Торжество Православия особенное событие в церковной жизни.
Установлено оно в память об окончании страшнейшего периода в истории Церкви, в который истинно верующие люди подвергались гонениям ничуть не меньшим, чем в языческие времена. С той лишь разницей, что на заре христианства мучениям их подвергали неистовые поклонники идолов, а во времена более поздние свои же братья-христиане, зараженные ересью иконоборчества.
Это действительно были страшные годы. Из православных соборов выкидывались святые мощи и прилюдно сжигались лики святых. Пытавшихся спасти их прихожан и священников избивали и мучали, их лишали имений и бросали в темницу, предварительно клеймя лица защитников чудотворных икон хульными надписями ради всеобщего позора.
И все это происходило на государственном уровне. В Византии – в великой христианской державе, возглавляемой императорами, называвшими себя православными. И, что еще печальнее, той же еретической позиции придерживались и стоявшие во главе Церкви патриархи.
Так продолжалось до прихода к власти праведной царицы Феодоры. Эта благочестивая подвижница была женой Византийского императора Феофила, правившего в первой половине IX-го века.
Царственный супруг Феодоры, будучи ревностным иконоборцем, организовал жесточайшие гонения на служителей Истинной Церкви. По его приказу многие из них подверглись истязаниям, заключению и изгнанию - так безжалостно расправлялся Феофил с теми, кто продолжал чтить святые образы. Небывалые пожарища устроил он в византийской столице, сжигая в них изъятые из церквей святыни.
Феодора не смела открыто противостоять своему супругу. Но, скрывая в своих покоях лики Божиих угодников, под кровом ночной темноты она тайно взывала перед ними к Создателю, моля Его защитить всех гонимых и страждущих христиан.
Господь покарал нечестивого императора. Случилось так, что войска Багдадского халифа Мутасима разрушили древнюю твердыню Византии и малую родину императора – город Аморий, не оставив в нем камня на камне и уведя в плен всех его жителей. Правитель не смог перенести такого позора и тяжело занемог. Спустя 4 года, так и не оправившись от потрясения, Феофил скончался. Было ему в ту пору только 29 лет.
По кончине супруга царица, являвшаяся регентшей своего 2-хлетнего сына Михаила, возвратила из темниц и ссылок всех оставшихся в живых церковнослужителей. Она восстановила их на прежних должностях, а епископам вернула их кафедры.
Правительница возвратила также имущество церквям, и в них вновь были внесены уцелевшие за годы гонений святые лики и мощи подвижников.
Феодора созвала Церковный Собор, возглавил который вернувшийся из изгнания смещенный ее супругом патриарх Мефодий. На этом Соборе всех еретиков-иконоборцев предали анафеме. И даже занимавший в ту пору Патриарший престол Иоанн Грамматик, воспитатель и духовник почившего императора Феофила, не захотевший поклоняться образам Божиих угодников, был обвинен в оккультизме и попытке самоубийства, и сослан в дальнюю обитель на Босфоре - Клидион.
Упомянутый Собор состоялся в 842 году (некоторые исследователи, впрочем, утверждают, что его провели в марте 843 года). Именно на этом Соборе, в память об окончании иконоборческого гонения на Церковь и ее преданных чад, установлен был особый чин - Торжество Православия, совершаемый в наши дни в первый воскресный день Великой Четыредесятницы.
Впервые этот чин был отслужен 11 марта 843 года в византийском Софийском соборе. Тот день был первым воскресеньем Великого поста.
Вот что повествует летописец о тех событиях:
«Царица Феодора предложила Святейшему Патриарху Мефодию известить и собрать всех православных митрополитов, архиепископов, игуменов, клириков и мирян, чтобы те пришли в первое воскресенье святого поста в Великую церковь Божию с честными крестами и святыми иконами. И когда бесчисленное множество народа собралось, пришли в храм и сам царевич Михаил со святой и православной матерью своей и со всем синклитом, и каждый нес в руке по царской свече.
Соединившись со святым Патриархом, они вместе двинулись от Алтаря со святыми иконами, Честным Крестом и Святым Евангелием, и пошли с литией до ворот царского дворца…
После долгой молитвы и долгого плача, после сокрушенного и умиленного взывания ‟Кириэ Элейсон” («Господи, помилуй!») все возвратились во святой храм для совершения Божественной Тайной Литургии с великой радостью и торжеством.
И таким образом восстановлены святые и честные иконы для почитания и поклонения в храме Божием.
Благочестивые же самодержцы, со всечестным и святым Патриархом Мефодием и бывшими при нем митрополитами постановили: ежегодно, в первое воскресенье святого поста, праздновать торжественно в Великой Божией церкви сей святой и честной праздник, который и празднуется доныне.
Иконы же в те дни были одновременно поставлены во всех церквах Константинополя».
С той поры и отмечаем мы в первое воскресенье Великого поста день окончания величайшей в истории Церкви брани между истинными христианами и захватившими в Византии власть еретиками-иконоборцами.