Итальянский кинорежиссёр Маттео Гарроне известен в широких киноведческих кругах, как автор "Страшных сказок" и версии "Пиноккио" с Роберто Бениньи в главной роли, а в узких - как постановщик криминогенной "Гоморры" и мрачной драмы "Догмэн". Фанаты стиля и творчества Гарроне ждали возвращения любимого режиссёра на подиум долгие четыре года, пока он неожиданно не выбил с ноги проход в предвыборную программу Венецианского кинофестиваля. Новый проект Маттео, "Я - капитан", обещал стать самым провокационной и в то же время откровенной и личной работой постановщика, о чём он не раз признавался в многочисленных интервью, в том числе и в самой Венеции
История "Я - капитана" затрагивает двух молодых подростков (по совместительству ещё и двоюродных братьев), которые решают покинуть бедный и бесперспективный район Сенегала, отправившись в далёкий долгий путь на территорию европейских стран. Для протагониста фильма Европа - это некое мотивационное преображение, к которому он стремится на протяжении всей истории, а по пути персонажей будут встречать различные препятствия: то пустынный проводник разведёт на деньги и отправит своих подчинённых прямиком в ливийскую тюрьму, то военные повстанцы украдут все накопленные средства и вдовесок заберут в плен брата протагониста. Путь юного музыканта Сейду лежит через множественные африканские республики, необъятные песчаные дюны и открытый океан, во время чего герой превратится из наивного юноши в сильного и строгого мужчину
Если говорить коротко и по делу, то Маттео Гарроне представил публике свой самый морализаторский и поверхностный фильм за всю карьеру, в чём одновременно заключается и плюс, и минус "Я - капитана". Режиссёр не стесняется своих толерантных взглядов по отношению к беженцам и мигрантам из бедных регионов планеты, но в то же время по определению делит представленных героев и события на "белое" и "чёрное", ломая давний концепт фестивальных фильмов: рассказывать неоднозначные истории с такими же неоднозначными и многогранными персонажами. Едва ли неоднозначными можно назвать Сейду и Муссу: Гарроне заставляет зрителя максимально сопереживать дуэту братьев, используя лишь слепые формулировки в диалогах и редкие визуальные детали, подчёркивающие невинный и детский взгляд главных героев на жестокий современный мир
Но именно в визуале и кроется вся основная прелесть "Я - капитана": весь фильм представляет собой красочное и яркое путешествие протагониста через жаркие золотые пустыни и бирюзовые воды океана, где в каждой новой локации Сейду проходит маленькую, но весомую в границах сюжета метаморфоз. Гарроне не прочь побаловаться лишним символизмом или искусной операторской работой, иной раз уходя в такие завораживающе планы и пейзажи, которым позавидует даже пресловутый Дени Вильнёв с его недавней адаптацией романа Фрэнка Герберта. С технической точки зрения "Я - капитан" - один из самых совершенных и отточенных фестивальных проектов последних нескольких лет. Не зря съёмки проводились на территориях реального Сенегала и прочих африканских республик
Однако даже при излишнем морализаторстве, Гарроне создаёт чуть ли не самое наивное и прямолинейное кино о тяжести эмиграции за последние несколько лет в авторском кинематографе. Буквально в каждом кадре лента отдаёт детской наивностью, как будто бы режиссёр перед съёмками вдохновлялся самыми культовыми "диснеевскими" анимационными работами: а может это был символичный взгляд на мир со стороны самого Сейду, главного героя фильма? В любом случае "Капитану" очень сложно удивить зрителя со сценарной стороны, однако все многочисленные проблемы чуть ли не начисто перекрывает бесподобный визуал и прекрасная режиссура: Гарроне зарекомендовал себя на территории авторского кино ещё десять лет назад
"Я - капитан" явно не может похвастаться оригинальной сценарной композицией, из-за чего сюжетно фильм мало чем сможет удивить даже самого неискушённого зрителя на свете. Однако сильно сомнительно, что в голове Маттео Гарроне изначально стоял именно такой план: больше стоит придерживаться того факта, что постановщик хотел показать миграционный путь через тернии опасностей и препятствий с точки зрения самих эмигрантов из бедных стран и республик. Мы взглянули на африканских беженцев под несколько иной перспективой, а вкупе с потрясающим визуалом и отменной операторской работой фильм может доставить удовольствие, хоть от конечного лейтмотива на лице не может не промелькнуть улыбка. Но не от радости или излишних эмоций, а от смеха
Плюсы:
- Хорошая режиссура
- Бесподобная операторская работа
- Потрясающий визуал
- Неплохие актёрские выступления
- Прослеживающийся символизм, как знак перестановки приоритетов в голове у протагониста этой истории
- Динамичный темп повествования
Минусы:
- Излишнее морализаторство
- Слишком прямолинейная и поверхностная история
- По-детски неряшливая наивность
7/10
- Я боюсь, что больше не увижу свою маму. Я хочу увидеть её, чтобы попросить у неё прощения за то, что тайно ушёл. Я хочу, чтобы она знала, что я жив, я не умер. Скажи ей, что я скучаю по ней... Я скучаю по ней. Так сильно... Я хочу, чтобы она простила меня.