Ее портретов не так уж и много, и я бы не смогла назвать эту статью "История королевы Луизы де Водемон в портретах". Количество ее портретов не идет ни в какое сравнение с количеством портретов ее мужа Генриха III. Портреты Генриха есть с младенчества. Луиза не может этим похвастать.
Ее детских портретов нет. Нет портретов в юности. Портреты Лузы появляются со времени, когда она стала невестой короля, а потом и королевой, то есть с 22 лет. И практически нет портретов времени ее вдовства.
Почему?
А по самой простой причине. Луиза де Водемон из рода Лорренов родилась в знатной семье, она даже принадлежала к старшей ветви Лорренов — ее родной дядя был герцогом Лотарингским. Но одно дело дядя, а совсем другое — отец. Граф де Водемон богатым не был и жил очень и очень скромно. Какие уж тут портреты!
Между прочим, портрет, вынесенный в шапку статьи до нашего времени не дошел. Он был утрачен в ходе Второй Мировой войны, а в шапке фотография — которая была сделана в 1939 году. Нельзя исключать, что портрет где-то есть — у частного коллекционера, чьи предки просто присвоили картину. Но об этом ничего не известно. Зато рисунок, вполне возможно, ставший основой для портрета — сохранился.
Итак, кто были предки Луизы?
Знатнейшие семьи Лотарингии, Нидерландов Исторических, Франции, Италии и Германии. Иными словами, Лоррены, Бурбоны, Ла Туры, Эгмонты, Гельдерны, ван Брюгге, Люксембурги, Гонзаги, Баварский дом и т.д. Правда, денег Луизе это не принесло, а ее вторая мачеха (тоже из дома Лорренов, но младшей ветви) старалась упрятать ее в монастырь, чтобы не выделять приданое и отдать все своим детям.
В общем, жизнь у Луизы была невеселой. В 21 год ее стали усиленно готовить к постригу, но тут вмешался прекрасный король — да, тогда еще красивый и обаятельный.
Генрих III де Валуа попросил руки Луизы. И жизнь засияла новыми красками!
Луиза была очень скромна, тиха, добра. Она не имела ни малейшего представления о кокетстве, красивых нарядах и прическах, об украшениях. Младшим детям еще что-то доставалось — ей нет.
Зато король Генрих обнаружил, что здесь есть, где развернуться. Невесту и будущую жену можно же было учить быть красивой! Придумывать для нее наряды и прически...
Скажете, это не королевское дело — у королей другие обязанности?
Да, другие. Но Генриху нравилось именно это. Так что он стал наряжать сначала невесту, а потом жену как куклу. Тут появились и портреты — надо же было запечатлеть старания короля.
А он старался основательно — современники уверяли, будто Генрих лично пришивал жемчуг на платье невесты (это ж сколько времени надо было трудиться?!!) и делал ей прическу. Злые языки даже называли его "парикмахером королевы".
А еще Луиза вместе с мужем была изображена на одном из ковров, изображавшем придворный праздник.
Есть она и на картине свадьбы ее сестры Маргариты и герцога де Жуайеза — друга короля. Что интересно, сидит она не рядом с мужем. Рядом с Генрихом королева-мать Екатерина Медичи и уже за ней — Луиза. Все трое в темном.
Ну и что, что свадьба? Екатерина вдова — ей положено быть в трауре, у Генриха очередной приступ дурного настроения, а Луиза пытается им угодить (а за их спинами — Лоррены: Гиз и Майенн).
И еще одна картина бала при дворе Генриха, где Луиза выглядывает из-за спин Генриха III и Екатерины Медичи.
Скажете: "Какая прекрасная сказочная жизнь"?
Нет.
Жизнь Луизы была омрачена тем, что она так и не смогла родить мужу наследников. Она ходила в паломничества — босой, в любую погоду. Она пыталась лечиться и пить минеральные воды — все было бесполезно.
Картин или хотя бы рисунков Луизы в паломничествах нет. Хотя процессии кающихся изображали регулярно.
Да и Генрих III не отличался верностью. Конечно, он пытался не афишировать свои измены, но о них было известно. Луиза со своими фрейлинами даже как-то поставила целый спектакль о своих переживаниях:
Напрасно постоянство так долго мы хранили, — пела она вместе с фрейлинами.
Взамен за нашу верность не видя ничего,
Мы прямо здесь покаемся и этот мир покинем.
Нет, постойте, несправедливо так поступать:
За ошибки другого сносить наказанье,
И теперь на любовь будет разум влиять.
Увы! Изображений этого спектакля нет.
А еще Луиза печалилась из-за того, что ее родственники выступали против ее мужа, создав Католическую Лигу. И не просто выступали, а делали это с оружием в руках.
И уж тем более она была в отчаянии, когда по наущению ее кузины герцогини де Монпансье, сестры Гизов, монах Жак Клеман убил ее муж.
С тех пор она не снимала траур — белый. Портретов Белой королевы нет.
Почему нет?
А откуда им было взяться?
Вдовствующая королева Луиза де Водемон была в таком горе, что о портретах не думала. Все свои силы и средства она отдавала на то, чтобы снять с мужа отлучение за убийство кардинала де Гиза, и на то, чтобы создать траурную комнату в доставшемся ей по наследству от Екатерины Медичи замке Шенонсо.
Из этой комнаты она практически не выходила до самой смерти в 1601 году.
И все же ее портрет 1601 года существует, но я сомневаюсь, что художник хоть раз видел вдовствующую королеву.
Портрет ужасен, и, скорее всего, для его написания использовались другие портреты Луизы (да и судя по надписи на портрете, он был написан уже после смерти несчастной королевы). И основным источником для написания была миниатюра в молитвеннике Екатерины Медичи.
© Юлия Р. Белова
Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма — а как там по истории?, Читая Дюма — почему они так поступили?, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Подборки
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки и вносить книги в свои библиотеки