Найти тему

ЛОШАДИНАЯ ИСТОРИЯ ПЕТЕРБУРГА. Лошади на почтовой службе.

Оглавление
Главпочтамт. Вид с Почтамтской улицы /фото с сайта Википедия, авторство Авторство: Максим Хлопов. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=43158490/
Главпочтамт. Вид с Почтамтской улицы /фото с сайта Википедия, авторство Авторство: Максим Хлопов. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=43158490/

Предыдущие главы:

ЛОШАДЬ НА ПОЧТОВОЙ СЛУЖБЕ

История почты России

Куда бы ещё заглянуть в поисках «лошадиного места» в Петербурге? Ну, конечно, на Главпочтамт! С чего бы это? Ну как же, я уже касалась почтовой темы в Ямской слободе. Но тогда речь больше шла о функции извоза во время передвижения по дорогам страны на лошадях. Но передвигались-то по почтовым трактам. И где ещё поговорить об истории почты, как ни в имперской столице!

Россия страна огромная. Наверное, именно поэтому у неё раньше других европейских государств встал вопрос о доставке новостей. Русские князья княжили в разных городах, главный же князь сидел в Киеве, и ещё с 9 века, согласно Летописям, княжества обменивались вестями, которые отправляли с гонцами. Но гонцы в условиях отсутствия иного транспорта мчались по дорогам, соединяющим города Руси, на лошади. Расстояния были огромные, а лошадь – живое существо. В этом была проблема. Помогли монголо-татары, установив во время господства на Руси свою так называемую ямскую систему дорог. Она появилась в 13 веке. «Дзям» в переводе с татарского означает – дорога. На этих дорогах на расстоянии 40-50 км стали устанавливать ямы – станции, на которых останавливались гонцы с вестью, меняя лошадей.

Но уже к 18 веку ямская система была усовершенствована и заменена более современной – почтовой. Теперь уже гонца не отправляли по каждому поводу от разных людей. Почту собирали на почтамтах и в почтовых конторах, которые стали появляться во всех городах, дороги стали называть почтовыми трактами, а ямы – почтовыми станциями. А заодно вместе с почтой отправляли пассажиров, переезжающих из города в город, что было гораздо дешевле, чем отправиться в путешествие в личном экипаже.

Почта Петербурга при Петре 1

Уже в первые годы после появления Петербурга Пётр 1 решает проблему почтовой связи, и в городе появляется Почтовый двор – предприятие, которое поначалу лишь обеспечивало доставку корреспонденции. Почтовую службу возглавлял почтмейстер. В его подчинении находились секретарь, переводчик и три почтальона, а также охранники. Для Почтового двора возвели небольшое мазанковое здание на Городском, нынешнем Петроградском, острове. В первые годы, пока не были налажены почтовые тракты из Петербурга, осуществлялась курьерская доставка. Но ещё при Петре 1 была налажена регулярная почтовая связь между Петербургом и Москвой (1714), между Петербургом и Кронштадтом (1721), а позднее с прибалтийскими городами, которые отошли к России по итогам Северной войны.

Почтовый двор в Петербурге на Почтовой набережной, нынешней Дворцовой. На этом месте сейчас - Мраморный дворец /фото с сайта walkspb.ru/
Почтовый двор в Петербурге на Почтовой набережной, нынешней Дворцовой. На этом месте сейчас - Мраморный дворец /фото с сайта walkspb.ru/

Уже в 1716 году Почтовый двор расширили. Напротив Петропавловской крепости перед Большим лугом, нынешним Марсовым полем, для него возвели новое мазанковое здание с большим внутренним двором, где останавливались лошади и подводы (на этом месте позже был построен Мраморный дворец). Дополнительный доход приносили ресторан, Ассамблейный зал и гостиница. Правда, по дошедшим из глубин истории слухам, как только почтмейстер получал сообщение о визите царя, постояльцы при любой погоде выселялись из гостиницы. Дело в том, что Пётр в этом большом дворе устраивал Ассамблеи. Да мало ли что ещё царю понадобится! Летний дворец Петра находился в двух шагах от Почтового двора - в Летнем саду. На Неве перед двором была устроена пристань, у которой стояли почтовые корабли, осуществлявшие регулярные рейсы между приморскими городами. К концу царствования Петра 1 Санкт-Петербургский Почтовый двор уже осуществлял управление всеми ямами и почтами государства. Но к 30-м годам 18 века здание порядком обветшало. Новое построили недалеко от старого Зимнего дворца Петра 1 рядом с Зимней канавкой. Но когда началось строительство нового Зимнего дворца, стало ясно, что место выбрано неудачно.

Почта Петербурга при Екатерине 2

В царствование Екатерины 2 начинаются серьёзные преобразования Почтового ведомства. Руководителем новой структуры, именуемой «Новое Главное почтовых дел правление» становится генерал-почт-директор Александр Андреевич Безбородко (1747-1799). Его задача – проведение реформирования всей российской почтовой службы. Среди почтовых реформ, разработанных Безбородко, было создание в Петербурге Почтового стана, который должен был объединить новый Санкт-Петербургский Почтамт, где принимали корреспонденцию, и контору для перевозки почт. Под строительство нового Почтового стана была передана обширная территория в Морской слободе. Здесь с петровских времён и до пожаров 1736-1737 годов жили пушкари крепости-верфи. Поскольку со временем Адмиралтейство фактически утратило значение в качестве крепости, то и надобность в пушкарях отпала.

Главный фасад дворца графа А.А. Безбородко. Вид с Почтамтского переулка. /фото из личного архива/
Главный фасад дворца графа А.А. Безбородко. Вид с Почтамтского переулка. /фото из личного архива/

В Почтамтском переулке появляется роскошный дворец руководителя Почтового ведомства графа Безбородко (1781-1783, арх. Дж.Кваренги), а напротив него, у входа на Почтамтскую улицу, возводятся два главных почтовых здания (1782-1789, арх. Н.А. Львов). После завершения строительства в доме слева разместился главный офис почтовых работников, а также их служебные квартиры, в здании справа – Почтамт и службы, ведавшие перевозкой почты. Во дворе Почтамта находились конюшни, сараи и колодец. Там же был установлен верстовой столб, так называемая «нулевая верста», от которой в Российской империи вёлся с тех пор отсчёт всех расстояний.

Николаевская почтовая реформа

Следующая почтовая реформа произошла в царствование императора Николая 1. До этого почта занималась только пересылкой и доставкой междугородней корреспонденции. Внутри города письма разносили посыльные. Это была целая проблема – отправить не только пригласительные билеты на званый ужин, или на бал (а на балы приглашали до 3-х тысяч человек), но и переслать документы из одной конторы в другую. Приходилось содержать целые штаты посыльных для разноски пакетов, писем и пригласительных билетов. В 1833 году впервые в Российской империи заработала Городская почта. Эта реформа была с воодушевлением воспринята всеми, сделала письма не только удобной формой общения и связи населения, но и принесла огромный доход в казну.

На Петербургском Главпочтамте было открыто отделение для отправки внутригородской корреспонденции. В городе работали многочисленные пункты приёма писем и записок от горожан. Размещались они в 45 лавках с мелкими товарами, работавших допоздна. Но уже через 5 лет в городе появились почтовые ящики. Территория была поделена на 17 округов, каждый из которых обслуживался двумя почтальонами, собиравшими письма и доставлявшими их на Почтамт. На Почтамте почтовые отправления сортировали, штемпелевали и разносили по адресам.

Увеличение количества почтовых операций потребовали расширения рабочих помещений. Здания почтового ведомства неоднократно подвергались перестройкам. Их соединили навесным переходом. Сам Почтамт – место, где совершались операции, переносился из здания в здание. В начале 20 столетия двор главного Почтамта перекрыли стеклянным потолком и переоборудовали в операционный зал (1903, арх. Л.И. Новиков). К этому времени справа находилось отделение приёма, а слева – выдачи корреспонденции.

После революции здание Почтамта оставалось Главпочтамтом в городе. Сейчас оно временно закрыто. Предполагается – на реставрацию, после которой в нём будет открыто историческое пространство. Правда, пока неизвестно, будет ли почтамт продолжать функционировать по прямому назначению. А в другом здании Почтового ведомства в 21 веке открыли Музей истории религии.

Отделение почтовых карет и брик

Лошади тоже переживали непростое время в эпоху николаевских реформ. Ведь появление железной дороги грозило «сокращением штата» почтовых лошадей! Однако без работы их не оставили. Пока. Напротив, теперь, помимо междугородной доставки почтовых отправлений, почта взяла на себя организацию регулярного пассажирского движения по дорогам страны.

Ещё в 18 веке кому-то пришла в голову отличная идея совмещать доставку почты в другие города с пассажирскими перевозками. В самом деле, если почтовый дилижанс отправляется в дальний путь, почему бы не взять с собой пассажиров? Путникам удобство, ведомству – доход. И почтовое ведомство занималось этим с первых дней своего существования. А при Николае 1 при Главпочтамте появляется новое отделение. Возникло оно, правда, не из соображений удобства пассажиров, а для покрытия затрат, которые понесло ведомство, когда в 1840-м году решило заменить старые открытые экипажи, на которых перевозили корреспонденцию, на новые крытые кареты. Компенсировать расходы решили за счёт открытия Отделения почтовых карет и брик (вероятно, слово "брик" произошло от "бричка", брик - солиднее!)

Конечно, в те времена уже существовали и частные экипажи, и конторы по перевозке пассажиров в дилижансах. Но услуги этих контор были очень дорогими, а Почтовое ведомство привлекло пассажиров весьма гуманными ценами и комфортными условиями. В 1840 году начала работу первая линия «Петербург-Москва», обслуживаемая казёнными дилижансами Почтового ведомства. И вскоре количество рейсов по стране и за границу увеличилось. На полученный доход уже спустя 3 года после открытия первой линии началось строительство специальных зданий для перевозок (1843, арх. А.Кавос). Возводился этот «лошадиный вокзал» на территории усадьбы, ранее принадлежавшей Михаилу Васильевичу Ломоносову, которая с одной стороны тянулась вдоль Мойки. Её почтовое ведомство выкупило у наследников учёного.

Здание Отделения почтовых карет и брик. Вид с Большой морской улицы /фото с сайта Википедия"
Здание Отделения почтовых карет и брик. Вид с Большой морской улицы /фото с сайта Википедия"

В комплекс зданий вошли: дом для приезжающих, выходящий фасадом на Большую Морскую улицу, дом для почтальонов, расположенный во дворе, несколько жилых флигелей, служебных построек, конюшен. На месте, где производилась посадка в дилижансы, был устроен крытый дворик с остеклённым навесом. Зал ожидания для пассажиров был украшен дорогой мебелью, зеркалами и коврами. Но всё же развитие железных дорог продолжалось. Постепенно деятельность отделения почтовых карет и брик прекратилась. Наступал 20 век, который стремительно изменил жизнь не только человечества. Время деятельности лошади в городе подходило к своему завершающему этапу.

Л. Премацци. Отделение почтовых карет и брик (станция почтовых дилижансов) на Б. Морской ул. Кузница и каретный сарай. 1848 г. /фото с сайта citywalls.ru от пользователя Ладада)
Л. Премацци. Отделение почтовых карет и брик (станция почтовых дилижансов) на Б. Морской ул. Кузница и каретный сарай. 1848 г. /фото с сайта citywalls.ru от пользователя Ладада)

А я, передвигаясь по лошадиным дорогам неожиданно оказалась почти в том месте, откуда я начала путешествовать по Петербургу в поисках «следов лошади». Пройдя до конца Почтамтской улицы я как раз окажусь у плаца Конногвардейского полка, где когда-то стояли кони Трискорни, те самые с которых началась моя Лошадиная история. Но ставить точку в ней пока рано.

Продолжение читайте, переходя по ссылке:

А начало книги здесь:

От автора.

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались - Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!