14 марта исполнилось 115 лет со дня рождения одного из самых поэтичных писателей-прозаиков, человека, так много сделавшего для популяризации истории нашего Владимирского края, – Сергея Михайловича Голицына.
Сергей Михайлович Голицын родился в 1909 году в селе Бучалки Епифанского уезда Тульской губернии, где его отец был уездным предводителем дворянства. В 1913 году семья переехала в Москву, а с 1922 года Голицын учился в бывшей Алферовской женской гимназии, которая стала школой с «землемерно-таксаторским уклоном». Надо сказать, ещё в детстве Сергей Голицын захотел стать писателем и, окончив школу в 1927 году, он поступил на Высшие литературные курсы и успел закончить три курса до того, как они были закрыты. В это же время на курсах, кстати, учились Даниил Андреев, Юрий Домбровский, Арсений Тарковский…
В 1929 году Голицын был арестован, но через одиннадцать дней отпущен, и следователь посоветовал ему уехать подальше от Москвы. Тридцатые годы показали, что школьный «уклон» оказался очень полезен. Сергей Голицын работал топографом в Краснодарском крае, в Дмитрове на строительстве канала Москва–Волга (в этом ему, кстати, помогла Екатерина Пешкова, жена Максима Горького), на строительстве Куйбышевской ГЭС. Регулярно его увольняли «по сокращению штатов», и что-то подсказывает, что это была не совсем настоящая причина… Впрочем, в отличие от очень многих своих родственников и друзей, Сергей всё-таки избежал тюрьмы и лагерей.
В середине тридцатых, живя в Дмитрове у родителей, Голицын написал свою первую книгу «Хочу быть топографом» (1936), а два его рассказа для детей, с помощью писателя Бориса Житкова, были напечатаны в журнале «Чиж». На этом писательская довоенная карьера Сергея и завершилась.
В конце 1940 года Голицына отправили под Ковров – после того как было принято решение о прекращении строительства Куйбышевской ГЭС и начале строительства средних ГЭС на Оке, Клязьме и Верхней Волге. Оттуда, из-под Коврова, Сергей Голицын 3 июля 1941 года и был мобилизован.
Всю войну он прошёл топографом строительного отряда. Строил оборонительные укрепления, дороги, мосты. Был награждён орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы» и др.
После войны, с декабря 1946 года, работал инженером-геодезистом в Текстильпроекте, выбирал и разбивал площади под строительство текстильных фабрик и комбинатов в Серпухове, Ташкенте, Гори, Ашхабаде, Сталинабаде, Херсоне, Камышине, Озерах на Оке.
С 1947 года Голицын снова начал писать. Его воспоминания о войне были изданы полностью только в девяностых, уже после смерти писателя. Зато детская литература – с которой началось, но не сложилось ещё в тридцатые, – пошла хорошо. В списке книг Голицына повести для детей «Полотняный городок», «Городок сорванцов», «Страшный крокозавр и его дети», «Тайна старого Радуля». В восьмидесятых вышли четыре короткие исторические повести: «Сказание о Евпатии Коловрате», «Ладьи плывут на север», «До самого синего Дона», «Про бел-горюч камень». В 1960–1970-х написаны две книги о художниках.
В 1969 году вышла повесть Сергея Голицына «Сказание о белых камнях», посвящённая истории Владимиро-Суздальского княжества и его белокаменных чудес.
Не знаю, как для вас, а для меня эта повесть в творчестве Голицына была первой, прочитала я её лет в восемь. И даже почти отправилась на истфак – потому что была просто заворожена белокаменной историей, а потом и просто – историей. Язык Голицына изумительно поэтичен – наверное, потому что он очень любил наш край, в котором прожил почти тридцать лет. Коллеги-историки сейчас говорят мне-филологу, что если б я поступила-таки на истфак, то Голицыну верить бы перестала. Ну, что ж… хорошо, наверное, что не поступила. Зато «Златокудрая царевна» – церковь Покрова на Нерли, ключник Патрикей, нашествие татар, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском – рассказы о них по-прежнему звучат в моей памяти удивительно мягким и певучим языком Сергея Михайловича Голицына.
Умер Сергей Голицын в 1989 году, в своём любимом селе Любец, где ещё в начале шестидесятых купил дом и проводил очень много времени. Последней его книгой стала автобиографическая книга «Записки уцелевшего», изданная уже после его смерти.
З.Н. Сазонова