Найти в Дзене
Академия врачей UniProf

Общение врача и пациента: какие психологические особенности надо учитывать?

Оглавление

«Хороший врач лечит болезнь, а великий врач лечит пациента, у которого есть болезнь» (У. Ослер).

Это замечание лишний раз подтверждает, что для оказания пациенту качественной помощи нужны здоровые отношения между доктором и пациентом. Профессия врача тем и отличается, что подразумевает гуманное отношение, постоянный контакт с пациентом. Роль врача в процессе обследования, терапии больного, степень доверия, вызываемого им, чаще всего и оказывают решающее значение в успешном лечении.

Навыки общения со стороны специалиста увеличивают удовлетворенность, терпимость пациента. Под этическим поведением медработника подразумевается подбор наиболее комфортных для больного вариантов диагностики, которые нужны для постановки диагноза. При необходимости проведения дополнительных манипуляций, их непременно включают в добровольное информированное согласие. Любые дополнительные назначения врачу необходимо обсуждать с пациентом.

Ведущий критерий успешного лечения — психологический контакт. Необходимо, чтобы человек не только доверял врачу, но и понимал, что ему не причинят вреда.

Эмоциональная поддержка дает пациенту уверенность, что специалист беспокоится о его выздоровлении.

Врачи, хотите больше знать о новых, современных методах лечения пациентов? Открывайте «Медицинскую шкатулку» UniProf и смотрите 8 бесплатных лекций от лучших интегративных врачей России.

👉🏻 Открыть «Медицинскую шкатулку»

Правила общения медработника с пациентом включают такие пункты:

  • Важно слышать пациента. Когда врач не стремится уделять внимание пациенту, это ведет к тому, что последний начинает ощущать ненужность и отчаяние. Он понимает, что врач к нему безразличен, не доверяет ему. Когда доктор слышит, что говорит пациент, это и есть терапия. Не следует отвлекаться во время приема на беседы с коллегами, телефонные звонки.
  • Сбором анамнеза должен заниматься только лечащий доктор, а не его помощник или коллега. Вряд ли человеку будет приятно делиться проблемой с таким количеством людей. Он может забыть о чем-то упомянуть или постесняться сказать о чем-то. В этом случае врач может упустить что-то важное. Сам же пациент может почувствовать себя ненужным, если лечащий доктор не стал знакомиться с представленной информацией.
  • Беседовать с пациентом нужно индивидуально. Во время диалога с пациентом в кабинете не должен присутствовать кто-то посторонний, а сама беседа не должна быть излишне отстраненной или неформальной. Разговор должен основываться на уважении. Специалист должен выступать активным слушателем, постоянно поддерживать контакт, задавая открытые вопросы.
  • Нужно выбрать верную манеру общения с пациентом. Из-за специфики медицинской области больной может многого не знать о своей болезни и о том, что его ждет в процессе лечения. Но это не дает специалисту права принижать пациента, не прислушиваться к его точке зрения.

Чтобы пациент понимал, а также делал все необходимое для лечения и контроля своей болезни, врач должен правильно донести до него необходимые данные. Из 100% информации понимается лишь 60%, в памяти у пациента оказывается лишь 20%. Поэтому врачу важно убедиться, что больной верно его понял, а это напрямую связано с умением специалиста верно выражать свои мысли и с его коммуникативными навыками в целом.