Найти тему
Анастасия Миронова

Внезапно в "Литературной газете" началась дискуссия о литературе 30-летних. Начал ее союз выкидывателей и его активист Вадим Левенталь

Ой, мне тут прислали статью из "Литературной газеты": Вадим Левенталь (тот самый, про которого вы теперь, слава богу, знаете, кто это) вроде как открывает дискуссию о литературе 30-летних. Я пошла читать. Мне, честно говоря, было интересно сопоставить свои ожидания от текста Левенталя с произведенным им продуктом. Сопоставила. Ожидания оправдались. Написано очень плохо.

Вадим Левенталь (со стопкой) в компании. На презентации своей недавней книги, которая посвящена отнюдь не Донбассу
Вадим Левенталь (со стопкой) в компании. На презентации своей недавней книги, которая посвящена отнюдь не Донбассу

Ну очень! Левенталь анализирует больше десяти авторов, из которых едва ли не все уже напрочь исчезли из литературы. Это никто и в литературе, и в культуре. Их проза ничего не значит. К тому же, Левенталь подмечает какую-то ерунду: кто сколько раз упомянул в книгах алкоголь, нарисовал пейзажи, портрет; кто кому нанес травму. В статье россыпью летят умные слова: Локан, трансгуманизм, абьюз... Все не по делу. Какая-то витиеватая чушь.

Меж тем, о прозе 30-летних давно и обстоятельно сказала, например, я. Отличительные черты прозы этих людей, дорогой Вадим, сформированы отличительным опытом 30-летних. А именно:

  • это поколение последних бэби-бумеров
  • это самое многочисленное из ныне живущих поколений
  • это поколение, заставшее яму 90-х
  • поколение, которое мало училось, потому что пережило все кризисы образование, деградацию учителей, учительский голод, деморализацию университетских педагогов
  • 30-летние сами имели опыт голода
  • они жили в условиях обрушения авторитета взрослых: взрослые предстали перед ними в эпоху перемен жалкими, растерянными, беспомощными, униженными. Трудно уважать отца, которому полгода не платят зарплату, а он ходит на работу
  • это поколение мало читало, книги были дороги, библиотеки закрывались, времени читать не было

Главное же, что нужно знать о 30-летних писателях: в этом поколении элементарно низкая выживаемость, из провинциалов мало кто дошел до столиц и смог состояться в большой культуре: бандитизм, алкоголизм, наркотики, драки - провинциалов выкосило, они в лучшем случае выжили и остались в провинции, пристроившись где-нибудь охранниками. Именно в поколении тридцатилетних был самый большой разрыв между провинцией и столицей: ни до нас, ни после такого разрыва не было. Я писала об этом, в частности, в "Знамени", в эссе Mind the gap please

Легко ли быть молодым писателем? Тимур Валитов, Кристина Гептинг, Константин Куприянов, Анастасия Миронова, Евгения Некрасова, Анна Немзер, Вячеслав Ставецкий.

В нашем поколении провинциалы провалились в этот самый зазор. В современной литературе мало 30-летних из провинции - провинциалы этого возраста неконкурентны, литературу 30-летних захватили дети из хороших столичных семей. А если кто-то все же прорвался наверх, то он не пишет о своем детстве, о той самой истории. Вадим Левенталь единственное подметил - что у тридцатилетних нет в книгах истории. История для них - 90-е. Слишком тяжело, не все могут откровенно говорить о годах унижения собственной семьи. Я писала и говорила об этом не раз. Дети 90-х не пишут о детях 90-х. Исключения редки и приходятся на столичных писателей. Я написала о провинции 90-х. Это тяжелая работа. Я понимаю, почему другие не пишут

Еще одно важное эссе о литературе 30-летних было опубликовано мною вновь в "Знамени", в качестве авторского предисловия к моему роману "Мама!!!"

Мама!!! — Журнальный зал

О литературе наших поколений я сказала давно и исчерпывающе. Вадим Левенталь все читал. И роман мой читал. Но в своей статье сделал вид, будто ни Мироновой, ни ее анализа феномена 30-летних, ни ее романа, который уже переиздается, не было. Потому что Вадим Левенталь решил, что он будет решать, кто нужен литературе, а кто - нет? Говорю же - союз выкидывателей.

Вот зачем Вадиму Левенталю надо в патриотический союз

Что скажу? Вадим, я вижу сразу две причины, почему вам надо уходить из профессии. Первая, менее важная - вы мечтаете стать выкидывателем. Вы вдруг, являясь до того в течение почти двух десятилетий, влиятельным в России издателем и редактором, издавшим для друзей кучу макулатуры, полезли в "Союз 24 февраля", подписав декларацию литераторов, ставших жертвами либеральной цензуры (и ведь поднялась рука!). Все потому, что вы мечтаете выкидывать из литературы неугодных. До вашей статьи о 30-летних писателях еще можно было мне что-то в ответ на этот мой тезис мямлить, а теперь уже - нельзя. Все ясно.

Вы написали легонький текстик о каких-то ноунеймах, сделав вид, будто о литературе своего поколения еще несколько лет назад серию эссе, в том числе в журнале "Знамя", не написала я. И, конечно, вы совсем забыли про книгу такого малоизвестного автора, как Анастасия Миронова. Ну и что, что она тоже издалась в АСТ и теперь уже терпит второе переиздание, в "Пальмире" - вы злы на меня из-за внелитературного конфликта, причиной которой стала моя неготовность с одних лишь ваших слов осудить моего покойного приятеля Евгения Мякишева. И все.

Вы рветесь в новую литературную номенклатуру, чтобы самому решать, кто достоин остаться в литературе, а кто - нет. Вы все эти годы сохраняли влиятельность, но вам было мало, вы хотите оказаться на вершите, среди главных выкидывателей

И выкинуть из литературы ту же Миронову, посмевшую не прекратить дружбу с поэтом, с которым вам изменила ваша подружка, наркоманка и фурия, отсидевшая срок за убийство 167-ю ударами собственной матери. Знай, типа, место, Миронова, Левенталь пролез и будет править! И Садулаев у вас такой же, я с ним когда-то поругалась в сети по иному поводу, а теперь он сидит и тоже решает, что Мироновой в литературе не место. И Демидов сидит. И Пелевин. Вы для этого полезли в новую номенклатуру. Вам, конкретно, Вадим, леваку по убеждениям, не написавшем ни одной книги про Донбасс, вся эта Z-истерия нужна только для того, чтобы, к примеру, разделаться с Мироновой. И укрепиться, продолжая издавать нечитаемые книжки своих друзей и бывшей жены. И обделывать новые истории с премиями, типа Нацбеста.

Главная же причина, почему вам, по-хорошему, надо перестать писать о современной литературе - у вас в голове чепуха. Даже не наукообразная, а - просто чепуха. Несерьезность. Вот ведь, как раз в эти дни, идет спор вокруг Галины Юзефович с ее списком рекомендаций "Нон-фикш": кричат, что Юзефович не рекомендует патриотов. Хотя проблема в том, что Галина Леонидовна продолжает планомерную работу по беллетризации и упрощению вкусов. Иными словам, продолжает толкать аудитории развлекалово. В этом ее вина перед миром. Она вдруг объяснила массам, что Ю Несбе и "Лисьи броды" это литература, которую читают интеллигенты-книгочеи. Я писала не раз о феномене Юзефович

Пропагандисты лубка. Еще один привет от Галины Юзефович, которая внушила России, что лубочная литература это не стыдно
Анастасия Миронова8 июня 2022

Большая беда для современной литературы, что появился возле нее как бы критик, который решил заискивать перед массовым вкусом.

Юзефович - беда, с этим давно разобрались, я, как водится, и тут была первой. Но вы, Вадим, беда не меньшая. Вы окуклились там в кругу твиттеровской ржаки. То, что вы написали под видом важной аналитики литпроцесса - постыдная ерунда. Чепуха. Вам бы оставить литературу на время в покое. Вы ей принесли много плохого. Остановиться надо, а вы лезете по ней наверх.

----------------------------------------------------------------------------------------

Вы могли заметить, что просмотры и показы моих свежих текстов здесь очень сильно упали. Предполагаю, что до известных мартовских событий, а, может, и до инаугурации введены негласные ограничения для общественно-политических каналов. Так что возвращаем изредка форму для сборов. Можно перечислять, можно не перечислять. Когда ситуация восстановится, кнопки пропадут. А пока у меня нет мотивации вообще писать о серьезном, тем более, о литературе: ни денег с этих текстов, ни читательского внимания

СберБанк Онлайн
ЮMoney
Визитка для сбора денег — ЮMoney

и код для ВК-переводов. Можно зайти туда из любого банковского приложения

-2