109,4K подписчиков

Уже пошло про ценз и правильную критику. Как "Союз 24 февраля" строит новую литноменклатуру взамен старой

867 прочитали

Сейчас объясню вам, почему скептически отношусь к "Союзу 24", несмотря на здравомыслие тезисов, которые я, вообще-то, громко и в СМИ (допустим, в Газете.ру) озвучивала еще несколько лет назад, когда инициаторы союза пикнуть побаивались перед либералами, когда сотрудничали с ними и зависели от них.

Мария Ватутина / Фото: myseldon.com
Мария Ватутина / Фото: myseldon.com

Вышло интервью издателя и литератора Алексея Колобродова. В котором он рассуждает о судьбе современной литературной критики. Заход красивый: критика уничтожена естественным путем, так как рынку монополии она не нужна. Я согласна! Я сама об этом писала, причем, очень давно. Раньше большинства присоединившихся к союзу.

Алексей Колобродов и другой член союза Олег Демидов / Фото: Дзен-канала "Ваши новости"
Алексей Колобродов и другой член союза Олег Демидов / Фото: Дзен-канала "Ваши новости"

Но вот незадача. Дальше господин Колобродов перечисляет литературных критиков, которые работали "на голом энтузиазме". Дословно. И мы узнали, что на этом энтузиазме работали сам Колобродов, критик Андрей Рудалев и, что совсем дивно, "критик" Вадим Левенталь.

Что? Ну, допустим, Колобродова можно было назвать критиком-энтузиастом, хотя я убеждена, что пишущий писатель критиком быть не может. И то говорю - можно было, потому что теперь Алексей Колобродов - издатель, он сооснователь издательства "КПД".

Вадим Левенталь / Фото: vnnews.ru
Вадим Левенталь / Фото: vnnews.ru

Вадим Левенталь критик? Он издатель! И критика у него была точно такой же инструмент рыночного продвижения издаваемых по его руководством и редактурой книг! Он всей критикой, прости господи, занимался, будучи издателем. О чем вообще разговор? И зачем нам снова путать этот клубок? Мы уже раз все видели. Какой Вадим Левенталь независимый и энтузиаст, я писала не раз. Человек был очень влиятелен в литературном мире на протяжении примерно 15 лет! Использовал влияние для устройства литературной судьбы друзей, бывшей жены. Какая это критика? К тому же, прекрасно Вадим сотрудничал с либералами и до 2022 года не жаловался на них.

Нежно любимый мною (почему нет? я серьезно) Андрей Рудалев независимый критик? Нет, разумеется. Не независимый и не энтузиаст. Рудалев полностью зависим сейчас от экосферы Захара Прилепина, он в нее включен и отражает ее интересы. Нам не нужна была критик от АСТ Юзефович - зачем нам среди новой литературной номенклатуры критик от Прилепина? Про энтузиазм тоже есть что сказать: когда-то Андрей Рудалев написал книгу о новых реалистах (Прилепин, Шаргунов, Сенчин) и получил премию из рук новых реалистов. Большую литературную премию. Они ему ее назначили за книгу о себе!

Андрей Рудалев / lgz.ru
Андрей Рудалев / lgz.ru

Хорошо выступить единым фронтом за конкуренцию, честность, против корпоративизма и чужеродной культуры писателей с чужими паспортами. Хорошо идти клином против Быкова (иноагент), пусть и только сейчас, а не тогда, когда, например, я против него шла и я указывала на все то, что видят в нем сейчас: спесь, замашки номенклатуры, уверенность в том, что он и его друзья распоряжаются литературой. Так, Андрей Рудалев сегодня возмущен тем, что Быков* сказал про него, будто это некие они, типа, быковские друзья, впустили Рудалева или Прилепина с барского плеча в литературу.

Скриншот поста в телеграм-канале "Рудалев"
Скриншот поста в телеграм-канале "Рудалев"

Где вы были, Андрей, когда, например, этот гражданин в эфире радио сказал, что писатель - тот, кого он назначит, а я со своей книгой пустое место просто потому, что он так сказал? Вам же было как бы все равно, да? И всем подписантам этого письма было все равно. Давайте откровенно: вас в этой борьбе против либеральной литературной номенклатуры до 2022 года не было. А теперь вы просто хотите создать свою номенклатуру. Никто не встал со мной в 2018-2020 гг., когда я, при этом издаваясь у либералов, начала вслух говорить о невозможности терпеть паучью банку. Вас не было, когда они, после моей ссоры с их истеблишментом, указали на меня пальцем и сказали: "Это пустое место, мы подумали и так решили" .

И Левенталь прекрасно с ними сотрудничал, и вы все молчали, потому что Захар Прилепин там издавался. А теперь? Хочется верить, будто вы тоже хотите конкуренции и живого литпроцесса, но сдается мне, что это не так.

И не восстание началось, а вы просто получили шанс гарантированно стать новой номенклатурой. Вы не восставали, пока этого шанса у вас не было

Почему сейчас? Потому что почувствовали, что в фаворе. И потащили туда не всю многообразную литературу, а друг друга. Вы делаете новый истеблишмент. А недавнее интервью Германа Садулаева говорит о том, что вы строите именно новую номенклатуру. Читаем:

"Конечно, определенный ценз по взглядам и убеждениям в этом обществе будет. Взгляды должны быть патриотические, человек должен поддерживать Россию в текущем конфликте и не должен вставать на сторону ее врагов. Иначе ему с нами делать нечего".

Все понятно? Сидит уже и рассуждает про ценз

Герман Садулаев: vnnews.ru
Герман Садулаев: vnnews.ru

А сам-то Герман Садулаев прошел бы ценз? Я уже говорила: в 2021 году у Садулаева вышел роман "Земля-воздух-небо" - вообще чуть ли не пародия, где открыто говорится о бессмысленности "русской возни" на Донбассе. И вдруг Садулаев попал в авангард патриотических писателей и публицистов. Мне порой кажется, что многие там между собой общаются лишь потому, что не читают книжек друг друга. Вполне может оказаться, что и роман Садулаева никто из них не читал, а читала лишь въедливая Миронова. Которая ныне изумленно смотрит за тем, как автор этой книги рассуждает о патриотическом цензе и управлении культурой.

Вообще, печально все это. Люди подхватили важные и нужные тезисы. Но подхватили они их поздно, а, главное обсуждения хотят тусовочного, закрытого. Хоть на одном их ресурсе опубликовали критику? Хоть один из этих подписантов публично вступил в уважительный и широкий спор с оппонентами?

Не так надо было все это делать. Вы не начали борьбу за свободный рынок - вы укреплять свой междусобойчик

К тому же, на ниву борьбы за свободную литературу и свободную критику привлекли людей, которые уже были в фаворе и ни там, ни там себя как сторонники свободного развития не проявили (тот же Левенталь). Зачем идти в союз, где независимым критиком-энтузиастом (!!!) называют издателя, который писал хвалебные отзывы на издаваемые при его влиянии книги, пристраивал в издательство друзей, жен друзей, бывших жен? Нам это все надо? И вот эту историю с Нацбестом обязательно надо снова повторить? Чтобы только на сей раз у Левенталя еще больше было ресурсов?

Ваш выход, господа, не похож на акт культуры. Это выкрик: "Всё! Мы здесь власть!" Много кто бы присоединился к вам. Более того, многие (ну я, например) шли в этом деле впереди вас и пошли бы рядом, замедлили бы шаг и дождались, когда вы подтянетесь. Но вы совершенно точно задумали сделать новую РАПП. С преимущественно старыми рапповцами и рапповками. Это отталкивает.

Кстати, несколько раз уже меня спросили, что же я думаю о присоединившихся к союзу и высказавших ему поддержку. Например, о записавшем ролик в поддержку "Союза 24 февраля" Михаиле Трофименкове. Ну что ж, Трофименков сказал, что разделяет ценности. Разве он объявил о вступлении в союз? Разделяет и передает привет. Ну так и я разделяю то, что продекларировано. Но вижу, что на практике дела в этом союзе обстоят иначе.

Кто еще подписал? Примечательно, кто не подписал. Где рэпер Рич? Он ведь несколько книг издал. Где Захар Прилепин? На площадке Прилепина союз ведет свою работу, а где подпись Захара Прилепина? Интересно

Имеем пока означенных выше лиц, плюс поэтов. Среди которых недавно удививший Дмитрий Артис - в телеграме у себя написавший про "рвущиеся пер....ки". Ватутина и Долгарева. Филиппов. Александр Пелевин с твиттеровской ржакой. Кто еще? Даниэль Орлов. Павел Крусанов. Последние двое, кажется, пока единственные из присоединившихся, кто напрямую не толчется возле новой кормушки и подписался по чистым идейным соображениям.

Так себе компания. Я в нее не хочу. Тем более, там мне никто и не рад. Вот был бы номер, если бы я присоединилась, попросила бы звать меня на все съезды, обсуждения, дискуссии. Что бы было? А ничего бы не было. Герман Садулаев сказал бы, что я плохая, потому что много лет назад я писала о нем фельетон по совершенно нелитературному поводу. Вадим Левенталь тоже бы объявил, что мне места в литературе нет, потому что я с ним в ссоре. Он решает, понимаете? Хочет решать. Левенталь когда-то написал на мой роман неплохую рецензию и пришел на мое выступление. А потом были мои тексты о поэте Мякишеве и роли Левенталя в оговоре покойного моего приятеля - Левенталь задним числом написал, что, вообще-то, книга у меня плохая!!! И чего от него ждать? Нам нужна литература от Левенталя? Так мы ее уже видели.

Тот же клубок. Та же паучья банка. Которая сейчас сосредоточится на прокорме собственных членов. Зря все старались, верили. Все зря, похоже... И неизвестно, что для литературы хуже: самовлюбленный напыщенный Быков* или самовлюбленный напыщенный Садулаев.

* - признан иноагентом