109,4K подписчиков

Оба-на! А Галина Юзефович в России. Снова в ВШЭ, снова управляет умами... Что это значит для литературы

20K прочитали

Все же выскажусь и здесь. Недавно я узнала, что Галина Юзефович... в России. Я думала, раздраконившая себя до крайности, наш золотой критик давно уехала. А она в России. В ВШЭ, все на том же месте. Вот она два дня назад на презентации романа Евгения Водолазкина "Чагин". Ну и дела...

К остальным людям на фото у меня вопросов нет, роман Евгения Водолазкина "Чагин", который тут презентуют, я сейчас сама с удовольствием прочитала. Вопрос: а насколько, собственно, огромны у нас рты, что можно покорно стоять и терпеть, как в них плюет Галина Юзефович? И дело не в Донбассе, никто не обязан жалеть свою армию, если не может. Вопрос, когда уже литературный истеблишмент немного разнообразится?

Нет, я за свободу мнений. Не все должны и согласны солидаризироваться с нацией. Правда, отличие мирного времени сейчас иные мнения логично держать при себе. Это в любой стране. Любая страна отторгает тех, кто желает ей гибели и презирает ее граждан, а именно этого, безусловно, желает Галина Юзефович со своими идеями.

У нас не так. Судят какие-то ноунеймов, а человек спокойно себе в государственном вузе ходит. Но и это - ладно. Можно списать на сверхдемократичность нашей страны и отсутствие у общества здоровых инстинктов выживания. Меня другое интересует.

Честно говоря, я надеялась, что виновника беллетризации наших вкусов станет в России чуть-чуть меньше

И писала не раз об этом. Я считаю Галину Леонидовну виновницей упрощения литературных вкусов, воцарения вместо хорошей литературы ширпотребной беллетристики, разрешения института критики, замены ее традициями вкусовщины от шерочки с машерочкой. Думала, станем без Галины Леонидовны чуть серьезнее. Но даже и не это самое важное.

Важно, что никуда мы прорвемся со своими литературами, ведь Галина Леонидовна на месте и блюдет. А нам удел - катиться под плинтус со своими книжками про 90-е, всякие там донбассы, омоны и пр. серьезной прозой не на модную тематику. Ни наша проза, где скучно, ни мы сами, не входящие в тесный круг шерочки, не нужны будут снова. И потому, что это не модно, и потому, что мы для Галины Леонидовны чужие.

Сколько лет я сначала писала о необходимости эту паучью банку разрушить, потом - о том, что, кажется, события последнего года наконец привели к переменам. Но ничего подобного: паучья банка на месте.

Читать будем "Лето в пионерском галстуке". Галина Юзефович же велела

Самая главная беда от Галины Юзефович в том, что вот я, к примеру, читаю и хвалю все, что хорошо. Я даже саму Галину Юзефович читаю до сих пор, в той части, где она описывает издательский процесс: это интересно. Я читаю и книги, и статьи совершенно разных людей, чьи убеждения мне чужды или и вовсе неизвестны. Главный критерий: чтобы было талантливо и умно. Я хочу конкурентной литературы, где бы публиковались лучшие, я много написала о трагедии отсутствия института отбора лучших в нашей литературе.

А что Галина Юзефович? Галина Леонидовна это тот самый механизм отмены этого отбора. Галина Юзефович считает, что читать надо не лучших, а правильных, честных, актуальных. Но, разумеется, тех, кого она считает правильными и честными. Помню, как летом критик сокрушалась, что мы незаслуженно мало читали украинской литературы и теперь Галина Леонидовна берется ее прочитать. Все самое модное и правильное у нее на уме.

Это путь к деградации литературы, к полнейшему ее уничтожению. Мало бы было от Галины Леонидовны вреда, если бы она не имела такого огромного влияния именно на литпроцесс и издательства

К сожалению, именно Юзефович с ее тягой к легкой литературе и склонностью подхватывать все модные повестки, входит в число людей, которые формируют конъюнктуру книжного рынка.

Я очень надеялась, что Галина Юзефович немного потеряет влияния. Уверена, что она хорошая женщина и сама прочитала много книг. Но ее влияние на книжный рынок в России чудовищно. Галина Леонидовна помогла этому рынку превратиться в гонку легких новинок и актуальных повесток. Пусть бы жила в России, мечтала увидеть фрау Шульман президентом. Но чтобы жила частным порядком в своей квартире.

Но вот же она. Вместе с редактором самой важной редакции современной прозы в России Еленой Шубиной Галина Леонидовна презентует новый роман писателя Евгения Водолазкина. Увы, без Галины Леонидовны никак. Галина Леонидовна везде, ее влияние столь огромно, что современные писатели очень стараются писать "под Юзефович". Чтобы она похвалила.

А хвалит она модных. Или своих. Или, как в случае с Александром Пелевиным, когда Галина Леонидовна пригласила к себе на канал в числе первых этого тогда мало кому известного автора фантастики, а потом сообщили, что издавшее его "Покров 17" издательство "Городец" вроде как спонсировало канал Юзефович. И издательство гордо сообщает, что Пелевин побывал у Галины Леонидовны

А потом Пелевину дадут за этот роман премию "Национальный бестселлер", спонсором которой и было издательство "Городец". Молодцы какие, да? Издатель Вадим Левенталь, редактор "Городца" и многолетний секретарь премии "Нацбест", покинувший этот пост буквально накануне, но оставшийся при ней влиятельной персоной, был якобы всем этим очень удивлен.

Нужна нашей литературе такая критика? Это не критика, это поддержание собственных штанов

Уже многие, в том числе и я, затрагивали эту проблему: что даже не патриотизм и Z-настроение, а просто непричастность к либеральному истеблишменту и кулуарному рынку закрывает тебе дорогу в культуре. Парадокс, но эти люди, которые считают себя диссидентами, полностью контролируют публичную сферу культуры.

Мне очень жаль, что, похоже, влияние Галины Юзефович не ослабеет. Она крайне вредна для современной литературы. Вы думаете, если я, к примеру, выпущу новый роман и он окажется хорош, Галина Леонидовна будет его хвалить? Нет, конечно: она будет хвалить украинские книжки и повести и гендерных исканиях ребенка.