Найти тему

Шпаги наголо, дворяне!-3 Переходные рапиры и рождение "классической дворянской" шпаги, 17 век

Канал "Книжные раскопки" продолжает тему придворных и "гражданских" (то есть не предназначенных прежде всего для поля боя) шпаг и рапир. Ссылки на две предыдущие статьи цикла - в конце. А мы переходим, можно сказать, к основной линии, которая в середине 17 столетия привела к "классической дворянской" - придворной, камзольной шпаге. Здесь еще важно понимать, что все образцы оружия в статье существовали, можно сказать, одновременно - большинство изготовлено в период с 1625 по 1670 годы, а не сменяли друг друга. Основное направление, выраженное у всех - снижение веса и отказ от дуг в пользу щитков или чашки. И постепенный уход от кинжала в левой руке.

Вот пример все еще длинной, но уже облегченной рапиры:

Эфес Фландрия или Голландия, клинок Золинген. Около 1630 года. Фото - музей Метрополитен СС0
Эфес Фландрия или Голландия, клинок Золинген. Около 1630 года. Фото - музей Метрополитен СС0

Длина 118 сантиметров, клинок 102 сантиметра, вес 964 грамма. Главная причина уменьшения веса - упрощение эфеса - сокращение числа и размера массивных дуг.

Эфес Фландрия или Голландия, клинок Золинген. Около 1630 года. Фото - музей Метрополитен СС0
Эфес Фландрия или Голландия, клинок Золинген. Около 1630 года. Фото - музей Метрополитен СС0

В первой трети 17 века благодаря развитию фехтовании шпаги/рапиры "до подмышки" (у тех, кто из носил - многие изначально предпочитали более короткое оружие) постепенно сменяются шпагами "до солнечного сплетения", а потом и "до середины живота". Прекрасное выражение этого - знаменитый "круг Тибо".

Жерар Тибо (1574-1627) - фехтовальщик и преподаватель фехтования, автор огромного (более 400 страниц) труда по испанскому фехтованию, посвященного его личным разработкам. Основная идея: умеренной длины клинок и отсутствие кинжала при максимально четкой и отточенной работе ног. (Упрощаю, конечно. Желающие могут найти перевод книги на русский язык - есть в свободном доступе - и ознакомиться со стилем и системой.) Включает принципы боя также против человека с рапирой и кинжалом, с рапирой и щитом, длинным мечом, двуручным мечом и мушкетом. Сама система оценивалась современника противоречиво, ввиду сложности и заумной для многих теоретической части. Тем не менее издание книги профинансировали 11 особ королевской крови разных домов Европы, в основном - Людовик XIII. Книга была издана уже после смерти автора.

"Академия меча" Жерар Тибо д'Анверса, 1628 год
"Академия меча" Жерар Тибо д'Анверса, 1628 год

Здесь показан и основной хват в фехтовании того времени, и идеальная, по мнению Тибо, длина оружия. Для человека среднего роста это 105-115 сантиметров.

Как у этой испанской рапиры. Или шпаги? Или переходной рапиры - некоторые выделяют и такой тип.

Испания, 17 век. Фото - музей Метрополитен СС0
Испания, 17 век. Фото - музей Метрополитен СС0

Длина 114 сантиметров, клинок 91 сантиметр, вес 737 граммов. Еще меньше металла на эфесе.

Или итальянский вариант.

Италия, около 1650. Фото - музей Метрополитен СС0
Италия, около 1650. Фото - музей Метрополитен СС0

Длина 104 сантиметра, клинок 87 сантиметров. Вес 765 граммов - капельку тяжелее испанской.

Можно вообще отказаться от дуг, как в этом голландском (вероятно) эфесе.

Эфес - Голландия, клинок - Толедо.
Эфес - Голландия, клинок - Толедо.

Длина 112 сантиметров, все 652 грамма.

А если позволяет качество стали, можно еще уменьшить толщину и ширину клинка, сделать эфес еще более ажурным.

Эфес - возможно, Англия. Клинок - Золинген. 1630-1640 год. Фото - музей Метрополитен СС0
Эфес - возможно, Англия. Клинок - Золинген. 1630-1640 год. Фото - музей Метрополитен СС0

Здесь длина 111 сантиметров, клинок 96 сантиметров. И вес всего 567 граммов.

И вот из синтеза всех этих и еще многих вариантов родился эфес, который станет классикой. Придворная шпага времен короля-солнце.

Франция, 1550-1560. Фото - музей Метрополитен СС0
Франция, 1550-1560. Фото - музей Метрополитен СС0

Вероятно, Париж. Длина 104 сантиметра, клинок - 88 сантиметров. Вес не указан.

Франция, 1550-1560. Фото - музей Метрополитен СС0
Франция, 1550-1560. Фото - музей Метрополитен СС0

Разумеется, такие эфесы делали не только в Париже. И не факт, что именно во Франции его изобрели. Следующий эфес изготовили возможно во Франции, а возможно - в Испании, и он, скорее всего, старше предыдущего. Клинок испанский, работы Томаса Айала. Возможно, правда, возможно, нет - уж слишком много есть клинков, подписанных именем знаменитого оружейника.

Эфес Франция или Испания, клинок Испания. 1625-1650 год. Фото - музей Метрополитен СС0
Эфес Франция или Испания, клинок Испания. 1625-1650 год. Фото - музей Метрополитен СС0

Длина 108 сантиметров, клинок 90 сантиметров, вес 680 граммов. И несмотря на все возможно, нравится лично мне больше предыдущей шпаги. Хотя и ее тоже можно называть переходной рапирой - по крайней мере, в музее назвали.

А дальше остается только добавлять легкости и роскоши. И даже одна-единственная дужка на эфесе может показаться лишней. Снова Париж.

Франция, 1550-1560. Фото - музей Метрополитен СС0
Франция, 1550-1560. Фото - музей Метрополитен СС0

Длина 98 сантиметров, клинок 81 сантиметр, вес 595 граммов.

Правда, оставались и любители подраться на дуэлях, или просто люди, желающие более серьезное оружие - богатое и достаточно легкое, конечно же.

И к концу 17 века придумали колишемард.

Италия, около 1700 года. Фото - музей Метрополитен СС0
Италия, около 1700 года. Фото - музей Метрополитен СС0

Длина 110 сантиметров, клинок 91 сантиметр, вес 992 грамма. Впрочем, вполне возможно, что владелец оружия был офицером и рассматривал клинок как парадный - но вполне боевой, хотя и облегченный. Вес строевой шпаги кавалериста к этому времени мог быть и 1300-1700 граммов (примеры в статье "Сколько точно весила шпага шведских драбантов?"), ближе к меньшему, конечно.

Для предпочитающих традиции и красоту полированной стали вместо позолоты продолжали делать рапиры с ажурной резной чашкой.

Италия, конец 17 века.
Италия, конец 17 века.

Длина 114 сантиметров, клинок 96 сантиметров, вес 907 граммов.

Или, в более новом стиле, с уплощенной, хотя и большей, чем у придворных шпаг, чашкой, и все еще заметных размеров крестовиной.

Италия, начало 18 века. Фото - музей Метрополитен СС0
Италия, начало 18 века. Фото - музей Метрополитен СС0

Длина 99 сантиметров, клинок 82 сантиметра, вес 567 граммов. Позже в 18 веке для желающих появятся шпаги "в испанском стиле", сохраняющее те же принципы.

Но это - уже тема следующих стаей, а это цикл наконец завершился. Исходно планировалась всего одна статья, но... Слишком много всего интересного в музеях.

Первая и вторая части цикла:

Список всех статей о шпагах и рапирах на канале

Список других статей о музейных экспонатах

Подписка, комментарий, лайк или репост помогут развитию канала! Спасибо!