Найти тему
Окно в Россию

Как сын дьяка стал первым русским выпускником Кембриджа

Оглавление

Борис Годунов стал первым правителем, решившим отправлять дворянских детей на учебу за границу. Одним из 18 русских студентов был Никифор Олферьев. В 1602 году на корабле из Архангельска он отправился изучать латынь и английский в Великобританию.

АННА ПОПОВА

Russia Beyond (Фото: Общественное достояние)
Russia Beyond (Фото: Общественное достояние)

«Разность языков может произвести и разность в мыслях, опасную для церкви», – писал в «Истории государства российского» Николай Карамзин о позиции духовенства времен правления Бориса Годунова. Это был примерный ответ церкви на инициативу царя открыть в Москве первый университет на западный манер и пригласить преподавателей-иностранцев. Годунов на век раньше Петра I решил позаимствовать традиции европейского образования, но ему пришлось выбрать иной путь.

Общественное достояние
Общественное достояние

Потерянные студенты

Царь нашел способ воплотить свою идею: в 1602 году он отправил 18 юношей изучать латынь и иностранные языки в европейские страны. Четверо из них поехали в Англию. Елизавета I решила принять их и согласилась с условием, которое поставил Борис Годунов — русских студентов во время учебы не будут заставлять менять веру. По возвращении они должны были поступить на службу в Посольский приказ.

Общественное достояние
Общественное достояние

Четверку распределили по разным университетам. Сына дьяка Григория Олферьева Никифора отправили в Кембридж. Там он учился сначала в St John's, а затем в Clare College. Но в 1605 году Борис Годунов внезапно умер, Лжедмитрий вошел в Москву, в России бушевала Смута. И только в 1613-м, когда на престол взошел царь Михаил Федорович Романов, о студентах вспомнили. Российский посол Алексей Зюзин решил навести справки и был неприятно удивлен. Трое решили свою судьбу на чужбине: Софон Кожухов и Казарин Давыдов работали на Ост-Индскую компанию на Борнео и Яве, Федор Костомаров в качестве королевского секретаря оказался в Ирландии. Поблизости оставался только Никифор Олферьев. Вот только звали его теперь иначе – Никифор Алфери.

Верните Олферьева

Общественное достояние
Общественное достояние

Оказалось, что закончить Кембридж он смог благодаря помощи семьи Джона Биделла, с которым познакомился во время учебы. Его отец вел торговлю с Россией и решил финансово поддержать молодого человека, оказавшегося вдали от родины. А еще Никифор сменил веру на англиканскую. Уже только по этой причине путь на родину ему был закрыт. Тех, кто впадал в грех ереси, наказывали строго – в летописях встречаются указания сжигать отступников или закапывать живыми в землю. А запрет выходить из православия в России сохранялся до 1905 года.

Но послы не сдавались: пусть и вероотступника, но Алфери нужно было вернуть домой. Они заваливали просьбами парламент и короля Якова I. Угрожали ухудшением отношений между странами и сложностями для английских купцов, торгующих с Россией. Утверждали, что Никифор просто совершил ошибку по молодости. Даже пытались его похитить.

В 1618 году Алфери получил приход в Хантингдоншире, женился на дочке пастора Джоанне Бет и жил в Вулли со своей семьей вплоть до смерти в 1666-м.