я - нет. Так что для меня Челябинск остаётся интересным промышленным центром, в который можно максимум приехать на пару дней, посмотреть на суровые пейзажи и на древние электровозы, а потом уехать из него ещё на несколько лет.

5 подземных пешеходных переходов из 10 этому населённому пункту. Несите следующий!

Поддержите мой канал покупкой набора открыток с поездами или с городским транспортом! Городской транспорт Курска, Электровозы Шкода, Грузовые тепловозы и другие. Спасибо! А продолжение истории читайте здесь:

До скорого!