Для затравки фрагмент воспоминаний капитана 2-го ранга в отставке Д. Смиряева, в 1959-1961 гг. начальника РТС РЗК (разведывательный корабль) "Нейва":
"...... Одевали нас в то время как рыбаков и снабжали соответствующими легенде документами. От похода к походу менялись названия судна, девичья фамилия которого была «Нейва». Ходил я в море в роли преподавателя радиотехники мурманского мореходного училища, ходил на том же судне под другим названием в роли МНС Полярного Института Рыбного Хозяйства и Океанографии (ПИНРО), бывал по судовой роли помполитом.
Из нашей закрытой островами от посторонних глаз базы мы выходили по ночам, за сутки перед тем встав на якорь на внутреннем рейде, предварительно сдав все, что могло скомпрометировать нас в случае досмотра: подшивка флотской газеты «На страже Заполярья» заменялась на «Рыбак Заполярья», комплект корабельной документации заменялся на судовую, переодеваясь в гражданское, мы сдавали личные вещи и личные военные документы. Шел процесс перевоплощения, мы начинали жить в предлагаемых легендой обстоятельствах, мы ведь тоже где-то актеры.
Легенда составляла существенную часть нашей работы, но не все вовремя отдавали ей должное. Когда жареный петух, наконец, намеревался клюнуть, начиналось экстренное изучение проблем: «Как зовут секретаршу начальника мореходного училища ?», «Как проехать в училище из центра Мурманска ?» и т.д..."
Однако уже к началу 60-х годов американцы прекрасно знали, что это за рыболовные суда и нужда в подобном маскараде отпала. Вскоре они официально стали числиться гидрографическими (ГИСУ ВМФ). Эта легенда была более удобной, поскольку гидрографические суда входили в состав ВМФ и несли советский военно-морской флаг, и тем самым получали правовую защиту.
Более подробно об одном из этих тружеников морской разведки.
В 1956 году в ГДР на верфи VEB Volkswerft Stralsund конструкторы разработали проект среднего рыбопромыслового траулера с рефрижерацией трюмов, получившего у нас название "Океан". Судно длиной 50,8 метра и шириной 8,8 метра было оснащено одним главным двигателем DV148 "Букау-Вольф", 540 э.л.с. при 275 об/мин. , осадка в полном грузу составляла 3,38 метра, а водоизмещение при этом - 264 тонны. Скорость порядка 11 узлов. Команда 26 человек.
Построили немцы таких судов 200 единиц, поставляя в разные страны, в том числе в большом количестве в СССР, где многие из них успешно ловили рыбу, вон сколько её на палубе:
Но не все. 15 из них начиная с 1961 года были у нас переоборудованы в малые разведывательные корабли (МРЗК), при этом сменив свои рыбные названия на связанные со всяческим корабельным оборудованием. Скажем, был "Горбуша" - стал "Гидрофон" и т.п. Мы же поведём речь о "Форели", ставшей "Репитером"
Это снимок 1963 года. Со временем они подвергались ещё некоторым переделкам, вот более поздний снимок:
Теперь их команда доходила до 65 человек. Гоняли их на боевые службы неимоверно, ветераны вспоминают, что доходило до 6-7 в год. Район деятельности в Северной Атлантике распространялся до восточного побережья США.
Само собой, служба на них была не мёд, вот наш герой в условиях не самого большого волнения
С середины 1970-х годов малые РЗК проекта «Океан»: «Теодолит», «Кренометр», «Репитер», «Эхолот» начали совершать походы в район Леруика (Великобритания) для перехвата информации в каналах направленных линий связи. Добывать сведения в этих каналах было нелегко. Требовалась ювелирная работа штурмана, чтобы удерживать корабль, антенно-фидерные устройства в створе между абонентами линий связи.
В 1972 году малым МРЗК «Репитер» на позиции между Фарерскими островами и северо-восточным побережьем Исландии была успешно осуществлена разведка тропосферной линии связи, которая соединяла Европу с Канадой и США. В дальнейшем РЗК постоянно будут вести разведку таких линий связи, добывая ценную информацию.
Но мы вернёмся в более ранний период. Вот что вспоминал о "Репитере" Эрик Томпсон, служивший тогда на подводной лодке HMS Andrew
Здесь он снят на её палубе в 1969 году:
"...По возвращении на реку Клайд нам было поручено обследовать загадочный советский шпионский траулер. Это судно постоянно стояло между Ирландией и Маллом оф Кинтайром на протяжении всей холодной войны. Его роль заключалась в наблюдении за коммуникациями и перемещением подводных лодок в Клайд и из него, как британских, так и американских..."
Вот на карте этот самый Малл оф Кинтайр и обозначенная красной точкой база в Клайде:
"...Мы также предполагали, что он передавал информацию о передвижениях наших подводных лодок советской подводной лодке, ожидающей своего часа к западу от Ирландии. Советы пытались отследить наши подводные лодки с ракетами «Поларис», покидающие «Клайд». Шпионский траулер ни в коем случае нельзя было принять за невинное рыболовное судно, поскольку он был увешан антеннами и не имел рыболовных снастей.
Мы могли видеть, что у него было над ватерлинией. Главный вопрос заключался в следующем: что у него под ней? Наша задача заключалась в том, чтобы это выяснить.
Когда мы обогнули Малл оф Кинтайр, я увидел, что он находится на своей обычной позиции и дрейфует по течению. Он стоял там месяцами, и я задавался вопросом, что же делала его команда, чтобы скоротать время?
Наш план состоял в том, чтобы определить его точное местоположение, выйти в море, нырнуть, вернуться назад и скрытно подобраться снизу. Увидев нас, он тронулся с места и направился к нам
Он прошел рядом на встречном курсе по правому борту, развернулся за нашей кормой и пошел параллельно нам в ста метрах от левого борта. Я мог рассмотреть его в мельчайших деталях. Команда у него была намного больше, чем обычно для траулера такого размера, и большинство из них, похоже, поднялись на палубу, чтобы увидеть нас.
Количество женщин в команде было неожиданностью, эти женщины выглядели как землекопы и носили комбинезоны с промышленными фартуками. [Не всплыла ли в его памяти встреча с нашим обычным рыболовным судном?]
... Было странно видеть «врага» на таком близком расстоянии; они были такими же людьми [кто бы мог подумать:)] и выглядели довольно бедно. Мне было жаль их, и я удивлялся низкому качеству их жизни в государстве, контролируемом коммунистами.
Затем на крыло мостика вышел мужчина и направил на нас громкоговоритель. Через несколько минут из него заиграла танцевальная музыка. Как забавно. Мы жили уже в эпоху рок-н-ролла, «Битлз», Элвиса Пресли и «Роллинг Стоунз», а они играли танцевальную музыку поколения моих родителей. Это была шутка или нас пытались впечатлить советской крутостью? Пытались ли они установить контакт с коллегами-моряками или это был плохо рассчитанный акт советской пропаганды? Я хотел бы думать первое.
Наверх поднялся Майк Харрис, командир нашей лодки. «Игнорируйте их», — сказал он. - Смотреть прямо вперед. Если бы мы слонялись возле Архангельска, я бы помахал им рукой, но не здесь».
Командир, вахтенный и я, трое подводников со стальными глазами, все в форменных темно-синих беретах и белых подводных свитерах с высоким воротником, мрачно смотрели прямо перед собой, в то время как в пределах досягаемости советский шпионский траулер бомбардировал нас танцевальной музыкой.
Мы увеличили скорость и оторвались, но как только оказались за горизонтом, нырнули и вернулись, на этот раз пройдя прямо под судном и сфотографировав то, что оно прятало под юбками. Оказалось, что у него был торпедный аппарат! Это был сюрприз. С юридической точки зрения это сделало его военным кораблем. Поскольку мы прошли всего в двух метрах под его корпусом, оно, должно быть, заметило нас, потому что увеличило скорость, и к тому времени, когда мы вернулись, чтобы еще раз взглянуть, нам пришлось начать подводную погоню на высокой скорости..."
Торпедный аппарат под корпусом малыша-разведчика? Не могу поверить. Может, кто-либо, кому довелось служить на подобных кораблях, раскроет тайну? Которая уже ни на что не может повлиять, ведь "Репитер" был списан ещё в 1986 году, а последний из них - в 1993-м
.........................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала: