Найти тему
Наука и фантастика

Метафорический космизм Константина Алексеева

В центре Москвы, в небольшой галерее А 3 (Арбат, Староконюшенный переулок) 21 марта 2024 года открылась выставка, озаглавленная весьма обязывающе: "Русский космизм Константина Алексеева".

Фото моё
Фото моё

Вообще-то русский космизм - явление эпохальное и очень многосоставное и многослойное, включающее в себя и несколько философских течений, и несколько совершенно разных художественных направлений, и целый букет искусств (живопись, литература, музыка).

Ну, посмотрим, какое новое слово сумел сказать на этом фоне Константин Алексеев, выросший в совершенно иных условиях, чем деятели Серебряного века, основатели пресловутого космизма.

На выставке представлены как вполне реалистические пейзажи, так и картины символического и поэтического характера. Последние, на мой взгляд, куда более интересны.

Константин Алексеев. Вознесение. Эскиз. Фото моё.
Константин Алексеев. Вознесение. Эскиз. Фото моё.

Прямо у входа висит картина в форме триптиха - "Вознесение". Космизм тут с религиозным оттенком и отсылает нас к алтарным композициям давних веков.

Иероним Босх. Страшный суд. 1504
Иероним Босх. Страшный суд. 1504

С Босхом, конечно, никто не сравнится ни в фантазии, ни в виртуозной отделке деталей; пример лишь для наглядности аналогии.

В том же первом зале демонстрируются две больших картины натурфилософского характера.

Константин Алексеев. Первое воскресенье. Фото моё
Константин Алексеев. Первое воскресенье. Фото моё

Можно подумать поначалу, что тут отражена идея плоской Земли, стоящей на трех слонах, но это не совсем так. "Первое воскресенье" - седьмой день творения по Библии, когда вся жизнь уже создана, и можно отдохнуть и порадоваться красоте нового свежего мира.

Если присмотреться, то тут уже намечена и история человечества (греческий храм, Колосс Родосский, другие символические памятники), вокруг танцуют планеты, а из хобота слона вылетает... спиралевидная галактика.

Фрагмент. Фото мое.
Фрагмент. Фото мое.

Общительный охранник, обрадовавшийся одинокой посетительнице (толп на выставке не наблюдается), открыл секрет: если погасить свет, картина начинает светиться - краски частично люминесцентные. Тогда высвечиваются детали, не видимые при ярком освещении. Но, по-моему, прием сам по себе похож на кунштюк и слегка отдает китчем.

Фото моё.
Фото моё.

Парная картина висит чуть дальше - она про океан и китов.

Константин Алексеев. Небесный водоворот. Фото моё.
Константин Алексеев. Небесный водоворот. Фото моё.

Очертания материков кажутся странными и непривычными. Так и должно быть. Это не наша нынешняя Земля, а доисторическая. Киты вращаются в космосе, который составляет одно целое с океаном. Красиво...

"Геометрия пространства" - ощутимы отсылки и к "Мыслителю" Родена, и к "Сидящему Демону" Врубеля. Существо, изображенное здесь, явно не обычный человек.

Константин Алексеев. Геометрия пространства.
Константин Алексеев. Геометрия пространства.

Почти напротив этой картины - полотно "Гравитация". Почти абстрактное, если бы не парашют, стремящийся к земле.

Константин Алексеев. Гравитация. Фото моё.
Константин Алексеев. Гравитация. Фото моё.

Далее появляются фигуры людей, но тоже весьма символические.

"Благовещение" - сюжет предельно традиционный, аллюзии вновь очевидны, однако пропущенный через фильтр декларированного космизма. Через Богоматерь проходит мощный ток космических туманностей и звездной пыли, а значит, родиться надлежит множеству миров, если не целой Вселенной.

Благовещение. Фото моё.
Благовещение. Фото моё.
Благовещение. Фрагмент. Фото моё
Благовещение. Фрагмент. Фото моё

Рядом - картина "Зеркало", которая тоже - не просто портрет какой-то конкретной женщины, а размышление о взаимопроникновении разных миров.

Константин Алексеев. Зеркало. Фото моё.
Константин Алексеев. Зеркало. Фото моё.

Иногда возникало ощущение, что кое-что "перекрасивлено". Особенно "Русалка", которую я даже показывать не хочу (на мой взгляд, китч), вдобавок дзен может придраться к отсутствию на морской девушке нижнего белья.

Вообще работы кажутся неровными, но интересными.

В один обзор всё не умещается. Придётся продолжить. А кто в Москве, может лично сходить и посмотреть.