Священник Петр Степанов, известный благодаря своим разоблачением всякого нехорошего в жизни РПЦ сделал видео в котором рассказал то, что видел и то что слышал на тему церковь и деньги. Тема нам близка, так как мы в свое время окончили Школу актива НКО, смотрим познавательный контент на тему экономики, а у Николая есть еще своя ООО в которой он сам ведет бухучет, фирма которая занимается автоматизацией бухучета на 1С-бухгалтерии. Таким образом нам было очень интересно прокомментировать то, что "слил" священник Отец Петр про церковные финансовые дела.
Перед тем как дать ссылку на видео от Отца Петра Степанова, сделаем маленькое вступление про церковную экономику и церковную политику.
Церковь это НКО, то есть некоммерческая организация.
НКО в отличии от коммерческой организации имеет уставную цель не "получение прибыли", а "достижение цели". Как говорит бухгалтерский юмор: коммерческая организация просто зарабатывает деньги, а НКО зарабатывает деньги через ж_пу. То есть финансовая деятельность и отчетность НКО сложнее. Но взамен дается возможность получать финансирование от государственных организаций. Контроль и отчетность во всех взаимодействиях с государственными организациями просто страшный, и что то украсть на уровне настоятеля храма абсолютно невозможно. Знаю по себе, сталкивался по работе.
Таким образом все мемы про патриарх,а как директора ООО или ЗАО РПЦ показывают финансовое невежество того кто такие мемы рисует.
На реставрации храма священнику трудно заработать денег!
Рассмотрим Храм Христа Спасителя. Это огромное хозяйство, с огромными деньгами. Вот только содержит его фонд Храма Христа Спасителя, уставная цель которого, это содержание этого нежилого здания с золотистой крышей на берегу Москва-реки. Так что всё духовенство РПЦ даже близко не подпускается к деньгам на плановый ремонт этого здания.
Единснтвенное на чем могут заработать служители культа это свечи и записки, конечно это не мало, храм большой и известный, но несравнимо меньше, чем можно было бы заработать на обслуживании храма.
Спонсоры и благотворители
Это как лотерея. Кому то повезло, кому то нет. Чем ниже уровень жизни населения тем меньше богатых спонсоров. Некоторые экзольтированые женщины суют священнику в руку деньги и драгоценности типа "помолитесь за упокой родственника". Это своеобразный культ, связанный с суевериями. Так что не плохо, если больше будет правды про жизнь духовенства, про то что это такие же люди как все мы и лучше деньги использовать самому для дел милосердия, например подонатить бедным блогерам или музыкантам, чем нести в церковь или лично священнику.
Свечи и церковная утварь это не торговля.
В это трудно поверить но торговли в храме нет! Есть две операции дарения. Прихожанин жертвует деньги на храм. Церковнослужитель смотрит и видит веру выраженную в деньгах и тоже дарит в замен что то. Но таким образом нет торговли и не работает закон о торговле и закон о защите прав потребителей.
Таким образом, если вашу записку о здравии или об упокоении священник не прочитает, то к нему ни каких претензий. Вы же не услугу оплатили, а на храм пожертвовали.
Кстати, свечи это тарифицированное пожертвование на нужды храма, аналог как послать платную картинку или сообщение в соцсети.
Церковь это феодальное сословное общество, заповедник средневековья
С общественно-политической точки зрения церковь интересна тем, что в разгар капитализма представляет собой огромный социум живущий в средневековье. То есть система управления - абсолютная монархия, сословное общество, средневековая мораль и нравственность.
Церковный суд
Церковный суд подчиняется архиерею, ни каких адвокатов, следственного комитета и презумпции невиновности. Подчиненные епископа судят субъективно толкуя церковные каноны, которые не ограничивают власть епископа, а добавляют ей легитимности и являются полезными советами правителю от древних мудрецов. И в качестве апелляции у осужденного есть право встречи с епископом, где можно объясниться, и искупить вину так как между собой договорятся.
Система налогообложения
Система налогообложения для каждого прихода уникальная, на усмотрение епископа. Специалисты от епископа наблюдает какие доходы и расходы у прихода и в связи с этим выставляют какую дань надо заплатить. Причем есть как стандартные налоги "десятина" 10% от не_продажи свечей и молитв, так и конкретная сумма на конкретную цель. При такой системе невозможно какое либо накопление капитала, так как всё что сверх строительных и отделочных работ, например какие нибудь образовательные проекты, сборщик дани не сможет оценить и обдерет приход как липку. Поэтому выгоднее просто выводить деньги за пределы прихода покупая всей дальней и ближней родне квартиры и машины, чем например сделать при храме что то сложное. В любой момент могут с прихода священника убрать, а начатое им дело передать другому, который его угробит.
Сословное общество
В церкви действует сословное общество где архиерей высшая аристократия, священники мелкие феодалы, миряне - чернь. В таком обществе любой глас народа и даже священника это просто блеянье овец для пастуха. В ролике Петра Степанова это очень хорошо показано, как архиерей оперевшись на посох слушает возмущение народа и ему строго пофиг на то, что они говорят. В принципе архиерей слушает только архиерея, то есть равный равного.
Епископ имеет полное право пообещать что то священнику, а потом обещание не выполнить. Примерно как белый офицер может не выполнить обещание красному офицеру так как для него это низшее сословие.
Встречи, подарки как знак верности.
Архиерей вполне себе может навесить на священника дань заведомо больше чем тот может заплатить, чтобы он продал все свои машины и квартиры и еще набрал кредитов, но при этом обеспечил бы встречу епископа со свитой на должном уровне. В свою очередь епископ может в ответ подарить в трое больше, видя верность, а может подарить совсем чуть чуть тем самым разорив священника. А потом сделать выгодное предложение, например поехать служить в зону боевых действий где будет высокая оплата труда.
Сравните с средневековыми реальностями. Если герцог едет в гости к барону, то барон должен его встретить как герцога. Пофиг что денег нет, возьми в долг, заложи свой замок. А герцог в замен подарит втрое больше или пригласит поучаствовать в выгодной спецоперации.
Показной высокий жизни.
Всё золотистое и блестящее присутствует в оформлении храма и богослужения. Архиерейская трапезная всегда с большем количеством вкусноты. Если надо встретить архиерея, то ищут в приходе кого нибудь с "хорошей" машиной а иногда заказывают лимузин.
А теперь послушайте что рассказал священник Петр Степанов и сравните с тем, что мы написали.
www.youtube.com/watch?v=hdFtRPj05-8
Ну а заодно посмотрите другие видео этого священника на его ютуб канале: @OtetsPetr
С чем мы не согласны с Отцом Петром
С многим из того, что Отец Петр рассказал мы согласны и охотно верим, то есть теория и практика совпадает. Так что скорее всего что то похожее имело место быть. Но с некоторыми высказываниями мы категорически не согласны. Просто потому что у нас есть разум.
Церковь это иерархическая структура где на каждом уровне каждый подсиживает того кто сверху и следит чтобы не подсидели его самого. Поэтому ни какой лишней огласки.
Пьянка и гулянка.
Если пьянствуют архиереи то они это будут делать в своём архиерейском кругу и ни в коем случае не со священниками и тем более не с мирянами. Генерал не будет пьянствовать с солдатами! Если Архиерей и будет на банкете с подчиненными поднимет пару тостов и уедет, и дальше пьянка будет уже равных. То же самое и священники со священниками но не с мирянами. Или миряне будут из доверенных лиц. Просто так устроено общество.
Мальчики и девочки по вызову.
Не верим в то что для архиереев и священников вызывают мальчиков и девочек по вызову. В то что у священников, монахов или епископов могут быть любовники или любовницы - верим. Но это будут люди из своего круга. Зависимые от своих покровителей! Просто интересно, как себе представляет Отец Петр заказать мальчика по вызову к архиерею? Так этот мальчик по вызову или всё в интернете сольёт, или серьезные люди придут к архиерею и попросят денег чтобы это не попало в интернет.
Конверты с деньгами
Это делается только по заранее оговоренному правилу и без лишних свидетелей. Так что то что епископ кидается деньгами и заставляет священника на коленях собирать - если такое и возможно то ни в коем случае не при свидетелях.
Наши прошлые статьи про Петра Степанова
Если вам понравилась статья - поставьте лайк.
Если у вас есть мнение на тему статьи напишите его в комментарий.
Колян Платков и Лена МагаданНезависимые православные блогеры с Богословским образованием.