Найти тему
Блог ЖД фотографа

Поезда Челябинска: здесь "утюги" сталинских времён до сих пор возят составы на закрытой территории. Но мы всё равно до них добрались!

Ну что, соскучились по обзорам больших путешествий, братцы? Лично я соскучился до такой степени, что аж в глазах темно... Поэтому пару недель назад написал статью, в которой рассказал о поездке на Ямал за тепловозами ТЭ3, прочитать можете вот здесь.

Но Ямальские ТЭ3 - это даже не самые старые локомотивы, которые эксплуатируются в России. Серия эта появилась уже при Хрущёве, в то время как на Челябинском металлургическом комбинате есть суровые и не шибко вышедшие лицом электровозы ВЛ22М, некоторые из которых покинули заводские ворота ещё при жизни Сталина - великого и ужасного! Так что - едем. А ещё Челябинск неплохо монтируется с Казахстаном, столицей которого в железнодорожной среде является не Астана, не Нур-Султан и даже не Алматы, а... Степногорск - городок, где по сей день ездят единственные в мире живые электрички ЭР22. Поэтому уже утром 1 мая 2015 года я, Денис и Гоша вышли из самолёта в челябинском аэропорту. Это был мой первый перелёт, и сколько ребята ни пытались в шутку меня запугать, ничего у них не получилось... Ха-ха! А ещё - моя первая фотография Аэробуса А320. Спасибо подписчику, который узнал его регистрационный номер VQ - BKT, теперь любой желающий может найти этот самолёт и узнать его историю!

И заодно - первая фотография Аэробуса А319 с номером VP - BTU, который также помог найти подписчик. В 2015 году я сфотографировал его просто на память, а сейчас обнаружил, что эти самолёты уже совсем не новые, большинство построены в 2000-е годы... Почти раритет!

-2

Прежде чем перейти к железнодорожностям Челябинска, объявление для моих постоянных читателей. Если вам нравится мой канал, то поддержите его монетой, пожалуйста! Ведь контент, приносящий хоть какой-то доход, имеет свойство появляться на канале чаще и своевременнее, чем через полгода после съёмок, и в особенности, это касается видео-формата. Поддержать можно на Бусти или другими способами.

А мы отправляемся в сторону Челябинского металлургического комбината. Дорога из аэропорта в город ведёт как раз мимо этой промышленной громадины, скорее напоминающей отдельный населённый пункт и имеющее в собственности железнодорожные пути, депо, локомотивы и даже собственную трамвайную линию! С путепровода Мраморной улицы она спускается прямо к проходной, где у всех проверяют пропуска, а потом ещё целых три остановки трамвай едет по территории комбината. В 2015 году на маршруте работали страшненькие собой, но весьма ухоженные трамваи КТМ-5, а сейчас, вероятно, там катается и что-то более новое.

-3

Ого, смотрите, вон, там! ВЛ22М! Зелёный и, на мой личный взгляд жутковатый, но такой крутой и интересный утюг со здоровенным паровозным прожектором на лбу выкатил состав полувагонов на местную станцию Металлургическая, которая является перевалочным пунктом между РЖД и Металлургическим комбинатом. Привезёт сюда какой-нибудь ВЛ10У состав, оставит, подберёт другой, да поедет обратно на "большую землю", в то время как комбинатский ВЛ22 этот прибывший состав увозит в своё металлургическое логово.

-4

Спустившись с путепровода, на коротом лежит Мраморная улица, мы оказались на другой ветви, которая со станции Металлургическая ведёт тоже на территорию комбината, и по которой два утюга, сцепленные в систему многих единиц, увозили состав полувагонов куда-то в дебри комбината. Головной электровоз ВЛ22М-823 - как раз один из тех, кто помнит ещё живого Сталина, ибо построен он в 1952 году! И эксплуатируется по сей день - больше 70 лет... Вероятно, не от хорошей жизни, но нас, любителей старых локомотивов, такое положение вещей вполне устраивает.

-5

Немного погодя со станции Металлургическая к нам подкатил ещё один ВЛ22М, но этот не увозил состав на комбинат, а выполнял станционные манёвры - переставлял вагоны с одного пути на другой... Так что фотографий машины 1857 между прочим, 1957 года выпуска, была сделана целая масса. Например, вот такая, с огромными столбами по центру... Так себе композиция, но другой было не придумать.

ВЛ22М-1857, фото 1
ВЛ22М-1857, фото 1

...и вот такая, где локомотив подтянулся к нам поближе... Ах, какие у него прекрасные свисток с тифоном! Жаль, что мне не на что было снимать видео в 2015 году...

ВЛ22М-1857, фото 12
ВЛ22М-1857, фото 12

... и вот такая фотография, сделанная с лестницы, ведущей на путепровод... Кстати, вы не поверите! У Челябинского металлургического комбината этих утюгов ВЛ22М - целых 13 штук! Четыре из них, правда, не работают и, думаю, служат донорами запчастей... Но даже девять живых таких динозавров - отличный повод посетить Челябинск.

ВЛ22М-1857, фото 3
ВЛ22М-1857, фото 3

И ещё две фотографии. Они тоже сделаны с лестницы, но здесь поезд подтянулся ближе, и в результате превратился в изящно извивающуюся змейку. Вот вам из пяти фотографий какая больше понравилась? Кстати, у меня есть отличная идея. Рано или поздно все эти 13 штук ВЛ22М надо будет списывать. И безусловно, раз такие раритеты сохранились до наших дней, РЖД будут просто обязаны выкупить их по цене металлолома, привести в идеальное состояние и начать эксплуатировать в туристических целях на каких-нибудь малодеятельных линиях. Это ж какой гигантский туристический потенциал!

Ладно, хватит протирать до дыр затвор, фотографируя один и тот же локомотив... Поднимаемся на Мраморную улицу и с неё фотографируем на территории комбината тепловозик ТЭМ2-215... Этот зелёненький милаш с паровозным метельником построен в 1969 году, и это для вас он старый. А вот с точки зрения металлургического комбината, который катается на утюгах сталинских времён, эта техника ещё вполне свежая! И знаете, я такой подход одобряю. Ведь какой смысл выкидывать то, что несложно отремонтировать и что может неплохо поработать ещё пару десятков лет?

-10

А это - Челябинск! Челябинские мужики настолько суровы, что не доят корову, а выжимают её целиком! Вот он - вид, который показывали зрателям на канале ТНТ, когда диктор произносил этот и другие подобные калабмуры... Ну или, во всяком случае, очень похожий вид.

-11

Пока в движении поездов наступило небольшое затишье, мы решили послоняться по окрестностям комбината и сфотографировать трамваи и другой транспорт, который ездил по Мраморной улице. Для начала - парочка КТМ-5 в фирменной челябинской окраске, которые на своём веку повидали многое... Что не помешало им выглядеть достойно.

А вот трамвайчик-пчёлка! Тоже старый, тоже кривой, и тоже, несмотря на это, весьма ухоженный... Так что не надо обвинять города с убогим трамвайным хозяйством в том, что вагоны у них старые! Надо просто своевременно и качественно проводить ремонты подвижному составу и инфраструктуре - вот тогда и будет на улицах трамвайный праздник! Да и вообще, прямо сейчас Челябинск активно обновляет свой трамвай: все пойманные нами КТМ-5 1983 - 1985 годов выпуска уже списаны, а на смену им пришли более современные вагоны КТМ-23 и КТМ-28... Впрочем, других КТМ-5 в Челябинске пока хватает.

-13

Как оказалось, у Челябинского комбината есть и собственный парк автобусов! Мы, например, поймали вот этого восхитительного красавца 1993 года выпуска, который называется Икарус-250.93. Только полюбуйтесь, как он прекрасен! Слегка пыльный, но всё-таки, белый кузов с красными и серыми полосами, колёса с металлическими колпаками, четыре фары, которые при желании можно прикрыть защитными стёклами, лобовой фонарь, как у электрички, и разумеется, надпись "Икарус" над входной дверью... В общем, как в лучших домах БудАпешта и СекешфехЕрвара (хотя, чтобы этот каламбур сработал, надо ещё знать, на какую букву в этом слове падает ударение). Зря они списали эту машину в 2015 году, она неплохо смотрелась бы в транспортном музее.

-14

А вот другой автобус Комбината - тоже 250.93, тоже 1993 года, тоже с защитными стёклами, но уже бело-синий... Гляжу на него и всё не могу налюбоваться, ведь автобусы Икарус - это моя слабость! В 2022 году, к сожалению (и к счастью для тех, кто на нём ездил), автобус был списан.

-15

Так, стоп... Да что ж такое происходит?! Я не заказывал сюда парад автобусов Икарус! Но судьба решила мне всё равно этот парад подбросить... Что ж, премного благодарен! Ведь не каждый день можно встретить такого красавчика 1988 года выпуска, который называется Икарус-256.54 и от предыдущих автобусов отличается кузовом, более коротким на одно окно. Между прочим, это самая настоящая классика, ведь многие междугородние Икарусы имели именно такую окраску: красный верх и белый низ, во всяком случае, лично я запомню их именно в этом обличии. А вы?

-16

Грейдер неопознанной модели был сфотографирован уже чисто "за компанию", так как ехал следом за красным Икарусом.

-17

Да что ж такое! Это железнодорожный блог или общеобразовательный?! Иначе что здесь делают... ладно ещё автобусы, но грейдер... И вообще - автомобиль?! Но с другой стороны, как я могу не сфотографировать интереснейший ГАЗ М1 - автомобиль сталинских времён, который строился с 1936 по 1942 год?! Да-да, я люблю не только поезда и городской транспорт с самолётами, но ещё и автомобили... Некоторые.

-18

Но вот послышался свисток с железнодорожной ветви, которая находится за деревьями! Наконец-то мы сфотографируем ВЛ22М с грузовым поездом в чуть более живописном месте, чем станция Металлургическая с её лесом из столбов и опор контактной сети! Скорее, бежим туда и ловим эксклюзив!... А, нет. Они едут резервом, без состава... Что ж, придётся нам сфотографировать то, что местный поездной диспетчер послал. Неплохо всё-таки пыльный ВЛ22М смотрится под "трамвайной" контактной сетью на фоне серых корпусов!

-19

... Но вымытый и выкрашенный смотрелся бы получше.

-20

Сделав эту фотографию, мы сели в трамвай и отправились в центр Челябинска, чтобы познакомиться с городом и поймать там каких-нибудь интересных трамваев... Но об этом я расскажу уже в следующий раз!

Продолжение рассказа: городской транспорт Челябинска.

"Всё, что движется" - телеграм-канал, в котором я и несколько других авторов размещаем ссылки на новые публиации. Подпишитесь, чтобы не потерять нас, пока лента Дзена режет нам показы. До скорого!