Что объединяет сценарий сериала, картины Пиросмани, юношеские стихи и жареные рулетики с сыром и ветчиной? Давайте поразмышляем! (букв много, но пролистайте до конца - мнений несколько)
Есть такой термин, "наивное искусство". Официально его применяют к искусству изобразительному, называя так работы народных художников, не обучавшихся технике рисования и живописи и работающих в самобытной манере.
Если автор талантлив, то от его полотен и скульптур исходит невероятное обаяние. Незнание законов композиции, перспективы, выстраивания ракурса, работы со светотенью, колоритом и т.п. компенсируются сильным эмоциональным посылом. Если же с талантом напряженно, то и работы получаются... ну такие...
Иногда самоучки-самородки даже достигают мирового признания - например, Фрида Калло или Нико Пиросмани. Иногда, наоборот, академически обученные мастера вдруг начинают работать в наивной манере, именно ради усиления эмоциональных эффектов. Хотя чаще всего наивное искусство остается достоянием народа и не попадает в орбиту арт-рынка.
Применительно к литературе и прочим видам творчества, связанным с художественным словом, термин наивное искусство профессионалы не применяют. Тем не менее, оно в этой области тоже существует, и распространено чрезвычайно широко.
Если живописи наивной противостоит живопись академическая, то для литературы я долго пыталась найти парное слово. Пожалуй, это литература зрелая. Зрелость проявляется как во владении словом, так и в работе со смыслами. Которые всегда несколько многозначны, чуть скрыты и заставляют читателя задумываться, размышлять, искать ответы, задавать себе непростые вопросы, а иной раз и переживать настоящий катарсис.
Главным же признаком наивных произведений является предельно открытый, упрощенный, однозначный эмоциональный посыл, под достижение которого подбирается и сюжет, и герои, и средства выразительности. От читателя требуется лишь чувственная реакция, и чем она острее, тем лучше. Обычно наивная литература стремится вызвать восторг, жалость, умиление, светлую грусть; или же - злость, стыд, чувство вины, жажду справедливости.
Огромное количество наивных произведений в стихах и прозе гуляет по Интернету. Все эти старушки, перед своей смертью пристраивающие котов; странники, внимающие мудрости просветленных или самого Всевышнего; выздоравливающие от светлой надежды больные, видящие ангелов детки... Количество репостов говорит о востребованности таких сюжетов.
Точно также по Интернету гуляет огромное количество кулинарных рецептов из серии: взять тесто или изделие из него, положить внутрь начинку из самых дешевых сыра, ветчины и майонеза, скатать рулетик и обжарить в кипящем масле. Тоже наивное искусство, только кулинарное.
Ветчину можно заменить на куриное филе, колбасу, шпроты, или уйти в сладкий вариант: яблоки, бананы, даже шоколадные конфеты. Но в целом и набор ингредиентов остается нехитрым, и способ приготовления не меняется. Также, как невелик набор сюжетных ходов и приемов у наивной литературы.
Между прочим, попробуйте сказать, что это не вкусно. Вкусно, даже очень! Особенно если как следует проголодаться, погуляв/поработав на свежем воздухе. Запах - слюнки текут, вкус - язык млеет, проскакивают легко и незаметно, рука сама тянется за следующим, легко можно умять целое блюдо и добавки попросить. Особенно горяченьких, с пылу - с жару, да под пиво.
Также вечерком под пиво можно и наивных рассказов почитать. Чтобы душа развернулась, а потом обратно свернулась. Приятно - чувствуешь, что душа в тебе есть.
Только после обильной трапезы из жареных рулетиков подташнивает, печень ноет, поджелудочная кряхтит. И организм из съеденного мало ценного сможет извлечь: быстрые углеводы да жир. Белки, витамины, клетчатка и прочие нужности тут и не ночевали. Точно также и быстрые эмоции наивной литературы не дадут душе нового строительного материала. Как возникнут, так и уйдут без следа.
Если изредка себя побаловать, то сойдет. А если только этим питаться изо дня в день, то дряблые бока, морда в прыщах и общий тусклый вид гарантированы. Также, как и "заваренные" рецепторы, которым все сложнее и сложнее различать вкус. И тогда хозяйке приходится вкуса добавлять: соли, перца, или наоборот сахара, пряностей, ароматизаторов. А потом окажется, что без сыра и ветчины вообще можно обойтись - достаточно теста, масла и ароматизирующих добавок. Дешево и сердито!
Подобный метаморфоз нередко происходит и с наивной духовной пищей. Особенно если готовят ее авторы, от которых требуют большого выхода популярного литературного продукта. Блогеры, авторы быстрой серийной писанины, и особенно сценаристы телесериалов. Попробуй, накопай смыслов на десятки серий! Никакой ветчины не наберешься, типовых жизненных ситуаций ведь не так и много. Вот и идут в ход "эмоциональные ароматизаторы", забивающие пустоту, кривость, неправдоподобие и удручающее однообразие сюжетов.
Однако все не так однозначно!
Наивное искусство - почти неизбежный этап творчества молодых начинающих авторов. Им хочется ярко заявить о себе, привлечь внимание аудитории. Но собственного жизненного опыта, пропущенных через себя трудных осознаний еще мало.
Вот и идут в ход беспроигрышные, казалось бы, ходы: нагромождение эмоционально-броских сцен, "раскачивание качелей" от одного полюса переживаний к другому, заострение конфликтов, непременное проговаривание чувств.
Чаще всего это малая форма: рассказы, эссе, стихи, притчи. Потому что долгий накал эмоций выдержать трудно: у автора фантазия заканчивается, а у читателя восприятие притупляется. Так что более одного-двух эпизодов вкладывать в произведение не стоит.
Вот, например, типичный пример наивного искусства - рассказ от молодых авторов канала Книжич.
Называется "Горький шоколад"
Как понятно уже из иллюстрации, в основе - бессмертный сюжет всех времен и народов "солдат и ребенок". Это как бы начинка.
В качестве истории-оболочки, оборачивающего начинку теста, взят второй бессмертный сюжет: хлебнувший лиха vs не нюхавший пороху.
Ну и в виде ароматизатора - опять же проверенная тысячелетиями история о гибели героя после потери амулета. И все это обжарено в кипящем масле конфликта, а потом присыпано пудрой раскаяния.
Кто-то потом перерастет период юношеского творчества, бросит писать наивные стихи и рассказы. А кто-то, с большей склонностью к литературному труду, наберется жизненного и профессионального опыта, отточит перо, разовьет вкус. И, возможно, начнет создавать глубокие, зрелые вещи. Вон, Чехов с каких "перлов" начинал!
Кстати, по автору Книжича у меня прогноз хороший: у человека богатый словарный запас, неплохое чувство языка, понимание композиции, пространства рассказа. Общая грамотность, наконец - тоже дорогого стоит в наши дни! Так что запомните имя, вдруг через несколько лет станет известным. Да и сейчас на канале есть, что почитать.
-----------------------------------------
А еще наивное искусство просто необходимо юным. Недаром многие маститые писатели-классики создавали достаточно простые нравоучительные рассказы для детей и юношества.
В том же ключе работали многие советские писатели: недавно на канале мы разбирали повести А.Алексина, Г.Щербаковой. Тоже все признаки наивного искусства налицо: упрощенность, гиперэмоциональность, однозначность.
Старшее поколение может припомнить стихи Э.Асадова, как девочки их в 13-14 лет их наизусть учили, в тетрадочки друг другу переписывали. А теперь прочтешь да усмехнешься с умилением - ах, молодо-зелено было...
Но именно, что молодо-зелено! Те, кто только начинает жить, еще не в состоянии пропускать через себя сложные чувства, глубоко погружаться в этические дебри. Нет такого опыта на выходе из детства. Им пока нужна азбука, простые элементы как необходимый этап обучения. Вот, дети, это любовь, это предательство, это дружба, это верность, это уважение - запоминайте. Потом и сложные фразы складывать научитесь.
Дорогие читатели! Напишите в комментариях ваше мнение о месте наива в культуре.
Увлекались вы им в юности? Любите ли в определенных ситуациях сейчас? Писали сами стихи и рассказы? Как менялось отношение с возрастом?
П.С. Также автор "Горького шоколада" будет благодарен за отзывы.