Найти в Дзене
Блог ЖД фотографа

Беларуская Чыгунка: руководителей РЖД надо отправить на обучение сюда. Поезда - красивые и чистые, а платформы похожи на дворцы.

А что, если я скажу вам, что во многом Беларусь гораздо круче России? Лукашенко можно ругать, сколько душе угодно, но факты заключаются в том, что, по крайней мере, с транспортной доступностью, с пассажирской инфраструктурой, да и с красотой поездов, в конце концов, проблем у нашего западного соседа лично я не наблюдаю. И, чтобы показать красоту белорусских поездов вам, 20 ноября 2023 года я отправился в небольшой городок Могилёв. Не слишком поздний выезд из Москвы, уютный плацкарт Беларуской Чыгунки, в котором, правда, нет розеток... И в 5 утра я на месте.

Прежде, чем вместе со мной порадоваться белорусским поездам, загляните в телеграм-канал "Всё, что движется". Тут вам и поезда, и городской транспорт, и даже самолёты! А ещё я уверен, что после прочтения этой статьи у вас появится жгучее желание обвинить меня в ненависти к России. Так вот, ознакомьтесь с другим контентом на моём канале, прежде чем делать громкие заявления.

На перроне меня встречают сразу два дизель-поезда ДРБ1, представляющие собой половинку тепловоза 2М62, несколько промежуточных и один головной вагон рижского производства. Окраска - потрясающая: синий, белый, голубой, гармоничные полосочки... И пускай левый поезд малость чумазый, всё равно выглядят они оба куда приятнее, чем электрички российских железных дорог.

-2

Мои друзья, с которыми нам предстояло продолжить нашу экспедицию на автомобиле одного из них, уже ждали меня в гостинице "Могилёв", представляющей собой здание 1972 года постройки с балкончиками, но, что ещё круче, его фасад не изуродован кондиционерами - приятно посмотреть!

-3

А ещё этой гостинице установлены лифты местного производства.

-4

Мы позавтракали в гостиничном буфете, плюхнулись в автомобиль и отправились на железнодорожную линию Могилёв - Осиповичи, которая расположена в белорусском полесье. Железную дорогу здесь окружают вечнозелёные сосны, а грунтовая дорога, ведущая сюда, пролегает через леса, поля, и через очень маленькое количество населённых пунктов, будто едешь не по центру Европы, а по какой-нибудь окраине Тверской области. И наш первый поезд - ДРБ1, что означает "Дизель-поезд рижский, белорусский вариант".

-5

ДРБ1 появились в 1990-е годы, когда рижский вагоностроительный завод, выпускавший пригородные поезда для всего СССР, оказался за границей, а нехватку подвижного состава надо было как-то восполнять. Хм, у нас есть изношенные поезда ДР1 и много тепловозов 2М62, которые стоят без работы... Точно! Из головных вагонов ДР1 убираем дизель и прочее тяговое оборудование, делаем там пассажирский салон... Состав разделяем на две части и в хвост каждому ставим половинку тепловоза 2М62. Готово! Теперь вместо одного старого дизеля у нас есть сразу два.... Ну, не новых, наверное, а работоспособных.

К примеру, этот пепелац сделан в 2005 году из поезда ДР1-047 1969 года выпуска.
К примеру, этот пепелац сделан в 2005 году из поезда ДР1-047 1969 года выпуска.

Впрочем, таким способом были изготовлены лишь восемь поездов ДРБ1, а для остальных 17-ти Беларусь всё-таки решила заказать головные немоторные вагоны на рижском вагоностроительном заводе. Их кабины имеют уже не круглую, а рублёную форму, отдалённо напоминающую квадратные поезда ЭР2, но благодаря красивой окраске даже она смотрится приятно. Правда, мне круглая всё же больше по душе.

Поезд Осиповичи - Могилёв, платформа Заличинка
Поезд Осиповичи - Могилёв, платформа Заличинка

Да и "Машка" в составе такого дизель-поезда не лыком шита! Во-первых, ей в лоб воткнули два красных фонаря, которые, вместе с красным буферным огнём формируют сигнал, означающий хвост пассажирского поезда - три красных. Во-вторых, в поезде автоматические двери, так что для управления ими тепловоз оснащён специальными прибамбасами - кнопкой откр/закр, а также пневматической магистралью. Ну и наконец, дополнительно в Машку поставили электропневматический тормоз, который позволяет останавливаться плавно, а не так, как это раньше делали электрички ЭР2 на Ярославском направлении.

Поезд Осиповичи - Могилёв, платформа Заличинка
Поезд Осиповичи - Могилёв, платформа Заличинка

Кстати, обратите внмиание, как обустроен остановочный пункт Заличинка, рядом с которым мы вели съёмку. Тут вам - и новая платформа с металлической оградкой, и несколько скамеек, рядом с каждой из которых есть мусорная корзина, а от дождя пассажиры могут спрятатсья в аккуратном бетонном павильоне, который имеет даже какой-то минимальный архитектурный стиль, а от павильона к платформе можно спуститсья по аккуратной бетонной лестнице, на которой есть пандус с относительно безопасным углом наклона. При всём при этом Заличинка - это всего лишь село на пару десятков домов. В России на аналогичных железнодорожных линиях и в аналогичных населённых пунктах (я обращаю внимание особо одарённых: речь идёт не про крупные города и не про большие вокзалы!) павильон если вообще есть, то напоминает он скорее навес для мусорных баков, а то и вовсе может не быть остановочного пункта, или регулярно ходящего пригородного поезда.

По теме: обзор платформы Челнавская в Тамбовской области.

В пригородном движении наступило затишье, а значит, грузовым теперь горит зелёный свет! Вы ведь помните, как часто в своих статьях я критикую корпоративные цвета российских железных дорог? Так вот, Беларусь - это настоящий антипод России в плане расцветок поездов. Грузовые локомотивы, к примеру, здесь все поголовно зелёные, как мы любим.

2ТЭ10УК-0393
2ТЭ10УК-0393

Настолько зелёные и настолько одинаковые, что двух таких лично мне вполне достаточно, чтобы насытиться. А ещё железные дороги Беларуси куда больше напоминают железные дороги Европы, чем России: тут идеально вычищена полоса отвода, все локомотивы более-менее опрятные, на шпалах нет масляных пятен, а остановочные пункты даже на самых захудалых ветках выглядят, как маленькие дворцы для пассажиров... Учитесь, РЖД!

2ТЭ10МК-3352... И даже поезда состоят из полностью одинаковых вагонов, что в России тоде встречается редко.
2ТЭ10МК-3352... И даже поезда состоят из полностью одинаковых вагонов, что в России тоде встречается редко.

А теперь мы отправляемся на другую ветку: Орша - Могилёв. Поезда не ней до такой степени те же самые, что и на ветке Могилёв - Осиповичи, что один из них мы поймали дважды - и там и там, но об этом чуть позже. Сперва полюбуйтесь на этот милый зелёный трактор Т-40 липецкого производства... Стоп, что?! В Беларуси есть тракторы не "Беларус"?!

-12

На трассе нам встретился междугородний автобус МАЗ-152 - довольно редкий представитель Минского автомобильного завода, коих было построено всего лишь около 800 штук. Строились они с 2000 по 2014 год, встретить их можно в России, в Украине, но больше всего таких автобусов, конечно же, в самой Беларуси.

-13

И ещё один симпатичный автомобиль...

-14

На ветке Могилёв - Орша мы выбрали перегон Лотва - Рыжковичи, а именно, местечко рядом со станцией Лотва, где вдоль пути тянутся высокие холмы, с которых открываются красивые пейзажи. Очередной дизель-поезд ДРБ1 с тепловозом 2М62У-0303 в голове появился очень быстро, а машинист поприветствовал нас свистком.

Пригородный Могилёв - Орша
Пригородный Могилёв - Орша

И тепловоз и вагоны оказались аккуратно покрашенными и вымытыми до блеска, не говоря уже о прекрасной цветовой схеме всего поезда... Некоторым московским моторвагонным депо явно есть, чему поучиться у белорусов! Эй, Железнодорожная, Москва-2, Домодедово! Предлагаю вам направить делегации в депо Могилёв. И знаний наберётесь, и новых знакомств, а перед отъездом - драники, борщик, бульбочка, да рюмка бульбаша за знакомство - плохо, что ли?

Пригородный Могилёв - Орша
Пригородный Могилёв - Орша

На однопутке Орша - Могилёв движение поездов сейчас такое, что северный участок нашей подмосковной БМО отдыхает. Не прошло и 20 минут после того, как пригород уехал в Оршу, во встречном направлении проследовал здоровенный поезд, состоявший из абсолютно одинаковых контейнеров, в которых перевозят минеральные удобрения, а в конце к ним были прицеплены несколько цистерн. Тянул это добро традиционно для Беларуси зелёный и чистый 2ТЭ10М, прошедший через модернизацию.

Грузовой из Орши на Могилёв
Грузовой из Орши на Могилёв

А вот и наш старый знакомый - 2ТЭ10МК-3352, который примерно часом ранее мы сфотографировали около платформы Заличинка. Удивлённый машинист поприветствовал нас несколькими короткими гудками, а мы помахали ему в ответ.

-18

После небольшого затишья - ещё один минераловоз в направлении Орши, и снова мы видим зелёный и чистый, простой в своей окраске, но такой красивый тепловоз 2ТЭ10МК-3371.

-19

Ближе к 15 часам нам надоело стоять на одном и том же месте, а вдобавок, на улице начало темнеть, так что после прохода этого грузового поезда мы пошли обратно к нашему автомобилю, который ждал нас рядом со станцией Лотва. Пока мы шли, проехал в обратном направлении тот же самый дизель-поезд и ещё один грузовой из Орши, но фотографировать их я не стал. А далее - поездка до Орши, закупка белорусских продуктов, четыре часа езды до Смоленска, который после Орши и сопоставимого по размеру Могилёва выглядит как огромная деревня, и ночёвка в гостинице "Смоленск", которую я рекомендую к заселению.

Утром после завтрака мы отправились на ветку Брянск - Смоленск, чтобы сфотографировать пару поездов на тепловозной тяге. Для съёмки был выбран остановочный пункт Соколья Гора, расположенный примерно в четверти часа езды от центра Смоленска. Рядом с платформой - заброшенная железнодорожная казарма. И вот он - контраст России и Беларуси: попробуйте отыщите у них хоть одно околожелезнодорожное здание, находящееся в таком состоянии! Давайте, расскажите мне, что у нас в России просто другой менталитет, что у нас страна огромная, что время года неудачное, и поэтому нет никакой проблемы в том, что некогда красивое и крепкое деревянное здание брошено на произвол судьбы.

-21

Что касается поездов, то первым из них оказался дополнительный поезд сообщением Курск - Смоленск, ведомый тепловозом ТЭП70 раннего образца с расположенными вертикально буферными фонарями. Фото сделано из-под моста объездной дороги Смоленска, и очень кстати, что солнце внезапно немного ушло в дымку, благодаря чему свет на фотографии получился мягким, хоть поезд и идёт "не по свету".

Тут ещё и светофор старого образца с овальным щитком, сейчас таких мало.
Тут ещё и светофор старого образца с овальным щитком, сейчас таких мало.

А через полчаса - традиционный для этой ветки вывозной поезд из Смоленска. И вновь мы видим контраст с Чыгункой: на тепловозе под кабиной машиниста - какие-то подтёки, а его морду "украшают" два оранжевых прямоугольника... Ненавижу прямоугольники!

-23

А дальше случилась катастрофа! Мы приехали на главный ход и расположились неподалёку от станции Кардымово, чтобы сфотографировать ещё один дополнительный поезд: Калининград - Москва. Мои друзья остались на насыпи недостроенного автомобильного путепровода, а я прошёл немного в сторону Вязьмы, так как не хотел, чтобы у всех троих была одинаковая фотография. И в самый ответственный момент, когда появился ОН - его величество красный ЧС4Т с круглыми буферными фонарями и с "птичкой" (а таких осталось четыре на всю Россию)! Я включил камеру и не заметил, как случайно повернул диск режимов... В итоге - выдержка 1 секунда и белый квадрат Абросимова вместо уникального "Чеха", встречи с которым я так ждал, и вот она, со столь низкой вероятностью, всё-таки случилась. А я из-за невнимательности слил и этот данный свыше шанс и фотографию. Будьте внимательны при съёмке!

Тут мог быть ваш красный Чехс, но вы - невнимательный лошара. Поражён вашей неудачей.
Тут мог быть ваш красный Чехс, но вы - невнимательный лошара. Поражён вашей неудачей.

Меж тем, с заброшенной насыпи у Пети получился вот такой красивый пригородный пейзаж. А у меня получились только "пустые перегоны" и обкусанные локти...

Ну и когда теперь мы с ним встретимся?!
Ну и когда теперь мы с ним встретимся?!

По дороге в Москву я сфотографировал на трассе очередной интересный автомобиль - скорую помощь из мультика "Маша и Медведь". Эх, Буханочка! С 1958 года по сей день она выпускается почти без изменений... Потому что совершенство не требует переделок!

-26

Моя оценка Беларуской Чыгунке - 10 кругломордых дизель-поездов из 10. Пускай не весь подвижной состав здесь современный, но зато они прекрасно понимают поговорку "чем богаты, тем и рады", благодаря чему даже дизель 1969 года здесь выглядит так, что простой обыватель и не догадается, что через месяц-другой этот дизель отправится на порезку. Российским железным дорогам явно есть чему поучиться у своих западных коллег, и тот факт, что Россия во много раз больше, не должен быть оправданием для скотского содержания как инфраструктуры, так и подвижного состава. И речь идёт отнюдь не о вокзалах в крупных городах.

Смотрите также:

Видео со всеми поездами из этой статьи

Сравнение платформ на второстепенных ветках в Могилёвской и в Смоленской областях

Тем временем, железнодорожная инфраструктура в России: