Найти тему

Немного о мнимых трудностях миниатюризации в моделизме.

Иногда, пересчитав реальные размеры какого-то элемента оборудования корабля в масштаб строящейся модели, возникают сомнения в реалистичности его изготовления с сохранением приемлемой детализации. И нередко моделист, оказавшийся в подобной ситуации, после непродолжительных размышлений решается на изготовление откровенной залипухи, лишь отдаленно напоминающей моделируемый объект. В этой небольшой статье хочу представить свое видение подхода в решении подобных коллизий.

Моделистам со стажем известно, что иногда точное соблюдение пропорций всех деталей копируемого элемента может только ухудшать его визуальное восприятие в модельном исполнении (часть мелких деталей при этом для зрителей просто будет невидна). При этом напротив, подчеркивание некоторых из них лишь добавит им выигрышности в восприятии. Это как с шаржем на известного вам человека. Вроде бы пропорции элементов лица на рисунке не в полной мере соответствуют оригиналу, однако ж, вы безошибочно его узнаете. При этом для достижения подобного результата нет никакой нужды в точном повторении всех деталей. Более того, подобный способ представления объекта, в каких-то случаях, может нести гораздо больше информации о сущности человека, нежели его отражение в виде фотографии. Это лишний раз обращает внимание на необходимость выбора из множества признаков прототипа для моделирования тех, что будут характеризовать его в наибольшей степени.

И если, к примеру, в качестве прототипа для нактоуза будет избран один из образцов, имевшихся на яхте “Орианда”, то для его купола такими признаками могли бы стать помимо формы в виде шестигранной пирамиды и материала обрамления, прозрачность граней (имитирующих остекление детали) и в целом ее завершение сверху в виде полусферы.

-2

Ширина бронзовых элементов конструкции остекления, степень прозрачности его “стекол”, а также видно ли вообще хоть что-то внутри – все эти детали не имеют существенного значения для визуального впечатления, получаемого от четырехмиллиметровой детали с расстояния комфортного рассмотрения. И стоит заметить, что в таком представлении задача уже не выглядит столь трудновыполнимой.

Оказывается для ее решения достаточно каркасик из бронзы необходимой формы заполнить эпоксидной смолой, а после ее затвердевания удалить с помощью надфилей все, что выступает снаружи за его пределы. Еще надо будет на завершающем этапе отполировать поверхности образовавшихся граней. Дело за малым. Нужен каркас. Его можно отлить из серебра, спаять тем или иным способом из цветмета, сделать из фольги или придумать еще много других способов изготовления. Но лучше подобрать заготовку подходящей формы, из которой при минимальном количестве трансформаций можно будет получить желаемый результат.

В данном случае в качестве заготовки лучше всего подойдет шестигранная призма из тонкостенной бронзовой трубочки. А суть преобразований заключается в следующем. Сначала из тонкостенной трубки подходящего сечения с помощью шестигранного прутка (я использовал фрагмент шестигранного ключа на 4) формируется шестигранный профиль. Для облегчения этого процесса фрагмент ключа, смазывается машинным маслом, а затем с помощью патрона сверлильного станка, загоняется в просвет трубки на необходимую глубину.

-3

После обжатия граней с помощью молотка на стальной плите, шестигранный пруток извлекается из заготовки без каких-либо затруднений.

-4

Далее с помощью отрезного диска бормашины и надфилей удаляются стенки профиля между гранями. Общая ширина стенок в области остающихся граней доводится отрезным диском примерно до 0,5 мм.

-5

Затем необходимо собрать имеющиеся грани в пучок, распределить в углах шестигранного отверстия в кусочке цветмета (толщиной 0,2 мм) и временно зафиксировать там с помощью зубочистки.

Их окончательную фиксацию в нужном положении до заливки эпоксидной смолой можно выполнить с помощью пайки или моментального клея.

После предварительной обработки деталь начинает приобретать узнаваемые очертания.

-7

А далее с помощью небольшой полусферы закрывается на клею все непотребство сверху. Конической фрезой выбирается полость в отвердевшей пластмассе и для повышения ее прозрачности грани покрываются тонким слоем лака для ногтей.

И оказывается, что если не пасовать перед мнимыми трудностями, то приемлемое решение обязательно будет найдено. Ничуть не сложнее сделать подобную деталь из реек и даже с остеклением из покровных стекол. Если у подписчиков появится желание узнать как это сделать, обязательно расскажу. А на сегодня все. С уважением, Николай.