Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Общество снега” (2023, La sociedad de la nieve): Они слабы, но не сломлены

Оглавление

В горах холод так жесток, что тут не выживет даже паучок” © Нума Туркатти (1947-1972), один из пассажиров рейса 571

***

“Общество снега” – это драма, основанная на реально произошедшей в 1972 году катастрофе, когда самолёт, летевший рейсом 571 из Монтевидео (Уругвай) в Сантьяго (Чили), упал вследствие ошибки второго пилота, который неверно истолковал показания приборов и слишком рано начал снижать высоту полёта. Остов самолёта рухнул в Андах, 16 человек погибли во время крушения, а те 29, кто выжил, старались поддерживать друг друга столько времени, сколько это было возможно в условиях, когда то, что ранее казалось немыслимым, вдруг стало нормальным и привычным. Для зрителя контраст тоже резкий – первые пятнадцать минут сняты в тёплом тоне, а потом картинка резко меняется на холодную стальную гамму, отражая вымороженную атмосферу Анд.

Режиссёром драмы выступил испанец Хуан Антонио Байона (Juan Antonio Bayona), многократный обладатель престижных премий Goya Awards и Gaudí Awards. Его полнометражный дебют “Приют” (2007, El orfanato), в производстве которого оказывал поддержку Гилльермо дель Торо, в 2008 году как раз оказался удачным, завоевав Goya, испанский Oscar, в номинации “Лучший режиссёр-новичок”. А “Общество снега” получила две номинации на 96ой церемонии Oscar в категориях “Лучший фильм на иностранном языке” и “Лучший грим и причёски”.

Постер к драме "Общество снега" (2023)
Постер к драме "Общество снега" (2023)

Сюжет драмы

В самолёте на рейсе 571 всего было 45 человек (42 пассажира и 3 члена экипажа), а в центр повествования режиссёр ставит команду по регби Old Christians (19 человек) и их знакомых.

Они охотно собрались на выходные в Сантьяго, потому что билет оказался привлекательно дешёвым – всего 45 долларов. А провести время вместе – бесценно, особенно, если знаешь, что в следующем году дела не позволят часто видеться. Панчо (Alfredo "Pancho" Delgado), который не был спортсменом, но хорошо общался со многими из них, пригласил в поездку и своего друга Нуму (Numa Turcatti), студента-будущего-юриста, который и не думал, что отправится в путешествие из-за предстоящих экзаменов, но в последний момент решился на эту авантюру.

Все, окрылённые перспективой отличного отдыха, находясь в салоне самолёта, и не подозревали, что их ожидает, пока самолёт не начало трясти так, что это уже нельзя было списать на обычную турбулентность. И в пятницу 13 октября 1972 года самолёт упал в Андах. Прошёл 71 день прежде, чем с трудом выживших 16 человек спасли.

Горькая ирония, что дешёвый билет оказался слишком дорогим.

Мысли и впечатления после просмотра

С одной стороны, это история о выживании в экстремальных условиях в результате катастрофы/несчастного случая (и вроде как одна из многих таких – “127 часов” (2010), “Гравитация” (2013), “Отмель” (2016), “Выживший” (2015) и “Выжить” (1992), который тоже рассказывает о рейсе 571).

Но, с другой, эта история напоминает судьбу братьев-рестлеров фон Эрих. Я имею в виду именно попытку поддержать и согреть (в прямом и метафорическом смыслах), когда кажется, что всё потеряно. Также объединяет обе эти истории не чудо выживания, а чудо человеческой души, способной на поддержку, когда, кажется, что каждый только за себя.

В драме Хуана Антонио Байоны cоединились жестокость непреодолимых сил, неподвластных человеку, и невероятная теплота среди ужаса, которая человеку подвластна для выражения того, что он всё же человек – божье существо, что совершенно противоречиво и неожиданно на фоне того, что им приходилось делать ради своего выживания.

У Шона Дуркина в “Стальной хватке” в центре внимания была спортивная семья, страдающая от некого проклятия, выкашивающего детей одного за другим. У Байоны это не семья в генетическом понимании, но близкие по духу люди, парни из одной спортивной команды по регби Old Christians и их друзья, которые в силу козней судьбы оказались в плену горного мороза и умирали один за другим. Любопытно, что название команды, переводящееся на русский как “старые христиане”, сыграло здесь и в драматическом плане – они смогли извлечь человеколюбие несмотря на обстоятельства.

Противостояние и противопоставление природы и человека

Ещё одна тема в этом фильме, которая является логичным последствием катастрофы, это противостояние человека и природы. Тема тоже частая и есть два варианта: когда человек осознанно старается доказать ей, что сможет превзойти силы природы (“Эверест”, “Дайана Найэд”, “Прогулка”, “Дикая”), либо он оказывается в природной ловушке и проявляет волю к жизни, открывая в себе новые уровни восприятия боли, лишь бы не умереть. Наверное, никогда человек так остро не осознаёт ценность жизни, пока не окажется в шаге от реальной гибели.

В драме Байоны использован внушительный художественный приём, чтобы подчеркнуть могущество природы – гор, снега, солнца и ветра. Это регулярное включение общих планов-пейзажей, захватывающе красивых и созерцательных.

И, если очень внимательно в них всмотреться, то можно будет увидеть движущиеся чёрные точки на белоснежном полотне – люди, которые остались в живых после того, как самолёт упал. Это очень хорошо отображает силу природы, её преобладание над человеком, даёт отличное понимание того, как им тяжело (что, конечно, очевидно). Как за красотой стоит угроза смерти, потому что красота только внешняя. Вся её зловещая суть вскоре начинает выражаться на состоянии здоровья пленников гор. Их высушенная кожа, почерневшая моча, ссутулившиеся осанки, шатающиеся зубы, незаживающие раны.

Более того, через этот приём передаётся состояние одиночества – как беспомощно и потерянно чувствует себя человек, оказавшись в одночасье без привычных условий существования. На фоне белоснежного полотна человек-бывший-пассажир становится невидимкой для внешнего мира. Поисковая операция была остановлена, потому что с высоты трудно увидеть останки самолёта, нужно выждать потепления, чтобы возобновить розыск осколков упавшего самолёта (на выживших никто не рассчитывал – подать сигнал они не могли, потому что рация отказала).

Редко так бывает, но даже постер к этой драме выполнен очень точно. Молодой человек сидит на снегу в ослепительной белизне на фоне горных пик, а изображение чуть засвечено. Среди регбистов был парень Антонио Визинтин по прозвищу ТинТин (наверное, с намёком на главного героя-репортёра из комиксов Эрже), который постоянно фотографировал (и момент перед вылетом, и моменты во время полёта, и даже их странные будни в горах). И этот постер, несмотря на то, что на нём всего один человек, неплохо отображает историю – и одиночество, и горный плен, и нечто человеческое, не покинувшее пострадавших. “Кто-то в будущем будет смотреть на эти фото, думая, что произошло в прошлом, и задаваться вопросом, что случилось тогда в горах,” – говорит Нума за кадром.

“Хребты безумия”: Каннибализм во время пребывания в Андах

Выше я написала о широте души, которая открылась в пленниках гор, но при этом людям пришлось преступить черту. Но в фильме этот акт построен очень деликатно. Здесь нет осуждения, попытки перетянуть на чью-то сторону – поддерживая того, кто сказал нет поеданию тел погибших, или осуждая того, кто предложил это ради выживания. Сценарий не пытается превратить одних людей в героев, других – в злодеев или жертв. Им пришлось научиться существовать по-новому – жизнь в этом месте невозможна, и они стали здесь аномалией.

-3

У каждого внутри происходит борьба из-за принятия такого решения. Панчо и Нума тут служат двумя крайними точками в этой линии. И обсуждение вопроса поедания человечины является поворотной сценой в фильме. Они озвучивают это, они испытывают отвращение, страх, но это крайняя мера. Так или иначе они сплачиваются, между ними налаживается связь, общий жуткий опыт.

После крушения это стало неизбежным – они вынуждены были принимать чрезвычайно трудные решения. Запасы, которые были у пассажиров при себе, истощились через шесть дней, пришлось побороться со своими моралью и верой, противопоставляя их своей естественной потребности в выживании, чтобы найти правильное решение. Поедание плоти тех, кто погиб во время трагедии, конечно, противоречит и противоречило христианской вере, но Панчо был тем, кто поддержал идею в акте поедания плоти, потому что это был единственный шанс выжить в бесплодных и холодных горах. В то же самое время Нума был последним, кто принял это решение, он был близок к тому, чтобы вытерпеть вовсе без еды. Но Нума не справился, он погиб за одиннадцать дней до спасения.

Рассказчик за кадром

Они не считали себя героями, потому что “они тоже были мертвы, только им удалось вернуться. И, когда они нас вспоминают, они спрашивают, почему мы все не вернулись. Что всё это значит? Это вам нужно понять самим. Ведь ответы есть в вас. Просто берегите друг друга и расскажите всем, что мы пережили на той горе”.

Кстати, именно Нума Туркатти является рассказчиком всей этой истории, не Фернандо “Нандо” Паррадо или Роберто Канесса, которые отчаянно рискнули отправиться в сторону Чили через горы, чтобы вызвать помощь, и провели в пути десять дней прежде, чем им на пути попался человек. Мне кажется, в этом художественном решении кроется ненавязчивое оправдание каннибализма, безмолвное прощение теми, кто был съеден, тех, кто вынужден был это сделать.

В драме “Общество снега” много рассуждают о вере и будет ли прощение от Бога за решение съесть себе подобных, чтобы выжить, при этом есть и встречное рассуждение, простит ли Бог за то, что они примут смерть, то есть откажутся от жизни, когда есть хотя бы призрачная возможность её сохранить. Примиряющей мыслью становится то, что у них в данном ужасном случае есть своя вера, не слабее, чем в Бога, это вера друг в друга. И это не так уж противоречит и вере в Бога. В самом начале фильма регбисты были на проповеди, где священник рассказывал о 40 днях и 40 ночах пребывания Иисуса в пустыне, на протяжении которых вера подвергалась сильному испытанию. Оказавшись в Андах, их проявление решимости выжить и дать другим силы на выживание пусть даже таким путём (своеобразным актом самопожертвования, потому что многие стали говорить, что готовы отдать своё тело после гибели) выглядит как урок человеческой способности заботиться друг о друге в самых экстремальных обстоятельствах.

Нума Туркатти остался в них, среди них, среди выживших благодаря ему в том числе. И его голос за кадром напоминает, что свет есть в самых мрачных ситуациях, и человеку важно верить, чтобы пережить невозможное. История в драме “Общество снега” доказывает, какая у веры сила.