Первое упоминание о рыбацком поселке появилось благодаря контрабандистам. В 1548 году по указу шведского короля Густава Васы в числе прочих местных контрабандистов был казнен некто Антти из Терийоки. Деревня у места впадения Жемчужного ручья в Финский залив тогда состояла из трех крестьянских дворов, к середине XVII века их стало уже 29. Шведское название Terijoki (с 1323 года территория входила в состав «выборгских земель» Шведского королевства), скорее всего, произошло от искаженного финского Tervajoki — Смоляная река — в устье реки у рыбаков были смолокурни, где смолили лодки. А с начала XX века, непонятно почему, Смоляная река стала Жемчужным ручьем (позже рекой). Это пока все про названия.
После окончания Северной войны и подписания в 1721 Ништадтского мира, земли Старой Финляндии отошли к Российской империи, были включены в Выборгскую губернию, через Терийоки прошел почтовый тракт на Выборг. К середине XIX века здесь было уже 36 дворов и небольшой мыловаренный заводик. Ну, а после прокладки Финляндской железной дороги в 1870, в Терийоки стали появляться многочисленные дачи и летом население вырастало до 10000 человек. Выросла первая деревянная православная церковь, открылась финская, позднее русская школы, к концу XIX века уже было около 3000 жителей, 40% из которых составляли русские.
В начале следующего века это был самый крупный дачный поселок на побережье Финского залива, население выросло до 3500 жителей, а летом приезжало до 55000 дачников. Поселок состоял уже из 4 частей, насчитывал около 1,5 тысяч дач, одна из частей — Рялляля (фин. — кутила, гуляка) размещалась севернее железной дороги и приютила вначале строителей, а затем служащих железной дороги.
Здесь мы плавно переходим к тому, что можно видеть… Как театр с вешалки, поселок начинается с вокзала. Первый деревянный появился одновременно с окончанием строительства дороги. Дачный бум, охвативший побережье настолько нагрузил все станции дороги, что вокзал очень быстро перестал вмещать пассажиропоток. Терийоки была приграничной станцией — таможенный досмотр занимал не 2 минуты, на станции был буфет с горячими блюдами-бутербродами-напитками и даже, страшно сказать, можно было купить полбутылки пива, в общем, места стало мало.
Началось строительство нового, каменного здания, из-за войны, впрочем, небыстрое. К 1917 году проект Бруно Гранхольма воплотился в жизнь
железнодорожный мост оформился великолепным путепроводом.
Местечко Терийоки было достаточно революционным, и в 1905-07 и в 1917 — конспиративные квартиры, конференции и совещания разнообразных групп, перевалочные базы запрещенной литературы и оружия. В доме Уотинена (не сохранился) неоднократно бывал Ленин. И если кто-то думает, что Финляндия дружно и единогласно пошла в независимость — таки нет, своя гражданская война не обошла и ее стороной. Сначала Терийоки захватили красные, зал вокзала стал местом казней (свирепствовал не Иванов-Петров-Сидоров, фамилия красного командира Кальюнен), потом белые — они хотели взорвать этот новенький вокзал, слава богу, не случилось.
После окончания гражданской войны в Финляндии, станция 20 лет жила мирной жизнью, в 20-х годах поселок снова стал модным курортным местом и вокзал снова обслуживал многочисленных летних гостей. Огромная привокзальная площадь, на которой некогда была стоянка извозчиков, теперь приютила таксистов.
Во время военных действий 1939 и 1941-44 здание вокзала сильно пострадало, мост был разрушен.
Реконструкция по проекту архитектора А.А.Гречанникова прошла в 1950. Северная часть привокзальной площади оформилась домами в стиле сталинского ампира, сейчас ее украшает фонтан с играющими дельфинами.
Если от вокзала пойти в сторону Санкт-Петербурга, не поворачивая под мост, мы оказываемся на Паровозной улице, метров 200 от ее начала, и среди берез можно увидеть камни — остатки фундамента старого вокзала, а, если очень захотеть — следы булыжной мостовой на бывшей привокзальной площади. Старое здание использовалось финскими военными до зимней войны — там размещалась школа низших офицеров.
Но мы пойдем другим путем…