Хоть фильм по сценарию Бородянского и Шахназарова получился светлым, с первоисточником, крохотным рассказом Льва Славина «Кафе «Канава», его связывает одна идея. Некрасивая в общепринятом смысле женщина не привлекает симпатичных парней, и поэтому лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Хоть Неёлова довольно живо сыграла тётеньку за 30, но все-таки чувствуется в ее героине грусть и разочарование жизнью. Если у дурнушки нет харизмы, или хотя бы сумасшедшинки, как допустим у Веры из «Влюблен по собственному желанию», то ее дело плохо – не видать интересных женихов.
А Нюра очень хочет интересных. Она смотрит на бравого прапорщика Виктора, который женился на ее подружке. Балдеет от Миши на ретро-автомобиле, лихо соревнующемся на Сочинских дорогах. Еще красавец Анзор привлек ее внимание: Анна даже предлагает взаймы, чтобы еще немного с ним погулять. Даже галантный шулер для Нюры привлекательнее, чем реальный ее вариант – Саня Свинцов, инженер из Улан-Удэ.
Да и, по сути, Нюра из рассказа - пустышка, пошлая во Флоберовском смысле мещанка, развлекается разговорами в электричке и слыша как один пассажир расхваливает южных мужчин, срывается на море. Эмма Бовари тоже мечтала о романтике, красивой жизни и принцах, но оказалась нужна только своему скучному доктору. Красавчики Эммой пользовались, как и шулер Валентин (если это его настоящее имя), в исполнении Караченцова. Нюра из фильма хотя бы миленькая.
Причем Нюра очень хочет видеть в своем инженере хоть капельку романтичного. Например, когда она в очередной раз остается одна в ресторане и уже готовится сама расплачиваться с буфетчицей, он появляется – бритый спаситель. Немного как Миша Боярский в амплуа д’Артаньяна. Он даже трогательно читает стихи, но его характер – это жуть.
Или на пароходе. Он всячески демонстрирует щедрость и удальство, даже немного сорит деньгами. И все-таки его занудство прорывается на моменте спора с другим пассажиром. Саня прекрасно понимает, что Нюра для него очень хорошая партия, вот и старается угодить невесте, чтобы не сбежала.
- Какая ты у меня эффектная. За тобою глаз да глаз. Ну, ничего, приедем в Улан-Удэ и сразу в Загс.
Нюра же возвращается в поселок, где ей точно не светит красавца. Только грузчики клеятся, да приглашают на примитивные зрелища другие работяги. С Саней хотя бы в Сочи можно ездить и в городе жить, даже протекция московского друга у него как будто наклевывается.
По сравнения с депрессивным рассказом Славина, в котором у Нюрки только монтер из канавы был, в фильме сделали героев благообразнее. Поэтому в итоге становится жалко Аню, которую в жены возьмет такой тип с замаскированной лысиной.
Почитать еще: