Предыдущие главы:
ЯМСКАЯ СЛОБОДА
Дороги, дороги...
Кони Диоскуров работы Трискорни неожиданно оказались лишь маленьким сюжетом большой Лошадиной истории. Не думала, что она будет такой длинной и такой непредсказуемой. И не совсем уже лошадиной! Но, оказывается, даже эта неожиданная тема позволяет путешествовать по Петербургу и знакомиться с его историей в разных уголках города.
Мой рассказ совершенно случайно начался с истории Конногвардейского полка. И это оказалось кстати. Ведь первые кони Петербурга были, конечно, под седлом военных, первые успехи которых в Северной войне привели к рождению города на Неве. А после закладки крепости Санкт-Петербург потянулись в строящийся город подводы, обозы и экипажи. Со всей страны на строительство посылали крепостных крестьян. Сюда ехали лесорубы и строители. Отовсюду съезжались каменщики, потому как повсеместно было запрещено каменное строительство, и только здесь была для них работа.
Работали вахтовым методом, сменяемость рабочих была постоянной. Ежегодно на главной стройке страны трудились более 20 тысяч человек. А ещё в новый город везли предметы быта – ведь здесь ещё ничего не было, везли продовольствие – надо было кормить строителей и солдат! И все эти телеги по дорогам страны в Петербург тащили лошади. Никакого другого наземного транспорта тогда попросту не было.
А теперь на минутку представим просторы необъятной России, покрытые лесами, и задумаемся, откуда взялись дороги? Техники ведь не было! Все они прокладывались человеческими руками. И, очевидно, что «лишних» дорог на Руси не было! Дороги делились на большие, малые и просёлочные. Малые между уездными городами и просёлочные между селениями были местными и общедоступными. Большие же соединяли крупные города, были стратегически важными, потому что обеспечивали, в первую очередь, мобильную связь! По ним был налажен обмен информацией – почтовыми сообщениями. А потому их называли почтовыми трактами или столбовыми дорогами. Второе название появилось благодаря верстовым столбам, которые стояли вдоль этих дорог. На этих столбах указывалось расстояние до ближайшего города. Со временем эти тракты стали использоваться для перевозки грузов и пассажиров. Главной движущей силой на всех дорогах были в то время лошади.
Лошади – живые существа. Преодолеть расстояние в тысячи километров они никак не могли на одном дыхании! Их меняли на специально устроенных с этой целью на дорогах почтовых станциях. В России их ещё со времён Золотой орды называли ямы (от тюркского слова «дзям» – дорога). Отсюда произошло и название профессии, занимавшейся перевозками. Лошадьми на почтовых трактах управляли ямщики. Пока меняли лошадей, путники отдыхали, почтовые служащие обменивались посланиями с другими гонцами, а затем продолжали путь.
Старый Новгородский тракт и Ямская слобода
В строящийся Петербург въезжали по-старому Новгородскому тракту. Сегодня в черте города часть этой дороги называется Лиговским проспектом (почему – чуть позже!). А в начале 18 века это была единственная дорога, по которой можно было попасть в Петербург из других городов России. Она начиналась от Новгорода, доходила до Ямбурга, нынешнего Кингисеппа, где находился ям. В этом месте она соединялась с дорогой из Ревеля, нынешнего Таллина, шла до Дудергофского озера, а потом выходила к Неве, к селу Спасскому. На месте села при Петре построят Смоляной двор, а позже появится Смольный собор.
Новгородский же тракт существовал задолго до Петербурга. Он связывал российские города с главной водной магистралью Древней Руси, той, что именовали «Путь из варяг в греки». Нева являлась частью этого пути. На подъезде к Неве дорога была достаточно трудно преодолимой, так как проходила через заболоченную местность, но иного пути не было.
Прибывшие в Петербург ямщики вдоль Новгородского тракта и останавливались. Начиная с 1714 года по указу Петра в районе тракта начинает формироваться Ямская слобода. Дома в слободе были деревянными, бедными и убогими. Помимо частных подворий, строились постоялые дворы, кабаки и питейные заведения, конюшни, кузни и шорни – всё, что необходимо было для обслуживания прибывших в столицу ямщиков.
Ямщиками становились простые мужики из народа. И, хотя выбирались на службу лучшие, да клялись перед образами нести службу исправно и вести себя прилично, среди ямщиков хватало любителей выпить да подраться. Поэтому обстановка в этой части города всегда оставалась сложной, и район пользовался дурной славой. Город строился, активно создавались новые дороги. Вскоре в Петербург стало гораздо удобнее добираться другими путями, и старый Новгородский тракт становился всё менее популярным.
Как Новгородский тракт стал Лиговским проспектом
Когда Пётр загорелся идеей создания фонтанов в Летнем саду, было решено построить водовод. Трудно сейчас сказать, почему решили тянуть воду издалека. Историки до сих пор спорят. Вероятно, инженеры того времени посчитали, что, благодаря уклону местности, удастся создать хороший напор воды в фонтанах.
Водовод проложили от Дудергофского озера прямо вдоль Новгородского тракта. Канал получил название Лиговский (1718-1721) по названию речки Лига, нынешней Дудергофки, вытекающей из Дудергофского озера. Но инженеры просчитались, и фонтаны не получились! Воду для них стали брать из протекавшего мимо Летнего сада ерика, который вскоре стал называться рекой Фонтанкой. А водовод стали использовать как источник чистой воды.
Фонтаны Летнего сада в 1777 году были уничтожены наводнением и до 21 века не восстанавливались. После этого наводнения пострадал и Лиговский канал. Его берега стали осыпаться, а вода стала грязная и мутная. Канал в 19-20 веках постепенно за ненадобностью засыпали, а нынешний Лиговский проспект сохранил в названии память о существовавшем некогда канале.
А вот история Ямской слободы могла бы забыться, если бы не поставили ямщики в ней церковь. Ещё в начале 18 века срубили они у Новгородского тракта две деревянные церквушки. Они перестраивались неоднократно. До наших дней сохранился на этом месте Крестовоздвиженский собор и высокая колокольня, возведённые в 19 веке. Церковь остаётся украшением Лиговского проспекта, и до сих пор многие по старинке называют её Ямской.
Лиговский, Невский и их место встречи...
Сегодня Лиговский проспект – центр города. А в начале 18 века это было глубокое захолустье. Это трудно представить, ведь сегодня от Московского вокзала до Адмиралтейства можно добежать минут за 25. Но раньше всё было по-другому.
Поскольку Петербург строился ниже по течению Невы относительно бывшего села Спасское, то добраться до главных городских объектов с Новгородского тракта было непросто – лесными тропами, порой через непроходимые болота. В условиях вечной петербургской непогоды немногочисленные лесные дорожки становились непроходимыми. Назрела необходимость связать Петербург с Новгородской дорогой.
Вот тогда и решил Пётр «першпективу» прокладывать. Так называли на Руси широкую дорогу с красивыми видами. Начиналась она от Адмиралтейства и должна была выйти к Новгородскому тракту. Прокладка её заключалась в вырубке леса и осушении сильно заболоченных мест. Строительство дороги началась уже после Полтавской битвы, явившейся переломной в Северной войне. В честь этой победы в 1710 году на берегу Невы был заложен мужской монастырь. Его Пётр решил разместить в том месте, где, как тогда считали, происходила Невская битва в далёком 1240 году. Князь Александр Ярославович, победивший со своим войском шведов в этой битве, стал зваться Невский. В честь него и назвали новый монастырь. Он располагался далеко от города на берегу Невы вверх по её течению. И строящуюся дорогу было решено проложить до самого монастыря.
Дорога и монастырь стали важными вехами на пути превращения Петербурга в столичный город. Для ускорения работ строительство велось с двух концов. Считается, что дорогу от Адмиралтейства прокладывали пленные шведы, а от монастыря – монахи. Просека через леса должна была быть прямой и ровной как стрела. Но, когда строители вышли к месту встречи, оказалось, что где-то «просчитались», и дорога получилась «надломленной», с изгибом.
Согласно городской легенде, царь сильно осерчал, дубинку свою в ход пустил, чтобы гнев излить! Точных дат начала прокладки дороги нет. Считается, что начали тянуть дорогу от Адмиралтейства. Поскольку это уже был густонаселенный район города, то, вполне вероятно, началом послужила уже существовавшая дорога, которая обходила болото, начинающееся сразу за Морской свободой. Её и продолжили прямо до Новгородского тракта. В итоге эта дорога от Адмиралтейства никак не могла выйти к монастырю. Ну а монахи, вывели свою часть дороги к уже начатой её части. И не промахнулись!
В том месте, где части дороги встретились, на пересечении с Новгородским трактом, образовался огромный пустырь. В 18 веке вокруг него размещались конюшни, царский птичник, псарни и Слоновий двор. Он понадобился для содержания слонов, которых российским монархам щедро дарили восточные шахи. Здесь же находился импровизированный рынок – крестьяне торговали всякой снедью прямо с повозок. В плохую погоду, которая нередко случается в Петербурге и сейчас, пустырь превращалась в болото.
Только к концу 18 века его замостили булыжником, образовалась большая площадь, на которой возвели Знаменскую церковь (1794-1804). Пустырь стал Знаменской площадью (теперь – площадь Восстания), а пересекающая Лиговский проспект дорога – Невским проспектом.
От железной дороги к подземной
Неизвестно, как развивался бы город дальше, граница которого к 19 веку вышла к реке Фонтанке, если бы не научно-технический прогресс! В середине 19 века появилась железная дорога, соединившая Петербург с Москвой. Железнодорожная ветка выходила как раз к Знаменской площади.
Железная дорога перевернула жизнь петербуржцев! Даже тех, кто никогда по ней не путешествовал! Это событие дало мощный толчок к развитию заброшенной до этого городской окраины. Время ямщиков подходило к концу. Железные дороги скоро возьмут на себя функцию организации перевозок пассажиров и грузов. Облик старой Ямской слободы стремительно меняется! Вдоль проспекта возводятся высокие доходные дома в 5-6 этажей (максимально допустимая этажность в Петербурге того времени), в первых этажах которых размещаются магазины, рестораны и модные салоны. Но строятся также церкви, больницы. Из маленькой мастерской постепенно разрастается знаменитый чугунно-литейный завод. Особняк его владельца по фамилии Сан Гали до сих пор является украшением проспекта. А часть Лиговского проспекта за Обводным каналом становится промышленной зоной.
На Знаменской площади в середине 20 века был возведён железнодорожный вокзал. А спустя столетие напротив него, на месте безжалостно снесённой старой Знаменской церкви, появился наземный павильон станции метро площади Восстания – конечной станции первой линии городского метрополитена, подземной железной дороги. И примечательно, что все виды дорог сошлись у старого Новгородского тракта.
Казалось бы, пора покидать Ямскую слободу. Но я задержусь! И хотя дальше речь пойдёт о героическом прошлом этого места, эпизод с лошадью здесь найдётся!
Продолжение здесь:
А начало книги здесь:
От автора. Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались - Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!