577 подписчиков

Любовь МОЖЕТ победить смерть! О спектакле "Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии" в МТЮЗе

(Театральное исследование природы любви и насилия по мотивам одноимённой пьесы Уильяма Шекспира)

Две знатные фамилии, равно
Почтенные, в Вероне обитали,
Но ненависть терзала их давно, -
Всегда они друг с другом враждовали.
До бунта их раздоры довели,
И руки их окрасилися кровью;
Но сердца два они произвели,
На зло вражде, пылавшие любовью...

Вадим Соснин в роли Ромео. Евгения Михеева в роли Джульетты. Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии. Фото с официального сайта МТЮЗа: https://moscowtyz.ru/wp-content/uploads/2023/04/1F6A9147-89-scaled.jpg
Вадим Соснин в роли Ромео. Евгения Михеева в роли Джульетты. Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии. Фото с официального сайта МТЮЗа: https://moscowtyz.ru/wp-content/uploads/2023/04/1F6A9147-89-scaled.jpg

Добрый день, дорогие читатели!

Сегодня у нас с вами знакомство с третьим спектаклем Петра Шерешевского "Ромео Джульетта. Вариации и комментарии". Первым был "Борис Годунов. Сны" на сцене Театра Наций. Вторым - "Маскарад с закрытыми глазами" на сцене МХТ имени Чехова.

И вот новая встреча уже на родной сцене Московского Театра Юного Зрителя, где Пётр Шерешевский теперь творит и созидает в качестве главного режиссёра театра.

Из названия понятно, что к классическому произведению Уильяма Шекспира спектакль имеет отдаленное отношение. Нас ждет незабываемое путешествие по этой трагедии с вариациями и изменениями.

Я уже рассказывала вам, что очень люблю трагедии Шекспира, особенно если они поставлены неординарными и самобытными режиссёрами. Например, "Гамлет in Moscow" Константина Богомолова в Театре на Бронной поразил мое воображение совершенно новой историей, "ШЕКСПИРГАМЛЕТ" Евгения Марчелли в Театре имени Моссовета удивил изменением сюжета и новыми акцентами, а от "Короля Лира" Юрия Бутусова на сцене Театра имени Евгения Вахтангова мне вообще снесло крышу. А теперь долгожданная встреча с "Ромео и Джульетта".

Как часто вы, дорогие читатели, смотря в сотый раз любимый фильм с трагичным финалом, ловили себя на мысли и надеялись, что в этот раз герои не погибнут? Что, если Джек из "Титаника" не утонет, останется жив и будет счастлив с Розой? А почитатели творчества Шекспира уже пятьсот лет надеятся, что великая любовь победит смерть и юные влюблённые останутся живы и пойдут вместе рука об руку по жизни.

Вы скажете: "Это невозможно!" А почему бы и ДА! Пётр Шерешевский в своем спектакле "Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии" сделал нам подарок и порадовал счастливым финалом! Да, эту версию можно назвать хулиганской, но это не значит, что она не имеет право на существование.

События трагедии Шекспира перенесены режиссёром в лихие 90-е годы прошлого века, когда мы все почувствовали свободу.

Ее, попробуй, забудь.

Две враждующие семьи, два клана в постановке присутствуют, только это не просто знатные фамилии из города Верона, а две бандитские группировки: Монтекки и Капулетти.

Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии. Фото с официального сайта МТЮЗа : https://moscowtyz.ru/wp-content/uploads/2023/04/1F6A9097-scaled.jpg
Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии. Фото с официального сайта МТЮЗа : https://moscowtyz.ru/wp-content/uploads/2023/04/1F6A9097-scaled.jpg

Клан Капулетти в желтых спортивных костюмах, клан Монтекки в черных. Главы кланов, соответственно, в жёлтом и белом пиджаках, напоминающих "малиновые". Все в толстых золотых цепях на шеях.

О декорациях. Художник - Анвар Гумаров.

Обстановка на сцене мрачная, аскетичная. Веет холодом и страхом. В центре - реальная подержанная иномарка эпохи девяностых, вокруг и внутри которой происходит часть событий спектакля, весь пол засыпан мелкой резиновой крошкой (для людей с сильно развитым обонянием совет: не садиться на первые ряды из-за резкого запаха резины).

Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии. Фото с официального сайта МТЮЗа : https://moscowtyz.ru/wp-content/uploads/2023/04/1F6A3566.jpg
Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии. Фото с официального сайта МТЮЗа : https://moscowtyz.ru/wp-content/uploads/2023/04/1F6A3566.jpg

Как всегда у Петра Шерешевского на сцене присутствует большой экран в виде двигающегося вверх-вниз куба, где мы наблюдаем за глазами героев и их мимикой. Когда он опускается, появляется ещё одна комната. Периодически на сцену опускается занавес из подвешенных за веревку кроссовок. Зритель сначала не понимает, что это означает?

Виктория Верберг в роли тети Джульетты. Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии. Фото с официального сайта МТЮЗа : https://moscowtyz.ru/wp-content/uploads/2023/04/1F6A3538.jpg
Виктория Верберг в роли тети Джульетты. Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии. Фото с официального сайта МТЮЗа : https://moscowtyz.ru/wp-content/uploads/2023/04/1F6A3538.jpg

Начинается спектакль очень ЖЕСТКО, одна из героинь (тетя Джульетты) выходит с монологом:

"А что если бы ваш ребенок решил лишить себя жизни из-за любви? К нему, к ней? Она, он? Тот, которого вы катали на санках с горки, которого лечили от простуды, которого повели в первый класс. Что бы вы почувствовали?"

Это слушать тяжело, но необходимо. Потому что многие люди считают себя вправе распоряжаться жизнями собственных детей и решать за них их судьбы, решать, кого им любить и с кем строить свое счастье. Так быть не должно! Мы не вправе манипулировать нашими детьми.

И сразу за этим следует реальная бандитская разборка двух группировок с дракой и потасовкой. Это не отпугивает, это интригует. Режиссёр так увидел, это его право! Эпизоды шекспировских страстей миксуются с философскими рассуждениями о природе любви. Здесь есть и Фрейд, и Морис Мерло-Понти и Генри Миллер.

В постановке принимают участие и молодёжь МТЮЗа, и "старая гвардия" театра. Сразу скажу, что все актёры играли потрясающе, так выкладываться, так отдаваться чувствам. Это дорогого стоит. Браво!

Действующие лица:

  • Ромео - Вадим Соснин
  • Джульетта - Евгения Михеева
  • Меркуцио (друг Ромео) - Максим Виноградов
  • Бенволио (друг и родственник Ромео) - Сергей Волков (ввод в постановку вместо Андрея Максимова)
  • Тибальт (брат Джульетты) - Илья Шляга
  • Родители Ромео - Вячеслав Платонов и Арина Нестерова
  • Родители Джульетты - Дмитрий Супонин и Екатерина Александрушкина
  • Отец Лоренцо - Илья Созыкин
  • Парис, герцог Вероны - Алексей Алексеев
  • Тётя Джульетты - Виктория Верберг

Ромео с друзьями пробирается на вечеринку к Капулетти, где и встречает свою любовь - Джульетту. Взаимные чувства мгновенно вспыхивают между молодыми людьми, но вражда их отцов как берлинская стена встаёт между влюблёнными.

Давайте поподробнее рассмотрим главных героев:

Ромео (Вадим Соснин) - обаятельный молодой человек, красавчик - мечта всех девчонок, учится в университете и мечтает о красивой любви.

Евгения Михеева предстаёт перед нами в образе этакой девочки-оторвы в коротеньких шортиках и грубых ботинках с жевачкой во рту, с которой она не расстаётся даже во время секса, даже во время венчания. Первый раз я увидела Евгению в спектакле "Кто боится Вирджинию Вулф?", где она бесподобно сыграла глупенькую Хани. Ромео и Джульетта - современные безбашенные подростки, которых, как кажется, кроме секса и алкоголя вообще ничего не интересует. Но это на первый взгляд. Когда они начинают рассуждать (после секса) о природе любви, когда говорят, что любовь - это трансценденция (выход за пределы сознания), когда оба начинают цитировать одну и туже книгу французского феноменолога Мориса Мерло-Понти, когда выясняется, что и чипсы они любят одинаковые, понимаешь, что они совсем не пустоголовые и не безбашенные. Они просто хотят быть любимыми и любить, хотят, чтобы рядом была родственная душа.

Сама любовь не имеет смысла, но именно она всё наполняет смыслом.

Вадим Соснин в роли Ромео. Евгения Михеева в роли Джульетты. Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии. Фото с сайта: https://ekb.kassy.ru/media/bf/bf86c3459bad19ddaec33f7edae3f65c-37909.jpg
Вадим Соснин в роли Ромео. Евгения Михеева в роли Джульетты. Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии. Фото с сайта: https://ekb.kassy.ru/media/bf/bf86c3459bad19ddaec33f7edae3f65c-37909.jpg

В спектакле я совсем не увидела родственной связи детей с родителями. Все сами по себе. Может поэтому Джульетта больше общается с тётей и братом, а главы кланов больше любят своих племянников, чем собственных детей. Леди Капулетти обожает Тибальта - сына своей сестры, а Леди Монтекки сажает цветочки в огороде с племянником Бенволио. Капулетти запросто готовы отдать свою собственную дочь замуж за извращенца Париса, лишь бы не пострадало их финансовое благополучие.

Окрылённый Ромео бежит не к родному отцу, а к отцу Лоренцо, чтобы поделиться счастьем и договориться о венчании.

Вадим Соснин в роли Ромео. Илья Созыкин в роли отца Лоренцо. Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии. Фото с официального сайта МТЮЗа : https://moscowtyz.ru/wp-content/uploads/2023/04/1F6A3931.jpg
Вадим Соснин в роли Ромео. Илья Созыкин в роли отца Лоренцо. Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии. Фото с официального сайта МТЮЗа : https://moscowtyz.ru/wp-content/uploads/2023/04/1F6A3931.jpg

Очень понравился Илья Созыкин в образе отца Лоренцо, бывшего афганца -ВДВ-шника, прошедшего ад в мирской жизни и заслуживший покой.

Прекрасно справились со своими ролями Максим Виноградов (Меркуцио) и Сергей Волков (Бенволио). Играли на разрыв, дерзко и воодушевленно.

В постановке много живой музыки: тут тебе и баяны, и саксофон, и ударные (композитор - Ванечка (Оркестр приватного танца)).

Тибальт не может смириться с выбором Джульетты и провоцирует друзей Ромео на драку, которая заканчивается смертью Меркуцио. Когда Тибальт перекидывает через веревку снятые с мертвого Меркуцио кроссовки, зритель понимает, что означал занавес с обувью - это невинные люди, ставшие жертвами обстоятельств и павшие в бессмысленных разборках в лихое время.

Евгения Михеева в роли Джульетты. Илья Шляга в роли Тибальта. Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии. Фото с официального сайта МТЮЗа: https://moscowtyz.ru/wp-content/uploads/2023/04/1F6A3979-9.jpg
Евгения Михеева в роли Джульетты. Илья Шляга в роли Тибальта. Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии. Фото с официального сайта МТЮЗа: https://moscowtyz.ru/wp-content/uploads/2023/04/1F6A3979-9.jpg

Чума на оба ваших дома!

Смерть настигла и Тибальта (Ромео отомстил за друга). Перед Ромео ставят выбор: изгнание или смерть.

Перед трагической развязкой во втором акте Пётр Шерешевский предлагает зрителям передохнуть и отвлечься. Шекспировское действие разбавлено пародийным шоу:

Герои книг на приёме у психотерапевта.

Ведущий шоу Всеволод Загогулька в исполнении Арсения Кудряшова вместе с присутствующими на шоу психотерапевтами Тимофеем Тимофеевичем Печалью (Леонид Кондрашов) и Валерием Валерьевичем Задорным (Дмитрий Агафонов), а также главврачом психбольницы № 23 Аликом Курвуазье (Искандер Шайхутдинов) обсуждают эффект Ромео и Джульетты (любовное влечение, усиленное невозможностью соединиться) и выносят приговор такой любви. Этот этюд однозначно один из лучших во всей постановке, он наполнен искрометным юмором, острыми шутками, современными молодежными мемами.

А последующая за ним песня "Sweet Dreams" группы Eurythmics (Держи голову выше, держи голову выше, двигайся дальше) в исполнении Арсения Кудряшова и призыв "Никогда ничего не бойтесь! Живите здесь и сейчас! Кайфуйте! Жизнь одна! Ааа!", выданный когда-то Ольгой Бузовой, окончательно ставит точку в сомнениях по поводу правильности своих поступков.

Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии. Фото с официального сайта МТЮЗа: https://moscowtyz.ru/wp-content/uploads/2023/04/1F6A4253.jpg
Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии. Фото с официального сайта МТЮЗа: https://moscowtyz.ru/wp-content/uploads/2023/04/1F6A4253.jpg

Последняя сцена:

Перед расставанием Ромео и Джульетта смотрят фильм База Лурмана 1996 года с Леонардо Ди Каприо "Ромео + Джульетта", где влюблённые погибают.

А нашим героям как-то совсем не хочется повторять этот "подвиг". И любовь помогает им вырваться за пределы навязываемых обществом штампов и вырваться из классического сюжета с пятисотлетней закваской (даёшь трансценденцию).

Да пошли они нафиг со своими трагедиями!

Чем мы хуже Тарантино?! (отсылка к фильму "Однажды в Голливуде")

Да пошли они нафиг со своими трагедиями!

Влюблённые запрыгивают в машину и вместе уносятся прочь из Вероны, от родителей, от невыносимых обстоятельств, препятствий и ложных идей.

Ну, и забойный финал вместе с песней группы СПЛИН:

C сегодняшнего дня прошу считать меня
Недействительным, весьма сомнительным
Пока пою, проверь свои предохранители
Путеводители, в пути водители
По-моему, все врут твои производители
Все врут, по-моему все врут твои производители
C сегодняшнего дня прошу считать меня
Растаможенным и расторможенным,
А если ты не веришь мне — всего хорошего
Всего хорошего. Кто помнит прошлое
Всего хорошего тому, кто помнит прошлое
Тому, кто помнит прошлое — тому всего
хорошего...

Смело!

Ярко!

Дерзко!

Забойно!

Спасибо за внимание и до новых встреч!

Предлагаю вам посмотреть видео с поклонами с этого спектакля:

P.S. Мои впечатления о других спектаклях уже доступны по ссылкам:

Эротический маскарад с широко закрытыми глазами: о спектакле в МХТ имени Чехова

Раздвоение личности или удачный ход режиссёра: о постановке "Евгений Онегин" Римаса Туминаса в Театре им. Вахтангова

Жизнь - загадка, которую надо уметь принять и не мучить себя вопросом: "В чем смысл моей жизни?" Лучше самим наполнить жизнь смыслом!

Брак напоминает ножницы - половинки могут двигаться в противоположных направлениях, но проучат всякого, кто попытается встать между ними!

Испить до дна: о спектакле "Вариации тайны" в МТЮЗе

От любви Гордина и Демидовой кровь стынет в жилах: о спектакле "Кто боится Вирджинии Вулф?" в МТЮЗе