Найти в Дзене
Бородинское поле

«Мертвым Великой армии». Мифы и реальность

Памятник «Мёртвым Великой армии» у Шевардинского редута – один из самых известных монументов Бородинского поля. Его посещают практически все экскурсанты, приезжающие на поле. Однако вокруг этого памятника, установленного в знак уважения к памяти павших бойцов противника на средства, собранные французской общественностью, возникло множество мифов, которые циркулируют в интернете и порой проникают даже в научную литературу. Мы бы хотели развеять некоторые из них, наиболее распространённые.

Миф 1: Французам разрешили установить монумент, поскольку в преддверии Первой Мировой войны Франция была союзницей России по Антанте.
Идея установить памятный знак на месте командного пункта Наполеона возникла сразу же с началом подготовки юбилейных торжеств. Ещё в 1910 году возглавивший этот процесс генерал В. Г. Глазов выдвинул идею строительства «знака поминовения погибших французов». В дальнейшем идея отметить за казённый счёт особыми памятниками командные пункты обоих главнокомандующих была одобрена комиссией при штабе Московского военного округа, непосредственно согласовывавшей установку памятников на Бородинском поле, а 26 января 1912 года комиссия рассмотрела проекты обоих монументов, выполненные П. А. Воронцовым-Вельяминовым, и «принципиально одобрила» их, хотя и с «пожеланием возможного удешевления». Более того, французскому военному атташе в Санкт-Петербурге Маттону также подал идею установки монумента на Бородинском поле русский генерал В. Г. Бернацкий. Маттон передал эту информацию в Париж, и по запросу Военного министерства военно-историческое общество «Французская память» занялось этим вопросом. В результате в уже феврале 1912 года задача установки монумента на командном пункте Наполеона была передана французским представителям, а освободившиеся средства направлены на строительство монумента М. И. Кутузову в Горках.
Следует также отметить, что практика увековечивания павших воинов противника была в то время не нова для русского правительства – аналогичным образом в 1909 году к 200-летию Полтавской битвы на поле появились сразу два монумента: павшим шведам от шведов и павшим шведам от русских, а ещё в конце 19 века французское и сардинское военные кладбища были благоустроены за счёт Франции и Италии в Севастополе.

Миф 2: Автором памятника был известный французский архитектор П. Л. Бесвильвальд.
Памятник «Мёртвым Великой армии» был единственным архитектурным проектом Поля Луи Бесвильвальда, который был не архитектором-практиком, а реставратором памятников архитектуры. Ученик знаменитого французского реставратора Э. Виолле-ле-Дюка, в 1895 году Бесвильвальд унаследовал от своего отца пост генерального инспектора исторических монументов Франции и в этом качестве был приглашён обществом «Французская память» в комитет по строительству памятника в России, проект которого и выполнил.

Миф 3: В ходе юбилейных торжеств в августе 1912 года на Бородинском поле был установлен муляж французского монумента, поскольку судно, перевозившее гранит для установки памятника, затонуло в Балтийском море.
Из-за затруднений с выкупом земельного участка, задержавших его строительство, муляж был установлен целенаправленно. Пароход «Курск», перевозивший гранитные блоки, потерпел в Балтийском море крушение в середине августа 1912 года, и, соответственно, с учётом времени на доставку камня до Бородинского поля, успеть использовать его для открытия монумента 26 августа было бы невозможно. Кроме того, венчающий его бронзовый орёл в это время ещё находился в литейной мастерской в Париже. Однако после крушения «Курска» детали памятника и новые блоки уже не розового, а серого гранита были доставлены в Россию по железной дороге, а постоянный монумент открыт лишь летом 1913 года.

Миф 4: Автор памятника П. Л. Бесвильвальд погиб при крушении судна, перевозившего детали монумента.
Бесвильвальд никогда не посещал Россию и не принимал участия в юбилейных торжествах 1912 года. Он оставил свой пост в 1929 году, а в 1931 году скончался в чрезвычайно преклонном возрасте 87 лет.

Миф 5: Земля под монументом «Мёртвым Великой армии» является территорией Французской Республики.
Перед строительством памятника возникли проблемы с оформлением в собственность земельного участка под ним, поскольку организация «Французская память» не могла этого сделать в силу особенностей российского законодательства, а продать участок частному лицу из числа представителей организации крестьяне деревни Шевардино отказались. В конечном счёте покупка была оформлена на Военное министерство Франции, что, сделав этот участок собственностью данного учреждения, безусловно не сделало его французской территорией.
В любом случае, с приходом к власти большевиков и принятием «Декрета о земле», отменявшего частную собственность на землю, эта сделка утратила силу и впоследствии не возобновлялась.

Сегодня мы с вами вспомнили о пяти мифах относительно памятника "Мёртвым Великой армии".

Материал: научный сотрудник музея Шаров Д. О.