Найти тему

Планета Венера в верованиях западных славян

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Планета Венера – одна из самых известных звезд, сияющих на небе. Пожалуй, каждый из нас искал взглядом на предутреннем или предночном небе эту яркую красавицу.

Для наших далеких предков Венера же была олицетворением богини, и они наделяли её рядом черт, связывающих её и с Луной, и с Солнцем. Поскольку Венера видна в небе только утром или вечером, славяне считали её Заряницей – Зарей утренней и Зарей вечерней. Таким образом, она проявлена в религиозных представлениях в двух, а порой в трех формах.

Для начала стоит подчеркнуть, что культ Венеры, в народе именуемой утренней Зарей, сохранялся долго и обращение к ней, как к богине отмечалось и в двадцатом веке. Появление этой яркой звезды на небе было принято приветствовать словами: «Здравствуй, Рассветная, светлейшая Дева» и снимать головной убор. Именно в таком виде ритуал приветствия утренней звезды сохранялся до середины 19 века, позднее, он несколько изменился в формуле обращения, потому что приветствовать стали «Рассветную, светлейшую Богородицу».

Лужицким сербам, одно время приписывали божество Ютребог/Утребог. Связано это с тем, что у лужицких сербов существует приветствие «Доброе завтра».

Считается, что утро – начало дня – это начало завтра, начало того, чего еще нет, не существует. Отсюда такое приветствие. Но у сербов, в действительности, никогда не существовало никакого Утребога, в любой его транскрипции. А вот слово само слово и правда является славянским и болг такой существует, но в местности, расположенной западнее нижних лужиц.

Большинство названий планеты Венера у славян относят к утру: Утренняя звезда, Зарянное сияние, Пореница (может быть, к ней имел какое-то отношение и Поренут и руги?), Зарница, Зора, Заря, Денница, Даника, Свитовка, Первенец (первая звезда).

На польском языке название Jutrzenka относится к яркому свечению, предшествующему появлению солнца. В этом смысле, как явление, предвещающее появление солнца, встречается название Вестник.

В мифологическом контексте следует указать, что, в представлениях предков, связывало Венеру с Солнцем, поскольку эти связи отчетливы и их довольно легко выделить.

Из открытых источников
Из открытых источников

В народной традиции Утренняя звезда – это предзнаменование начала дня, символ надежды и красоты, её связывали с Богородицей («заряная звезда» – это призыв к Пресвятой Богородице в христианстве) как с той, которая предшествует и «приносит» бога – Солнце (в христианстве – Христа). И, что интересно, западные славяне, однозначно постановили, что когда речь идет о Христе в контексте Денницы, то это всегда символизирует солнце. Здесь нужно обратить внимание и на некоторые термины «Денница» или «светлейшая», «сияет всегда Господу Богу и «идет перед солнцем». Кроме того, у западных славян, Солнце собирает сережки-росу, потерянную Сиянием.

Из открытых источников
Из открытых источников

/У нас, восточных славян, Денницу, повинуясь указанию пришлой веры, превратили в Люцифера – падшего ангела, Сатану/.

Как видно, у западных славян сохранились явные верования, связывающие Денницу – утреннюю звезду или Венеру – с Солнцем.

Однако это не единственное олицетворение Венеры, как сказано выше. В верованиях прослеживается и её связь с Луной. Но прежде чем мы перейдем к обнаружению этих связей у славян, давайте обратимся к другим мифологиям, корни которых уходят в индоевропейскую древность. Посмотрим, как там представлен культ планеты Венеры и можно ли там также увидеть ее связь с Солнцем и Луной.

В греческой мифологии Эос – сестра Гелиоса (Солнца) и Селены (Луны) рассеивала сумерки ночи. Она показывалась в небе еще до того, как её брат Гелиос отправлялся в однодневный поход. Дети Эос были божествами, олицетворяющими звезды и важнейшие ветры. Ее слезы – утренняя роса, которую собирает Солнце.

В балтийской мифологии богиня утреннего сияния Аушра считалась дочерью Солнца. Вероятно, она также была сестрой Вакарине (вечерней звезды, которая застилала ложе отцу-Солнцу). Аушра была супругой Перкунаса, которого она предала Луне, за что громовержец рассек его мечом (Месяц), а богиню сбросил на землю.

В схеме индоевропейских мифов Утренняя Заря – дочь Неба, похищенная в загробную жизнь драконом и освобожденная одним из двух своих братьев (другой совершает обман, утверждая, что именно он убил дракона и освободил утреннюю Зарю). Однако в религиях, описанных здесь, эта схема плохо видна и может появляться в мифах о других персонажах.

На основании верований, зафиксированных на славянской территории, можно привести примеры, как понимание Денницы претерпевает изменения.

В землях восточных славян Денница (Утренняя Звезда) – это бог, имеющий мужскую ипостась. В землях западных славян Денница может быть одинокой матерью, сестрой Луны, а звезды – это ее сестры. Полярные сияния также могут быть олицетворены сестрами воина, Луна же станет его отцом, Солнце – матерью, а звезды – братьями. В некоторых славянских мифах говорится, что Восход/Заря (то, что предшествует) Солнца – это сестра или невеста Луны. Существуют трактовки, где утренняя Заря – это сестра Солнца, а вечерняя – Луны. Есть мифы утверждающие, что Денница должна существовать вместе с Луной – вместе с ней подниматься, двигаться и исчезать, становясь утренней Зарей. К такому представлению относятся названия «Звезда Луны», «служанка Луны».

Таким образом, возникает довольно целостный образ Зари у славян. Как Утренняя звезда, она – сестра Солнца, то есть Даждьбога Сварожича. Она появляется первой в небе, чтобы объявить о его пришествии. При этом она теряет серьги, то есть росу, или просто распространяет рассыпает её, а Солнце, позже, ее собирает. В свою очередь, как вечерняя звезда, Заря-Денница – это сестра Луны (то есть, вероятно, Чорса или Хорса), с которым она бродит и обслуживает его. Остальные звезды на небе – ее младшие братья и сестры.

/У восточных славян, у русских, Хорс – это солнечное божество, в каких-то случаях олицетворяющее собой само Солнце. Хорс в славянской мифологии - это результат влияния персов-огнепоклонников/.

Кроме того, Денница – вечерняя звезда – рассматривается ещё и как особый случай. Момент ее появления на небосклоне в канун Рождества служит сигналом к началу вечери (службы).

/Может кто-то помнит рекламу, которая в 90-е шла по ТВ – «А что это у нас Александр Васильевич ничего не кушает? Так пост, матушка, до вечерней звезды нельзя. Звезду, графу Суворову!»/

Из открытых источников
Из открытых источников

Аврора/Венера/Денница/ приветствует младенца и указывает, где он родился. Планета наиболее заметна в канун Рождества, ибо, по преданию, она светится с тех пор, как родился Господь Иисус. «Звездочка» – это название Рождества, в некоторых западнославянских землях, – День подарков и название самого подарка. С момента появления вечернего сияния в небе можно начинать рождественский ужин.

В этих мифах раскрывается роль, которую сыграла Денница в рождении Солнца. Дело в том, что в славянском язычестве, как и в язычестве практически всех народов, также, как и в современном христианстве отмечалось Рождество. У язычников, момент рождения «нового» Солнца (зимнее солнцестояние) и было Рождеством. Сохранившиеся верования указывают на то, что именно тогда и появлялась Денница и сияла особым блеском, светила особым светом, чтобы объявить о Бога. Возможно, именно она и была матерью солнца и отсюда ее связь с Марией Божьей Матерью.

Здесь можно добавить, что существовало такое название Зари, как Яровая Звезда. Это напоминает бога Ярилу и посвященный ему весенний праздник восходящего Солнца.

На юге у славян популярна иконография падения Зари (или сына Зари) – падший воин – Люцифер низвержен в Ад. Это может свидетельствовать о христианизации мифа о том, что Денница была матерью Велеса – противника Бога Неба, заточенного в преисподней. Однако скорее всего, что такое «прочтение» мифа о Деннице – это западный импорт, что типично для этих районов. Хотя интересен мотив обращения Марии с ее сыном, в образе животного, что опять-таки показывает связь с Велесом. Однако подтверждения этому, у южных славян, не найдено.

Из открытых источников
Из открытых источников

Зато в польской народной культуре Вечерняя звезда была хранительницей крупного рогатого скота и диких животных, которым она указывала путь и определяла время кормления. Ее также называли звездой зверя, зайца, волка, быка. Она светила ночами диким животным, волкам и медведям. Она же упоминалась и как пастушка в отношении утреннего выгона скота на пастбища. Но есть упоминания Зари и в связи с полуночной мессой. Как видим, в польском язычестве связь Зари с Велесом очень ярко выражена. И польские же славяне, считали, что именно Заря/Денница провожает птиц за море и указывает им дорого в Вещий Лес – Ве лес, где те и проводят зиму.

Из открытых источников
Из открытых источников

В индийской мифологии Рассвет (Ушас) была сестрой ночи. Она появлялась на востоке, одетая в свет, и раскидывала свои розовые одежды. Ее сравнивали с коровой, показывающей вымя, – она открывала и показывала свою грудь. Она выпускала свои лучи, как скот, открывала врата неба, когда коровы – облака, подсвеченные восходящими лучами солнца – отправлялись на выпас. Как Мать крупного рогатого скота, Рассвет, уезжала в повозке, запряженной рыжими коровами, быками или лошадьми. После дневного похода Рассвет становился сумерками, сестрой ночи, как вечерняя звезда.

Многое указывают на то, что религия славян изменилась по отношению к своим индоевропейским корням. Некоторые сюжеты ведической традиции явно повторяются в славянской традиции, какие-то отсутствуют. Таким образом, несмотря на то, что Денница отделена от Ушас большим временным периодом и обширной территорией, черты Ушас четко прослеживаются в Деннице.

Утренняя звезда, считавшаяся звездой Богородицы, иногда рассматривалась и как ее глаз. Вместе с вечерней и Северной звездами она должна была украсить корону Девы Марии.

Невидимость Денницы в небе в определенные периоды объяснялась похищением ее богинями или ведьмами. Когда рассвет был невидим, Ведьма должна была прятать его в горшке, что вызывало длительное засуху. Засуха, вероятно, была результатом отсутствия росы.

Когда гасло сияние, работа заканчивалась. Тогда же можно было начать Купалу. И вот здесь нужно пояснить, что у поляков существует представление о том, что Денница купала новорожденного Иисуса в своей росе, чтобы он был сильным и здоровым и именно с этим мифом, связан праздник Купалы. И исходя их этого мифа, польские этнографы делают вывод о том, что в славянской религии Купала – это момент купания Солнца в утренней росе.

В средневековом заговорнике – книге «Заговоров» – есть интересный призыв к Заре:

Заря, заря, три семерки.
Пошла Богоматерь по морю, сбивая золотые зефиры,
о них споткнулся святой Иоанн: «а куда ты идешь, матухна?» (мама, матушка, матика, матка и т.д. «мама» на славянских языках)
«Я иду лечить сына своего».

А есть и вот такой заговор «от детского плача», где так же идет обращение к Деннице. Здесь мать, с ребенком на руках, должна выйти в поле, на вечерней заре и обратиться к звезде (Венере), что сияет в небе с такими словами:

Зорьки, зорьки,
три усы:
одна Утренняя,
другая Полуденная,
третья Вечерняя.
Возьмите у моего ребенка плач,
отдайте ему сон.

Но обращаться так можно было не только к вечерней Зорьке, а и к зарницам.