Я уже писала, что финал фильма "Женщина для всех" жутковатый. Да и сама по себе картина трагичная, в ней мрачная атмосфера и ощущение безнадеги.
Но есть персонаж, которого не касается эта безнадега. Анна, соседка Марии, живет совершенно отлично от бывшей подруги. У нее нет ни мужа, ни детей, развелась она шесть лет назад и поисками мужчины себя не обременяет. Милая квартирка с канарейками, спокойная работа в библиотеке, отлаженный быт. Живет она для себя, а не для других. Уважает комфорт и даже хочет разменять квартиру из-за шума от соседей.
Когда она решает заботиться о чужих детях, все это нарушается. Она даже жить вынуждена в чужой квартире, потому что детям так привычнее. Это ее не пугает. Масса случайных людей входит в ее жизнь, но она все равно не сбегает.
Прикольный момент, когда бывший муж упрекает Анну, что она всегда «в порядке», самая лучшая, красивая. И тем, что она не простила его измену. Ведь он ее любил и поэтому она должна была простить, терпеть измены (которые скорее всего повторялись бы – ведь сходят с рук).
Интересная логика, да?
Стыдить за то, что ты правильно живешь. Ведь женские достоинства ничто, если при этом она не подчиняется какому-нибудь мужчине. Такие достоинства даже могут превратиться в недостатки, досадно мешающие выполнению женских функций.
Возможно, героиня Ларисы Удовиченко несколько высокомерна, но в целом-то она симпатичная, любит детей – не бросила в беде, стало быть, не черствая.
А потом появляется Николай. Это фигура вообще неоднозначная. Ездит к любовнице, которая даже родила от него ребенка, когда у него есть уже ребенок-инвалид. А может быть такие как Мария у него есть в каждом городе, где он бывает по работе.
Николай заявляет, что из своей семьи он ушел (потому что жена сдала их дочь в дурдом) и теперь приехал в квартиру умершей Марии, чтобы жить и заботиться о детях - Володе и маленькой Лене. А Анна на это соглашается. Будучи не знакома совершенно с этим мужчиной. Завершается фильм идиллической картиной новой жизни семьи.
Вот я и думаю, зачем сделали такой финал. Чтобы показать, что женщина ради детей должна перевоспитаться, перестать быть холодной и начинать проглатывать бесцеремонное к себе отношение. Что появится такой вот хозяин, который, по сути, в этой квартире никто и как Гоша из «Москвы» начнет диктовать свои правила на том простом основании, что он мужчина.
Печально это все. И ведь он подается еще и сильным решительным «настоящим мужиком», хотя пришел на все готовое, сбежав от трудностей из другой семьи. А может быть это музыка создает в финале оптимистический настрой, хотя сама Улицкая ничего кроме печальной правды жизни не хотела показать такой развязкой.
Почитать еще: