Священник иеромонах Петр Степанов известен широкой общественности тем, что публично отрекся от РПЦ из-за несогласия с политикой Церкви по вопросам мира и войны и из-за так называемого "голубого лобби". В принципе, он не первый такой. До него ушли из Московского патриархата и перешли в конкурирующий константинопольский патриархат и диакон Андрей Кураев и протоиерей Алексей Уминский, да и наверное не только одни одни.
Чем интересен иеромонах Петр Степанов из Башкирии по сравнению с другими ушедшими из РПЦ священниками?
Однако, Петр Степанов интересен тем, что он не только критикует политику церкви, но и проводит духовные пасторские беседы на своём ютуб канале, как обычный священник. Только его беседы интереснее, так как он во-первых не боится рассказывать интересные истории из жизни духовенства (о которых это духовенство хотело бы умолчать), а во-вторых высказывает интересные богословские мысли которые не популярны в России, но популярны на Афоне, в Иерусалиме, в Европе. И поэтому на прямых эфирах Отца Петра относительно много зрителей.
Таким образом, получается что церковная администрация отстранила неудобного священника от служения и от возможности говорить в нежилом здании с фигурной крышей, а ему это только на пользу - он теперь вещает через интернет на весь мир. И при этом, как он сам говорит, сохраняет верность Иисусу Христу и священническому служению! Лично нам реально интересно бывать на его беседах, так как беседы лояльных РПЦ священников удивительно одинаковы, и похожи одна на другую хоть на ютубе, хоть в нельзяграмме, хоть по радио Вера, хоть по телеканалу Спас.
Таким образом мы наблюдаем, как на канонической территории РПЦ возникает конкурирующая виртуальная православная церковь и патриарх Кирилл Гундяев не может этому помешать!
Мы не злорадствуем и не желаем зла ни патриарху Кириллу, ни духовенству РПЦ, нам на их проблемы так же пофиг как и им на наши проблемы. То есть взаимный пофигизм. Но нам, как блогерам, интересны процессы в современном христианском мире.
Протоиерей Владимир Головин.
Священник Владимир Головин, будучи священником РПЦ проводил активную религиозную деятельность в Интернет, причем в границах дозволенного церковным начальством. В какой то момент возник конфликт местным митрополитом и Головину поставили условие: или священство в РПЦ или деятельность в интернете. То есть потребовали удалить весь свой контент и прекратить деятельность в интернет и из известного православного блогера стать "униженным и оскорбленным" незаметным церковным служителем, которого может обидеть любой епископ или близкий к епископу человек. Владимир Головин выбрал интернет, и мы как блогеры с ним солидарны.
При этом отец Владимир формально для церковного начальства мирянин без претензий на священство, но для своих зрителей мудрый и любимый батюшка и духовник.
В отличии от Головина, Степанов заявил что какой бы церковный суд ни лишил бы его Священного Сана - он не снимет рясу и наперстнный крест и продолжит называть себя священником, так как считает что священство даёт Святой Дух и не людям это священство у него отбирать.
Протоиерей Алексей Уминский
Протоиерей Алексей Уминский интересен тем, что на нём реализовалась каноническая практика действующая в христианстве с древних времён. То есть московский патриарх Кирилл, руководствуясь своим правом Епископа, лишил его священного сана в своей поместной церкви, а константинопольский патриарх Варфоломей вернул ему священный сан в своей поместной церкви. Фактически священник сменил место служения. И каждый обосновал своё решение удобным каноническим правилом, наглядно показав субъективность применения этих церковных канонов.
Священник Алексей Уминский будет служить за границей России, так как в России нет приходов Константинопольского патриарха. Однако среди духовных чад священника Алексея Уминского много тех кто уехал из России по политическим причинам или имеет возможность ездить в Европу как турист. То есть Уминский продолжил своё священническое служение, несмотря на лишение священного сана.
Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ)
После событий в России и СССР в начале-середине ХХ века множество священников и мирян эмигрировали в разные страны, где уже были православные христианские церкви. Однако русские эмигранты не влились в состав других поместных церквей, а организовали некую новую структуру не имеющую аналогов по имени "Русская православная церковь заграницей". То есть у общины эмигрантов было духовенство не подчиняющееся епископу страны проживания а подчиняющееся беглому епископу. С канонической точки зрения и священник и епископ нарушили какие то правила и не имеют право вести религиозную деятельность на территории другой епархии где есть свой епископ. Однако они просто задвинули огромным пыльным пуфиком эти каноны и заявили: мы организованные христианские общины, мы не сами уехали - нас заставили, и мы хотим жить христианской жизнью. И епископы других поместных церквей вынуждены были с этим считаться, потому что на стороне РПЦЗ было международное право со свободой вероисповедания.
Виртуальная церковь будущего
Мы прогнозируем, что довольно скоро возникнет аналогичная РПЦЗ структура - действующая примерно как отец Петр Степанов и Владимир Головин. То есть проповеди, молебны по соглашению, записки о здравии и об упокоении будут осуществляться через электронные коммуникации. И строго пофиг на географическое положение священника и на взаимоотношение этого священника со своим патриархом. Священник может служить молебен у себя в комнате хоть на фоне обоев, хоть на фоне хромакея на место которого будет поставлен интерьер любого храма как пустого так и с духовенством. И ни кто не сможет этому помешать, даже несмотря на самые репрессивные законы России. Священник может находиться где нибудь в глухой украинской или греческой деревне и быть в сотни раз популярнее чем Патриарх Кирилл и все присутствующие в храме священники вместе взятые. Хотя бы потому что на его ютуб канал зайдет народу больше чем может поместиться в Храм Христа Спасителя.
Проблема Евхаристии в Виртуальной церкви
Изначально Евхаристия, как совместная трапеза, означало единство собравшихся во Имя Иисуса Христа людей. Сейчас это просто необходимый обряд, дань традиции. И для людей единых по духу собравшихся на виртуальной платформе будет два варианта:
во-первых, как сказал Патриарх Кирилл во время пандемии известного вируса, что можно как Мария Египетская причаститься раз в жизни, при крещении причастились и хватит.
во-вторых, "одни слова для кухонь, а другие для улиц" и одни священники, для евхаристии в ближайших доступных храмах, а другие для духовного окормления и единства во Христе в смартфоне.
Наши прошлые статьи про священника Петра Степанова
Если вам понравилась статья - поставьте лайк.
Если у вас есть мнение на тему статьи напишите его в комментарий.
Колян Платков и Лена МагаданНезависимые православные блогеры с Богословским образованием.
Наша группа ВК: "Блогеры про религию"