Найти в Дзене
Журнал book24.ru

Проклятие «Мастера и Маргариты»: актерский вымысел или действие темных сил?

Оглавление

Попытки экранизировать роман делались неоднократно, но большинство провалилось, а те, что удалось реализовать, окружала настоящая чертовщина. Разбираемся в странностях, сопровождавших съемки по мотивам романа Булгакова.

Промо к фильму «Мастер и Маргарита» (2005)
Промо к фильму «Мастер и Маргарита» (2005)

Вокруг романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» давно распространился ореол загадочности – под стать содержанию. Слишком много мистических совпадений было и в жизни автора, и в судьбе его творения.

Неудачные попытки экранизировать роман

Однако больше всего чертовщины вьется вокруг попыток экранизировать роман. Среди творческих деятелей даже родилось отдельное суеверие, согласно которому участие в постановках и съемках по мотивам «Мастера и Маргариты» чревато последствиями. И действительно, пугающее количество неудач и трагедий заставляет задуматься.

Экранизировать роман мечтали многие. Еще бы – проект сложный, а значит интересный, потенциально успешный, учитывая популярность книги, и оставляет простор для творчества. Но между режиссерами и их планами вставали самые разные и чаще всего необъяснимые препятствия. Ролан Быков, Эльдар Рязанов, Игорь Таланкин, Элем Климов, даже Роман Палански – вот лишь несколько режиссеров, вынужденных отказаться от «Мастера и Маргариты». Одни из них ссылались на финансовые проблемы, другие – на юридические, но большинство объяснений выглядит довольно мутно.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита» (2005)
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита» (2005)

В числе желающих экранизировать роман был кинорежиссер Владимир Наумов. Елена Булгакова, жена писателя, знала об этом замысле и одобряла его. Пока Наумов думал, как реализовать проект, Елена умерла.

Как рассказывал сам Наумов, началом конца стал сон. Однажды ночью ему пригрезилась Елена, которая извинилась перед ним и сказала, что фильм сниматься не будет. Режиссер решил, что спорить с потусторонними силами бесполезно, и отказался от затеи.

Иностранные попытки экранизации романа

Иностранцам удача сопутствовала больше. В 1972 году вышла картина Анджея Вайды «Пилат и другие». Ее сложно назвать экранизацией, скорее, это сюрреалистическая фантазия, вдохновленная библейской линией романа. Фильм был признан лучшим на Берлинском международном фестивале.

Кадр из фильма «Пилат и другие» (1972)
Кадр из фильма «Пилат и другие» (1972)

Все бы хорошо, но буквально через пару месяцев после премьеры при загадочных обстоятельствах скончался Ян Кречмар, исполнитель роли Понтия Пилата. В широкий прокат картина по странному стечению обстоятельств не вышла. В Польше, на родине автора, ее запретили.

Кадр из фильма «Пилат и другие» (1972)
Кадр из фильма «Пилат и другие» (1972)

В том же 1972 году вышла сербская версия экранизации, которую снял режиссер Александр Петрович, тоже довольно далекая от романа. Петрович убрал библейскую линию и сосредоточился на творческих муках Мастера и его любви к Маргарите. В этом фильме Мастер пишет пьесу «Понтий Пилат», но критики принимают ее в штыки, и в конечном итоге Николай Максудов (так здесь назван Мастер) оказывается в психиатрической клинике. Загадочный иностранец Воланд начинает мстить всем причастным к его заточению, а в конце помогает Мастеру воссоединиться с Маргаритой – единственной, кто сумел оценить гений писателя.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита» (1972)
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита» (1972)

Несмотря на то, что мистика здесь сведена к минимуму, без трагических историй не обошлось. На следующий год после выхода фильма режиссера уволили из Белградской киноакадемии, и он почти прекратил заниматься творчеством. Примечательно, что и Александр Петрович, и Ален Кюни, исполнитель роли Воланда, скончались в 1994 году…

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита» (1972)
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита» (1972)

Версия экранизации Юрия Кары

В том же 1994 году российский режиссер Юрий Кара закончил работу над своим фильмом и словно бы подхватил эстафету злосчастия.

Съемки проходили трудно, то погода препятствовала, то дорогостоящие эффекты накрывались. Однако Каре удалось довести дело до конца. Тут бы развенчать мифы о проклятии «Мастера и Маргариты», но нет!

Долгое время фильм пребывал в каком-то необъяснимом чистилище. Сначала режиссеру пришлось улаживать разногласия с продюсерами, потом разбираться с претензиями, которые предъявили ему потомки Елены Булгаковой. В 2006-м году картину удалось показать на Московском кинофестивале, однако до широкой публики она добралась только в 2011-м, спустя 17 лет после создания, и то неполностью. Зрители увидели фильм длиной всего 125 минут, тогда как режиссерская версия длится больше трех часов. Кто и зачем беспощадно искромсал работу Кары? Непонятно.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита» (1994)
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита» (1994)

Эту картину окружает числовая символика: начали работу над ней в год столетия Булгакова, а выпустили накануне 120 дня рождения автора. Кроме того, фильм по независящим от создателей причинам вышел 7 апреля – в день Благовещенья. Это христианский праздник, в который вспоминают, как ангел Гавриил принес Деве Марии весть о рождении у нее сына Иисуса (Иешуа).

Последняя экранизация фильма

Одной из самых удачных и знаменитых стала последняя экранизация – сериал, выпущенный в 2005 году. Его снял Владимир Бортко. Здесь мистика достигла своего апогея.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита» (2005)
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита» (2005)

Начать следует с того, что актерский состав сериала вышел совсем не тот, на который рассчитывал Бортко. Это своего рода «скамейка запасных». Почти все актеры, к которым изначально обратился режиссер, сначала вроде бы соглашались, но потом категорически отказывались от съемок. Так, Берлиоза должен был сыграть Александр Калягин. Ответом стали два неожиданных инфаркта. Владимир Машков хотел исполнить роль Мастера, но попал в автокатастрофу.

Бортко, как и многие другие, в мистику не верил и все-таки сумел собрать хороший актерский состав. Впрочем, ходили слухи, что перед началом съемок он вызвал священника прямо на съемочную площадку, чтобы он все освятил. Береженого, как говорится, Бог бережет. Предосторожность режиссера можно понять – вдобавок ко всем бедам и заминкам, прямо перед началом съемок к нему подошел какой-то странный человек и сказал: «У вас ничего не получится».

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита» (2005)
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита» (2005)

Актеры смеялись над суевериями коллег и рассказывали, что часто шутили над мистическими совпадениями во время съемок – мол, проклятие «Мастера и Маргариты» действует! Но закончилось все это совсем не смешно.

Снимавшихся в фильме как будто преследовал злой рок. Александр Галибин, исполнивший роль Мастера, во время съемок тяжело заболел, а едва работа над сериалом закончилась, попал в аварию – его автомобиль развернуло и вынесло на встречную полосу. Только чудом никто не погиб.

Олег Басилашвили, игравший Воланда, прямо на съемках потерял голос, причем ни с того ни с сего. Актер пребывал в отличном настроении, выступал в разных спектаклях, но именно во время исполнения роли Воланда вдруг захрипел и умолк посреди монолога. Оказалось, у Олега произошло кровоизлияние в голосовую связку. Несколько месяцев актеру пришлось молчать и терпеть болезненное лечение.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита» (2005)
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита» (2005)

Сериал по достоинству оценили и критики, и обычные зрители. Но не прошло и десяти лет с его выхода, а 18 актеров уже отправились в мир иной. Были среди них как люди в возрасте, так и довольно молодые. Так, Дмитрию Поддубному, сыгравшему агента НКВД, было всего 49 лет.

Невольно подумаешь – может, Булгаков и в самом деле проклял свой роман…

А как думаете вы? Это действительно мистика или череда совпадений и впечатлительность творческих людей?

Пишите в комментариях.

До новых книг!

Ваш Book24