Начало 1918 года. Гражданская война в России только разгоралась.
7 января 1918 года казаки разгромили Екатеринодарский городской комитет большевиков. Часть его руководителей бежала в Новороссийск, остальных арестовали. Власть перешла в руки Кубанского правительства.
Героический штурм Екатеринодара, предпринятый 19 и 22 января сводным отрядом, сформированным из большевиков Новороссийска, станиц Крымской, Верхне-Баканской и других, общей численностью 600 человек при четырех орудиях и пулеметах, был отбит, а отряд разгромлен на подступах к Екатеринодару.
24 января в Новороссийске прошло расширенное заседание ЦИК Советов Черноморья, представителей отрядов, участвовавших в боях за Екатеринодар, а также членов Екатеринодарского комитета большевиков и Кубанского военно-революционного комитета. Были проанализированы причины поражения, создан единый Кубано-Черноморский военно-революционный комитет и единое командование во главе с Михаилом Иосифовичем Бушко-Жук, начальником полевого штаба Мариным, проведены другие организационные мероприятия. Последним пунктом принятого на заседании решения было:
«6/ Считать необходимым обеспечить Красную гвардию боевой техникой. Просить товарища Худанина предпринять шаги для организации и проведения работ по постройке в Новороссийских железнодорожных мастерских двух бронепоездов».
Наличие в Новороссийске 41-го артиллерийского мортирного дивизиона и батареи 21-го Кавказского горного артдивизиона, возвращающихся с Кавказского фронта, и навело на мысль построить бронепоезда.
А.Е. Худанин в начале 1918 года был секретарём городского комитета РСДРП(б) и заведующим отделом призрения (по-современному – соцзащиты) Городского Совета. После создания единой Кубано-Черноморской Советской Социалистической республики, как части великой Российской Социалистической республики, А.Е. Худанин был назначенный одним из комиссаров Совнаркома республики.
Новороссийский комитет большевиков обратился к начальнику железнодорожных мастерских инженеру Леонтович с предложением построить два бронепоезда. Но тот ответил, что средств на оборудование бронепоездов нет, не было ни материалов, ни денег на оплату труда рабочим. Тогда большевики провели митинг в мастерских. Рабочие горячо поддержали это предложение, единогласно приняли решение построить два бронепоезда и потребовали арестовать начальника мастерских инженера Леонтовича за саботаж.
Строительство возглавил военный моряк-артиллерист Н.И. Ефимов. Документы об этом человеке и о строительстве бронепоездов мне найти не удалось. Но сохранились воспоминания, а в романе Артёма Весёлого «Россия, умытая кровью» об этом говориться так:
"...За столом сидели Максим, Васька, Ильин, шкипер Суворов, китай и деповский слесарь Егоров.
Максим к Морякам:
- Вася, Илюшка, обратите внимание: товарищ Егоров, черствая рука... В неделю два бронепоезда сгрохали; добре нам те бронепоезда на Тамани помогли... Законный пролетариат из рабочего строю... Глаза стращают - руки делают, руки не достают - ребрами берут... Братишки обратите внимание.
Вытирая продранными локтями залитый стол, Егоров хрипло смеялся:
-... начальник мастерских против - мы его в тюрьму! Листового дюймового железа нет - добыли! Шестеро суток не спамши, не жрамши задували и действительно поставили на колеса два бронепоезда... И наша копейка не щербата... И мы, значит, могем соответствовать... Тридцать годов работаю, а такого азарту в работе не видывал..."
В начале февраля строительство бронепоездов было закончено. Комплектация составов была простой: две платформы с установленными на них открыто по одной 6-ти дюймовой (152 мм) гаубицы и двух 3-х дюймовых (76,2-мм) горных орудий на каждой, товарный вагон-теплушка с 8 пулемётами, бронированный паровоз и контрольные платформы без вооружения. Возможно, броня устанавливалась внутри теплушки, по бортам которой были прорезаны бойницы для пулемётов. Были ли подкреплены платформы для возможности ведения с них огня гаубицами – не известно, скорее всего, нет. В экипажи бронепоездов вошли моряки-артиллеристы, солдаты 41-го мортирного дивизиона и Варнавинского пехотного полка, рабочие железнодорожных мастерских и красногвардейцев и состояли из 16 артиллеристов, 16 пулемётчиков, 21 красноармейца, числившихся сапёрами, 4 машиниста и кочегара, 2 телефониста, командира и комиссара. Всего 61 человек, вооружённых винтовками с достаточным запасом патронов, гранат и бомб. Каждому бронепоезду придавался вспомогательный состав из классных и товарных вагонов.
На этих бронепоездах воевали новороссийские железнодорожники Долик Михаил Томашевич, Гвоздев Владимир, Звеков Федор Михайлович, Артюхов, Островерхов Степан Григорьевич, Рябцев Иван, Колодка Яков Михайлович, а также красноармеец И. Фисанов, знаменитый дед Фисан, ставший командиром партизанского отряда.
Но не всё могли сделать в мастерских. Поиски оснащение бронепоездов велись по всему городу. Так, телефонные аппараты нашли на винном складе на Станичке.
Бронепоезда поучили название «Борец за свободу», командир Н.И. Ефимов, и «Большевик», командир Ф.Ф. Алексанкин. На бронепоезде "Большевик" были работники Локомотивного депо станции Новороссийск машинист А.А. Пирожный и помощник машиниста Ф.М. Зевков.
Сведений о Фёдоре Федоровиче Алексанкине, сыгравшим большую роль в создании отечественных бронепоездов, сохранилось до обидного мало.
Известно, что он родился в 1891 году в бедной крестьянской семье. Участвовал артиллеристом в Первой мировой войне на Кавказском фронте, стал фейерверкером. Это звание присваивалось лучшим бомбардирам и канонирам. В 1917 году, при демобилизации фронта, прибыл в Новороссийск и вместе с юнкером А.А. Яковлевым создавал Новороссийский отряд, а после гибели А.А. Яковлева под Екатеринодаром, принял командование и сумел вывести отряд из боя, не дав казакам его полностью разгромить.
В конце февраля войска Крымско-Новороссийского формирования двинулись на Екатеринодар. Одна колонна, возглавляемая бронепоездом «Борец за свободу» шла прямым путём через Крымск – Абинск. Вторая колонна с бронепоездом «Большевик» – кружным путём через Славянск – Полтавскую – Тимашёвск, разгоняя огнём пушек и пулемётов казачьи отряды.
В Тимашёвске на бронепоезд пришла медсестра 1-го Славянского красногвардейского отряда Антонина Денисовна Вареница. Пройдет время, и она станет женой лихого командира бронепоезда Ф.Ф. Алексанкина. Бронепоезда не успели к штурму Екатеринодара. В ночь с 13 на 14 марта (28 февраля на 1 марта) Кубанское правительство, трезво оценив обстановку, покинуло город со своими воинскими частями, отойдя к аулу Шенджей. Первыми в город вошли отряды под командованием И.Л. Сорокина. Бронепоезда подошли позднее и стали нести охрану Кубано-Черноморской железной дороги, то есть того направления, куда отошло Кубанское правительство.
Красногвардейские отряды, не имевшие общего командования, не смогли организовать преследование Кубанского правительства. Это позволило ему 24 (11) марта в районе станицы Калужской соединиться с частями Добровольческой Армии. Всего в обеих армиях, как оценивал генерал Л.Г. Корнилов, «не наберётся людей, чтобы составить два полных полка военного времени». Тем не менее, было решено штурмовать Екатеринодар.
Л.Г. Корнилов провёл реорганизацию частей, сведя их в две пехотные и одну кавалерийскую бригаду при шести артиллерийских батареях, общей численностью до 6 тысяч человек. Ни бронеавтомобилей, ни бронепоездов у них не было. 4 апреля (22 марта). Добровольческая армия двинулась на Екатеринодар и 9 апреля (27 марта) начала штурм города.
Все войска в Екатеринодаре были объединены под общее командование штаба войск Северного Кавказа, возглавляемого Автономовым. В составе гарнизона города было три бронепоезда: два Новороссийских, базировавшихся на Черноморский вокзал, и «Истребитель № 1», который прикрывал мост через реку Кубань. Сведений о бронепоезде «Истребитель № 1» найти не удалось. Этому бронепоезду по Георге-Афипской пришлось сражаться с 1-й бригадой под командованием С. Маркова.
«Большевик» и «Борец за свободу» находились с северо-восточной стороны Екатеринодара. С них сняли 6-ти дюймовые гаубицы и часть пулемётов и установили на позициях. Бронепоезда курсировали межу городом и Садами, ведя непрерывный огонь из оставшихся орудий и пулемётов по наступавшим частям 2-й бригады под командованием А.П Богаевского и конной бригадой под командованием Эрдели. 11 апреля (28 марта) белым кавалеристам удалось занять Сады и закрепиться там, а передовым частям Добровольческой армии ворваться на улицы Екатеринодара.
Самые тяжелые бои прошли на следующий день 12 апреля (29 марта). Бронепоезда подверглись обстрелу сразу нескольких батарей. Было разрушено полотно, «Борец за свободу» получил повреждения паровоза. По приказу штаба оба бронепоезда прекратили огонь. Железнодорожники, входившие в команды бронепоездов, быстро исправили повреждения полотна.
Решив, что бронепоезда уничтожены, белая конница лавой понеслась на город. Подпустив кавалеристов, бронепоезда открыли огонь в упор из всех орудий и пулемётов, перенесенных на один борт. Кавалеристы отступили, но один эскадрон прорвался в тыл. Артиллерийским батареям белых удалось вновь нанести повреждения бронепоезду «Борец за свободу» и тот прекратил огонь. Против прорвавшегося эскадрона вступили в бой команды бронепоездов. В пешем строю, защищаясь винтовками от сабельных ударов, матросы и солдаты валили кавалеристов на землю. Неожиданно на помощь подошла красная конница под личным руководством командующего обороной города И.Л. Сорокина. Разбив эскадрон, красные конники вырвались вперёд. Против них двинулась белая кавалерия. Больше трёх часов шла жестокая рубка - сабельный бой. И только когда уже рубиться было не кому, остатки белые стали отступать, а красных отходить к городу, бронепоезда открыли огонь из всех пулемётов.
Этот бой, приведший к разгрому конной бригады Эрдели, спас Екатеринодар. Отступили, понесшие большие потери, и пехотные части белых. В ночь на 13 апреля на ферме за Садами на совещании командования Добровольческой армии большая часть командиров высказалась за прекращение штурма из-за больших потерь. Но Л.Г. Корнилов решил дать войскам день отдыха и продолжить штурм. Утром ферму, где размещался штаб, обстреляла артиллерия. Л.Г. Корнилов был убит осколками разорвавшегося в комнате снаряда.
Этот «подвиг» присваивали себе многие артиллеристы, в том числе и команда бронепоезда «Большевик».
Вступивший в должность главнокомандующего, А.И. Деникин приказал прекратить штурм и отойти от города. И снова красные войска не стали преследовать деморализованную Добровольческую армию, хотя её можно было окончательно разбить.
Бронепоезд «Борец за свободу» был отправлен в Новороссийск на ремонт. После передачи его армии И.Л. Сорокина, многие новороссийсцы покинули бронепоезд, оставшись в Новороссийске. Большую часть команды составили жители станицы Абинской. В 60-е годы ХХ века в станице еще были живы командир батареи бронепоезда К.Т. Щербенко, замковый П.А. Кутаков, пулеметчик Д.М. Карик.
Разведчиком на бронепоезде воевал Тимофей Иванович Гушлевский, машинист гидроавиакрейсера «Император Николай». По окончании Гражданской войны он вернулся на флот. В 1926 году окончил Военно-морское училище им. Ф.Э. Дзержинского, служил на Черноморский флот старшим механиком подводной лодки "Политработник" АГ-26. В 1929 году был направлен на головную строящуюся на Черном море подводную лодку Д-4. После этого работал в военной приемке. Вышел в отставку капитаном 1 ранга инженером, кавалером двух орденов Ленина, трех орденов Красного Знамени и ордена Красной Звезды. В 70-е годы ХХ века проживал в Ленинграде.
Дальнейшая судьба бронепоезда «Борец за свободу» по документам однозначно не просматривается. После сдачи Екатеринодара бронепоезд отходил на Армавир, вёл бои под Невиномысском с конницей Шкуро, отходил на Георгиевск – Кизляр. И где-то на этой линии был брошен из-за повреждения пути. Команда бронепоезда отходила через пески на Астрахань.
Бронепоезд «Большевик», под командованием Ф.Ф. Алексанкина, остался в Екатеринодаре. 21 апреля Ф.Ф. Алексанкин получает из штаба Главнокомандующего войсками Северного Кавказа два противоречивых приказа. Первый - от начальника штаба с приказом немедленно выступить на станцию Черноморку и курсировать до станции Титаровской. Второй - за подписью исполняющего главкома:
«Вам поручается общее проведение военными операциями на линии
от ст. Порошинская до Белоглинской.
Предписываю Вам сконцентрировать, по возможности, все силы
к Белоглинской и правым флангом установить связь с войсками Южного
фронта, находящие в станице Ильинской».
Оба приказа имели одну и ту же треугольную печать "Главнокомандующий Революционными войсками Северного Кавказа ".
Станция Порошинская находится восточнее Тихорецкой.
Последний приказ был вызван тем, что по данным разведки в районе станиц Ильинской и Успенской находились части Добровольческой армии. Но к тому времени они уже успели пересечь железную дорогу между станциями Белая Глина и Ново-Покровской и ушли в Донскую область. Неоднократный переход через полотно железной дороги при отступлении от Екатеринодара породило в рядах добровольцев шутку:
«Большевики движутся вдоль полотна железных дорог, а добровольцы ходят поперёк».
Так возник Белоглинский фронт от Тихорецка до Кавказской, командовать которым поручили Ф.Ф. Алексанкину. Но командовал фронтом Федор Фёдорович не долго.
Обе стороны готовились к боям, формировали новые подразделения. ЦИК Кубано-Черноморской республики 29 апреля создал Чрезвычайный штаб обороны из шести человек, членов ЦИК. Этот штаб командующий войсками А.И. Автномов рассматривал как контроль над своими действиями и игнорировал решения штаба. Конфликт со штабом перерос в конфликт командующего с ЦИК Кубано-Черноморской республики. В это конфликт оказались втянутыми командиры отдельных воинских подразделений. По приказу А.И. Автономова 20 мая командир 154-го Дербентского полка Павлюченко арестовал членов Чрезвычайного штаба и оцепил здание ЦИК. Но оставшимся на свободе членам ЦИК удалось убедить А.И. Автономова отменить приказы, снять осаду и освободить членов штаба. Крайним в этой авантюре оказался Павлюченко.
Спасая свою жизнь, Павлюченко захватил состав с казной и стал уходить на Царицын, где, в то время находилось командование Северо-Кавказским военным округом. Объявив его анархистом, А.И. Автономов послал вдогонку за ним бронепоезд «Большевик».
Ф.Ф. Алексанкин догнал поезд Павлюченко под самым Царицыным, на разъезде Конный, это между станциями Гумраком и Котлубанью Грязе-Царицынской железной дороги. Что бы не открывать стрельбу «Большевик» таранил поезд Павлюченко, разбив платформу и повредив свой бронированный вагон и паровоз. Двадцать человек из команды бронепоезда получили ранения.
Штаб обороны Царицына был несказанно рад такому подарку. 22 мая председатель штаба обороны г. Царицына С.К. Минин докладывал по прямому проводу в Наркомвоен:
«...Бронепоезд «Большевик» спешил на помощь Саратову. Наполовину поезд сохранил боеспособность и сейчас направляется на Калач... Бронепоезд под названием «Большевик», прибывший из Екатринодара,… изготовлен, кажется, в Ростове, чуть ли не за трое суток. Работали над ним свыше 1.000 человек».
Бронепоезд «Большевик» на Северный Кавказ так и не вернулся. Сначала он охранял железнодорожный мост через Дон в районе Калача в составе отряда Черемухина. После выхода к Калачу 3-й и 5-й Украинский армий под командованием К.Е. Ворошилова, бронепоезд отвели в Царицын. Здесь на Орудийном заводе, при Советской власти завод бурового оборудования «Баррикады» был полностью перебронирован и перевооружён. На нём установили 7 орудий (три 6-ти дюймовых и четыре 3-х дюймовых) и 14 пулемётов, после чего он стал самым мощным бронепоездом на Царицынском фронте. Команду увеличили до 102 человек, а также добавили десантную роту в 85 штыков с пятью пулемётами и четырьмя 3-х дюймовыми орудиями на контрольных платформах, которые можно было снимать с поезда.
На этом заканчивается боевой путь новороссийского бронепоезда «Большевик» и начинает боевой путь царицынского бронепоезда «Большевик».
Ф.Ф. Алексанкин продолжал командовать бронепоездом. 14 октября на участке Ляпичево – Кривая Музга бронепоезд «Большевик» в течении десяти часов артиллерийским и пулемётным огнём отбивал наступление белоказаков. Приказом № 3105 от 19 октября 1918 года РВС Южного фронта наградил командира бронепоезда Ф.Ф. Алексанкина золотыми часами.
11 ноября 1918 года в Германии произошла революция. 15 ноября германские войска стали покидать Украину. Вслед за ними двинулись 1-я и 2-я Украинские повстанческие дивизии. 30 ноября из этих дивизий была сформирована Украинская Советская армия.
Командующий 10-й армией К.Е Ворошилов, обороняющей Царицын, был назначен членом Временного революционного комитета правительства Украины. По его приказу штаб 10-й армии направил в распоряжение Украинского правительства Фёдора Федоровича Алексанкина. Он сдал бронепоезд «Большевик» Крикуну, который выдал расписку:
«Сею расписку даю бывшему командиру бронированного поезда
"Большевик" тов. Алексанкину в том, что от него получено мною авансовые деньги наличными двенадцать тысяч девятьсот семьдесят семь рублей сорок пять копеек, а так же щетов на сумму семь тысяч двадцать два рубля сорок пять копеек.
Принял сумму на двадцать тысяч аванса:
наличными 12 977 руб. 45 коп.
щетов на 7 022 руб. 45 коп.
------------------------
Итого 20,000 руб. 00 коп.
Принял я как назначенный командиром, что удостоверяю подписью
и приложением штампа».
После освобождения Киева, Ф.Ф. Алексанкин был назначен комиссаром по наблюдению за постройкой бронепоездов на киевском заводе «Греттера и Кривёнок», при советской власти завод «Большевик». В выданном ему удостоверении, подписанном Е. Щаденко, говорилось:
«Всем революционным и советским организациям предлагается оказывать тов. Алексанкину помощь при выполнении им служебных обязанностей.
Вышеуказанное подписом и приложением печати удостоверяется».
Ф.Ф. Алексанкин предложил свою конструкцию броневагона с шестью башнями: двумя орудийными с 3-х дюймовыми орудиями и пятью пулемётными. В Киевских паровозных и вагонных мастерских ремонтировались паровозы и вагоны, а на заводе «Арсенал» изготовляли для бронепоездов орудия и пулеметы. Несмотря на тяжелое продовольственное положение и отсутствие топлива, рабочие находились в цехах круглосуточно.
В короткий срок Красная армия получила пять мощных бронепоездов, покрытых тройной броней. Все они поступили в распоряжение 1-й Советской Украинской армии. Названия двух известны «Коростеньский коммунист» и «Карл Либкнехт», остальных трёх – мне установить не удалось.
После этого Ф.Ф. Алексанкин командовал колонной бронепоездов Украинской группы войск, доходившей до 13 бронепоездов, заградительным отрядом, был командиром по особым поручениям при командире 1-й Украинской армии. И всюду его сопровождала жена.
По окончании Гражданской войны супруги Алексанкины вернулись на Кубань. Фёдор Фёдорович не кичился своими заслугами в Гражданской войне и занимал разные рядовые должности. Работал даже рыбинспектором в Анапском районе. И уже перед самой войной стал директором Славянского райпромкомбината.
Во время Великой Отечественной войны Ф.Ф. Алексанкин, отметивший полувековой юбилей, призыву не подлежал по возрасту. Когда фашисты подошли к Кубани, Фёдор Фёдорович вместе с сыном, то же Фёдором Фёдоровичем ушёл в партизанском отряде "Смелый", Славянского куста партизанских отрядов.
В боях за освобождение станицы Северской Ф.Ф. Алексанкин был тяжело ранен 23 февраля 1943 года. Он умер на руках сына и похоронен в братской могиле в станице Ильская.
Сын Ф.Ф. Алексанкин после освобождения Кубани был призван в Красную армию. Воевал первым номером станкового пулемета 4-го гвардейского Кубанского казачьего корпуса. После ранения стал механиком-водителем танка Т-34. Во время боев в Германии был тяжело ранен. После войны вернулся в станицу Славянскую.
В 1960 году старые большевики Новороссийска, рабочие-железнодорожники обратились к руководству Новороссийского вагоноремонтного завода с просьбой изготовить модели исторических бронепоездов «Большевик» и «Борец за Свободу», для передачи их в Центральный музей Советской армии вагоноремонтного завода. Эта просьба была удовлетворена. Чертежи разрабатывались по воспоминаниям участников
постройки бронепоездов бывшего рабочего железнодорожных мастерских П.Т. Лотарцева и бывшего члена Новороссийского ВРК М.И. Воронкова.
Изготовленная модель была передана Новороссийскому городскому музею и выставлена в экспозиции, в зале, посвященном Гражданской войне.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. В.П. Горлов " Героический поход " М. Воениздат 1967 г. стр. 12
2. Ф.П. Зырянов " Пламенные революционеры " Краснодар 1990 г. стр. 163
3. Новороссийский государственный архив ф. Р-132, оп. 1, д. 25, л. 36, заверенная копия. (в дальнейшем НГА)
4. "Борьба за Советскую власть на Кубани в 1917 - 1920 гг.» Краснодар, 1957 г. стр. 262
5. «Гнётся железо в руках ударников» в многотиражной газете Новороссийского ВРЗ «За здоровый вагон» от 1 мая 1933 года, А. Гепнер «44 года назад» в газете «Новороссийский рабочий» от 23 февраля 1962 года
6. Артем Веселый (Кочуров Н.И.) "Россия, умытая кровью" М. Воениздат 1990 г. стр. 143 - 144
7. НГА ф. Р-132, оп. 1, д. 25, лл. 47 - 48, заверенная копия
8. Государственный архив Краснодарского Края ф. Р-1359, оп. 1, ед.хр. 31, л. 285.
9. Материалы, собранные Советом ветеранов станции Новороссийск
10. НГА ф. Р-26 оп. 1 д. 1428 л. 87, характеристика на Ф.Ф. Алексанкина
11. И. Карабанов "Бойцы Алексанкины" в газете "Советская Кубань" от 21 ноября 1984 г.
12. А.П. Филимонов «Кубанцы» в сборнике «Белое дело. Ледяной поход» - М.: Голос. 1993 – 368 с., стр. 161 – 167
13. А.П. Богаевский «1918 год» в сборнике «Белое дело. Ледяной поход» - М.: Голос. 1993 – 368 с., стр. 75 – 78
14. В.Т. Сухоруков «XI армия в боях на Северном Кавказе и Нижней Волге» М., Воениздат, 1961 г, 288 с. + 2 вкл., стр. 23
15. НГА ф. Р-132, оп. 1, д. 25, лл. 53 - 58, заверенная копия
16. В.Т. Сухоруков «XI армия в боях на Северном Кавказе и Нижней Волге» М., Воениздат, 1961 г, 288 с. + 2 вкл., стр. 23
17. И. Пономарев " В поисках героев-моряков " Краснодарское книжное издательство 1968 г. стр. 179
18. Ю. Стволинский " Конструкторы подводных кораблей " Л. Лениздат 1984 г. стр. 163 –164
19. НГА ф. Р-26, оп. 1, д. 1428, л. 44, подлинник
20. Новороссийский государственный исторический музей-заповедник ф. 3, папка 1, подлинник (в дальнейшем НГИМЗ)
21. А.П. Филимонов «Кубанцы» в сборнике «Белое дело. Ледяной поход» - М.: Голос. 1993 – 368 с., стр. 179
22. В.Т. Сухоруков «XI армия в боях на Северном Кавказе и Нижней Волге» М., Воениздат, 1961 г, 288 с. + 2 вкл., стр. 30
23. А. Зеньков "Командир бронепоезда "Большевик" в газете "Советская Кубань" от 19 сентября 1977 г.
24. «Директивы командования фронтов Красной Армии (1917 – 1922 гг.) Сборник документов» в 4-х томах. Т. 1 «Ноябрь 1917г. – март 1919 г.». М. Воениздат, 1971, 788 с., стр. 178-179
25. Историческая справка № 39/03 Волгоградского музея-панорамы «Сталинградская битва» от 23.01. 2002 года
26. НГИМЗ ф. 3 папка 1 фотокопия
27. " Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия " М.
изд. " Советская энциклопедия " 1983 г. стр. 380
28. НГИМЗ ф.3, папка 1, подлинник
29. НГИМЗ ф. 3 папка 1 фотокопия
30. С.И. Аралов " Ленин вел нас к победе ". М. Политиздат 1989 г. стр. 80 – 81
31. НГА ф. Р-26 оп. 1 д. 1428 л. 87 Характеристика на Ф.Ф. Алексанкина; А. Зеньков "Командир бронепоезда «Большевик»" в газете "Советская Кубань" от 19 сентября 1977 г.
32. НГИМЗ ф. 3 папка 1 подлинник
33. И. Карабанов "Бойцы Алексанкины", газета "Советская Кубань" от 21 ноября 1984 г.
34. газета «Новороссийский рабочий» № 116 от 12 июля 1960 года
С.А. Санеев г. Новороссийск