Найти в Дзене

Подростки в Формуле-1. Самые молодые пилоты-дебютанты.

Макс Ферстаппен, Даниил Квят и Себастьян Феттель
Макс Ферстаппен, Даниил Квят и Себастьян Феттель

Кто самые молодые гонщики, когда-либо принимавшие участие в Гран-при Формулы-1? Сколько подростков добрались до "Королевы автоспорта"?

Оливер Берман стал одним из самых молодых гонщиков, принявших участие в гонках Формулы-1, когда он дебютировал на Гран-при Саудовской Аравии 2024 года.

18-летний британец заменил Карлоса Сайнса из Ferrari, когда тот отказался от участия в гоночном уик-энде из-за операции по удалению аппендицита.

Это означало, что Берман стал 13-м тинейджером, принявшим участие в Гран-при Формулы-1, так кто же остальные 12 и как они себя показали?

Макс Ферстаппен (17 лет и 165 дней)

Дебютный Гран-при: Гран-при Австралии 2015 года

Гран-при проведено: 187

Побед в Гран-при: 56

Макс Ферстаппен
Макс Ферстаппен

Макс Ферстаппен - самый молодой гонщик, когда-либо выступавший на Гран-при: ему было всего 17 лет и 165 дней, когда он дебютировал в Австралии в 2015 году.

В момент объявления о подписании контракта с Ферстаппеном ему было всего лишь 16 лет. Для Формулы-1 это было в новинку, что пилот-дебютант не имел права ездить по дорогам общего пользования.

Это немедленно побудило FIA ввести правило, согласно которому будущие пилоты Формулы-1 должны быть не моложе 18 лет, в то время как им необходимо провести как минимум два сезона в юниорских гонках, прежде чем попасть в высшую категорию, поскольку Ферстаппен провел в Формуле-3 всего один год.

Ферстаппен не смог удачно начать свою карьеру в Формуле-1: он сошел с дистанции на 32-м круге из-за отказа двигателя. Но до конца сезона Ферстаппен продемонстрировал потенциал будущего чемпиона мира, включая победу над товарищем по команде Сайнсом, это и привело к его повышению в Red Bull в 2016 году.

Лэнс Стролл (18 лет и 147 дней)

Дебютный Гран-при: Гран-при Австралии 2017 года

Гран-при проведено: 145

Побед в Гран-при: 0

Лэнс Стролл
Лэнс Стролл

Лэнс Стролл, как и Ферстаппен пришел в Формулу-1 при спорных обстоятельствах, но для канадца это произошло потому, что он оказал мощную финансовую поддержку команде Williams, другими словами, обвиняли его в покупке места, что, впрочем, для Формулы-1 является нормой.

Тем не менее это произошло после успешной юношеской карьеры, когда Стролл выиграл итальянские чемпионаты Европы в Формуле-4 и Формуле-3, поэтому он и Williams утверждали, что канадца подписали на основании его результатов, а не денег его отца.

Однако карьера Стролла в Формуле-1 началась не очень удачно, поскольку его дебют на Гран-при Австралии 2017 года стал первым из трех последовательных сходов с дистанции, начавшихся в сезоне. Первые очки он набрал в Монреале во время седьмого этапа сезона, а всего две недели спустя завоевал потрясающий подиум в Баку, став вторым самым молодым гонщиком на подиуме в истории Формулы-1 в возрасте 18 лет и 238 дней и всего на 11 дней старше, чем Ферстаппен, когда он попал на свой первый подиум.

Оливер Берман (18 лет и 304 дня)

Дебютный Гран-при: Гран-при Саудовской Аравии 2024 года

Гран-при проведено: 1

Побед в Гран-при: 0

Оливер Берман во время Гран-при Саудовской Аравии
Оливер Берман во время Гран-при Саудовской Аравии

Появление Бермана в Формуле-1 стало очень большой неожиданностью, поскольку о ней было объявлено всего за несколько часов до финальной тренировки, поэтому его время в кокпите было очень ограничено. Учитывая это, юниор Ferrari проделал похвальную работу, квалифицировавшись 11-м, отстал от третьего сегмента менее чем на одну десятую, прежде чем финишировать седьмым в гонке.

Это сделало его третьим самым молодым гонщиком, когда-либо принимавшим участие в Гран-при Формулы-1. Перевод в Формулу-1 был настолько неожиданным, что Берману пришлось отказаться от участия в Формуле-2 в те выходные, когда у него были высокие шансы на победу.

Ландо Норрис (19 лет и 123 дня)

Дебютный Гран-при: Гран-при Австралии 2019 года

Гран-при проведено: 106

Побед в Гран-при: 0

Ландо Норрис
Ландо Норрис

Ландо Норрис стал юниором McLaren в 2017 году, и с самого начала было ясно, что его готовят к месту в Формуле-1, поскольку позже в том же году он стал официальным резервным пилотом команды. В сентябре 2018 года, еще до завершения кампании Норриса в Формуле-2, он был объявлен пилотом McLaren на сезон 2019 года в составе вместе с Карлосом Сайнсом.

Дебют Норриса состоялся на Гран-при Австралии 2019 года, что сделало его на тот момент третьим самым молодым гонщиком, когда-либо стартовавшим в гонках Формулы-1, в возрасте 19 лет и 123 дней. Пилот McLaren финишировал в Мельбурне, не набрав очков, несмотря на то что стартовал в первой десятке. Однако вскоре он начал зарабатывать очки и получил продление контракта в середине своего первого сезона

Хайме Альгерсуари (19 лет и 124 дня)

Дебютный Гран-при: Гран-при Венгрии 2009 года

Гран-при проведено: 46

Побед в Гран-при: 0

Хайме Альгерсуари
Хайме Альгерсуари

Хайме Альгерсуари был самым молодым гонщиком Формулы-1, когда-либо стартовавшим в гонке: он дебютировал на Гран-при Венгрии 2009 года в возрасте 19 лет и 124 дней. Первый Гран-при Альгерсуари прошел в составе Toro Rosso на десятом этапе сезона, заменив Себастьяна Бурдэ, набравшего всего два очка в 2009 году.

Однако, придя прямо из Формулы Renault, Формула-1 стала для Альгерсуари большим шагом вперед. При этом в 2009 году ему не удалось набрать ни одного очка. Все началось с 15-го места в Венгрии.

В конце концов он набрал свои первые очки на Гран-при Малайзии 2010 года, третьем этапе того сезона, прежде чем покинуть Toro Rosso и Формулу-1 в конце 2011 года. Альгерсуари ушел из гонок в возрасте 25 лет и теперь работает ди-джеем в своей родной Испании.

Майк Таквелл (19 лет и 181 день)

Дебютный Гран-при: Гран-при Канады 1980 года

Гран-при проведено: 2

Побед в Гран-при: 0

Майк Таквелл
Майк Таквелл

Майк Таквелл удерживал рекорд самого молодого пилота Формулы-1 в течение 29 лет.

Его первый старт состоялся на Гран-при Канады 1980 года, когда ему было всего 19 лет и 181 день. Такая возможность появилась после того, как Таквелл финишировал восьмым в чемпионате Европы Формулы-2.

Таквеллу удалось пройти квалификацию со второй попытки, но он занял последнее место на стартовой решетке Tyrrell в Монреале. Однако его гонка закончилась на первом же повороте, когда столкновение стартовавших в первом ряду Нельсона Пике и Алана Джонса спровоцировало стартовый завал, куда попал и Таквелл. Хотя Таквелл технически стартовал в Гран-при, авария вызвала красный флаг, и его машина Tyrrell была передана Жан-Пьеру Жарье для рестарта. После этого у новозеландца был только один старт на Гран-при, в котором он сошел с дистанции - на 30-м круге Гран-при Канады 1984 года из-за неисправности турбонаддува.

Рикардо Родригес (19 лет и 207 дней)

Дебютный Гран-при: Гран-при Италии 1961 года

Гран-при проведено: 5

Побед в Гран-при: 0

Рикардо Родригес
Рикардо Родригес

Рикардо Родригес был первым, кому не исполнилось 20 лет, когда он стартовал в Гран-при Формулы-1. Он дебютировал на Гран-при Италии 1961 года в возрасте 19 лет и 207 дней, продемонстрировав огромный потенциал на мотоциклах и в гонках на спортивных автомобилях. На гонке "24 часа Ле-Мана" 1960 года Родригес занял второе место на Ferrari 250, что делает его по-прежнему самым молодым гонщиком, занявшим подиум на трассе Сарте в возрасте 18 лет и 132 дней.

Это побудило Ferrari предоставить Родригесу место в Формуле-1, где он установил еще один рекорд, поскольку мексиканец неожиданно квалифицировался вторым в Монце, что сделало его самым молодым гонщиком, стартовавшим с первого ряда до Ферстаппена на Гран-при Бельгии 2016 года.

Гонка прошла не так хорошо, потому что Родригес сошел с дистанции уже на 13-м круге после своего дебюта в Формуле-1 из-за отказа топливного насоса.

Всего год спустя в возрасте всего 20 лет Родригес разбился насмерть после того, как врезался в барьер на автодроме "Херманос Родригес" на тренировке первого Гран-при Мексики.

Фернандо Алонсо (19 лет и 217 дней)

Дебютный Гран-при: Гран-при Австралии 2001 года

Гран-при проведено: 379

Побед в Гран-при: 32

Фернандо Алонсо в составе Minardi
Фернандо Алонсо в составе Minardi

Фернандо Алонсо был еще подростком, когда дебютировал в Формуле-1 на Гран-при Австралии 2001 года за команду Minardi. Minardi предоставила Алонсо такую возможность после того, как он провел 2000 год в качестве резервного пилота - роль, которую он разделил вместе с местом в F3000, где испанец занял четвертое место в турнирной таблице.

Добиться успеха в его первом сезоне Формулы-1 было гораздо труднее, поскольку Алонсо закончил год с нулем очков, прежде чем перейти в Renault в 2002 году. Несмотря на то, что Алонсо уже за 40 лет, он продолжает гоняться в Формуле-1 и нынешний сезон 2024 года стал для него 21-м в карьере, ему и принадлежит рекорд по количеству гонок в Формуле-1.

Эстебан Туэро (19 лет и 319 дней)

Дебютный Гран-при: Гран-при Австралии 1998 года

Гран-при проведено: 16

Побед в Гран-при: 0

Эстебан Туэро
Эстебан Туэро

Minardi потрясла мир Формулы-1, предоставив Эстебану Туэро место на сезон 1998 года, несмотря на то что у аргентинца было мало опыта в гонках. До Формулы-1 Туэро выступал в Формуле-3 и F3000 в 1996 году, а затем перешел в японскую Формулу-Ниппон в 1997 году, где набрал всего одно очко. Однако этого было достаточно, чтобы получить суперлицензию для выступления в Формуле-1, хотя он также выполнял роль тест пилота в Minardi.

Туэро дебютировал в Формуле-1 на Гран-при Австралии 1998 года, где из-за отказа двигателя он проехал 22 круга, после того как в квалификации занял 17-е место. Туэро не смог набрать ни одного очка в том сезоне и повредил шейный позвонок в финальной гонке, когда его Minardi получила жесткий удар в Сузуке после столкновения с Tyrrell Тораносукэ Такаги. Затем Туэро покинул Формулу-1 незадолго до сезона 1999 года, несмотря на то что в Minardi планировали его оставить и на следующий сезон.

Крис Амон (19 лет и 323 дня)

Дебютный Гран-при: Гран-при Бельгии 1963 года

Гран-при проведено: 96

Побед в Гран-при: 0

Крис Амон
Крис Амон

Крис Амон был вторым юниором, принявшим участие в гонке Формулы-1, стартовав в Гран-при Бельгии 1963 года в возрасте 19 лет и 323 дней.

Дебют Амона состоялся в составе Reg Parnell Racing после того, как он произвел впечатление на основателя команды в Зимней серии Новой Зеландии 1962 года, поэтому новозеландец в конце концов переехал в Англию, чтобы продолжить карьеру в Формуле-1. В конечном итоге Крис Амон 11 раз финишировал на подиуме. А свой дебют он начал на автомобиле на Lola Mk4A, однако Амон сошел с дистанции на 10-м круге из-за утечки масла после 15-го места в квалификации.

Даниил Квят (19 лет и 323 дня)

Дебютный Гран-при: Гран-при Австралии 2014 года

Гран-при проведено: 110

Побед в Гран-при: 0

Даниил Квят
Даниил Квят

Даниил Квят был того же возраста, что и Амон, когда он дебютировал в Формуле-1, хотя это произошло на 51 год позже.

Путь Квята в Формулу-1 был более традиционным, поскольку россиянин выиграл титулы Формулы Renault и серии GP3 за два года до своего дебюта в Toro Rosso на Гран-при Австралии 2014 года.

Квят заменил Даниэля Риккардо, который перешел в Red Bull, и произвел впечатление в Мельбурне, достигнув третьего сегмента квалификации, а затем финишировал девятым и набрал два очка. В дебютном сезоне Квята последовало еще несколько финишей в очках, что в конечном итоге привело к тому, что он заменил Себастьяна Феттеля в Red Bull в 2015 году, пока Ферстаппен не занял его место год спустя.

Эстебан Окон (19 лет и 345 дней)

Дебютный Гран-при: Гран-при Бельгии 2016 года

Гран-при проведено: 135

Побед в Гран-при: 1

Эстебан Окон
Эстебан Окон

Эстебан Окон дебютировал в Формуле-1 всего за 20 дней до своего 20-летия, когда действующий на тот момент чемпион GP3 выступил за Manor на Гран-при Бельгии 2016 года.

Несмотря на то, что Окон начал год в качестве резервного пилота Renault, наряду с местом в DTM, впоследствии он заменил Рио Харьянто в Manor, который покинул команду из-за отсутствия финансовой поддержки.

Окон провел последние девять Гран-при 2016 года, начиная с 16-го места в Спа. Несмотря на то, что он не смог набрать ни одного очка за неконкурентоспособный Manor, он произвел хорошее впечатление, чтобы обеспечить себе место в Force India на 2017 год, положив начало долгой карьере в Формуле-1, которая принесла ему и Alpine победу на Гран-при Венгрии 2021 года.

Себастьян Феттель (19 лет и 348 дней)

Дебютный Гран-при: Гран-при США 2007 года

Гран-при проведено: 299

Побед в Гран-при: 53

Себастьян Феттель
Себастьян Феттель

Будущий четырехкратный чемпион мира впервые стартовал в Формуле-1 на Гран-при США 2007 года за рулем BMW-Sauber. Индианаполис был седьмым этапом сезона и 19-летний Феттель, который был резервным гонщиком BMW-Sauber с 2006 года, должен был заменить Роберта Кубицу, который попал в тяжелую аварию на предыдущей гонке в Монреале.

Немец также впечатлил своим дебютом: он квалифицировался седьмым, а затем финишировал восьмым в гонке, что на тот момент сделало его самым молодым пилотом Формулы-1, набравшим очко. Кубица вернулся на следующую гонку, поэтому позже в том же году BMW-Sauber отпустила Феттеля в Toro Rosso, где он заменил Скотта Спида на Гран-при Венгрии.