Найти тему

Мастер и Маргарита. Фильм. Реж. Михаил Локшин. Россия. 2024 г. 18+

Мастер и Маргарита. Фильм. Реж. Михаил Локшин. Россия. 2024 г. 18+

Великий роман Булгакова в общей сложности экранизировали шесть раз. Самые громкие адаптации – фильм Юрия Кара и сериал Владимира Бортко. Кара закончил съёмки в 1994 году, но из-за разногласий между постановщиком и продюсерами фильм в прокат вышел только в 2011 году, через семнадцать лет. Предсказуемо, картина была почти не замечена, всё же возможности кинематографа в 1994 году сильно отличались от того, к чему привык зритель в 2011 году. Сериал 2005 год, на самом деле, не так плох, но был раскритикован за низкий бюджет и дешевые спецэффекты. Да и постановка желала лучшего, есть с чем сравнить. «Собачье сердце» Бортко на пару голов выше. В кинотеатральной среде даже сложилась легенда о проклятии МиМ, мол, экранизации, театральные постановки и их участников преследуют всяческие беды. В общем, экранизировать МиМ – большущая ответственность и определённая опасность. Даже если не брать в расчёт проклятье, МиМ – бессмертная классика и каждая адаптация будет разбираться придирчивым зрителем на атомы.

В данном случае всё скорее хорошо, чем плохо. Нельзя не отметить, технически фильм весьма добротный. Декорации, спецэффекты, советская эстетика – впечатляют. Разве что Бегемот страшненький, но кот, кажется, еще ни у кого не получился. И работы сыграли хорошо, но не блестяще. Главные претензии у меня, как водится, к сюжету. Многое из романа не вошло в сценарий, что естественно – хронометраж скромный, чуть больше двух часов. В который раз прихожу к мысли – некоторым историям больше подходит формат сериала. Практически ничего не осталось от библейской темы, только одна сцена - встреча Пилата и Иешуа. А я из тех читателей, которые в МиМ ценят именно библейскую историю. Московские похождения Воланда мне всегда казались балаганом и отклика в душе не оставляли. А фильм сосредоточен именно на московской истории, и я не уверен, что это правильное решение. Иешуа в прошлом и Мастер в настоящем – тесто переплетённые персонажи. В этом, если позволите, главная фишка МиМ, и сразу же – главное противоречие. Божественное прошлое и безбожное настоящее. Воланд, Мастер, Маргарита, Бал Сатаны – всё это неинтересно в отрыве от истории Христа.

Задумка очередной экранизации «Мастера и Маргариты» появилась в 2017 году, до начала съёмок в 2021 году идея прошла привычный производственный ад, сменилось несколько продюсеров и режиссёров. Михаил Локшин, последний из режиссёров, назвал фильм «Воланд», то есть была мысль экранизировать МиМ частично, что, кстати, распространено в театральной среде, где порой ставят либо библейский, либо московский сюжет. Быть может, это и объясняет дисбаланс сценария. Но коммерция победила, на «Мастера и Маргариту» пойдут охотнее, чем на «Воланда». Зрителя немножко обманули. С первоисточником сценаристы поигрались прилично, другая последовательность сцен, видимо, в угоду кинематографичности. Опять же, спорный выбор. Хотя я не из тех, кто считает, мол, книга должна переноситься на экран дословно.

Сразу после просмотра решил перечитать, точнее, «переслушать», книгу, на Литресе богатый выбор, несколько озвучек. Прослушал уже треть. И всё же насколько шикарный текст. Очень хорошо визуализируемый. Сцены описаны настолько искусно, что в историю ныряешь буквально с головой. И кажется, что тут сложного – снять классное кино, чтобы всем понравилось и всех устроило? С таким-то исходником? Не получается по банальной причине – роман гениальный, и пока не нашёлся тот кинодел, который угодит любителю МиМ.