Сейчас у православный - Великий пост. Многие понятия не имеют, что это такое и как его держать, что главное в нем, а что - второстепенное. Отец Андрей дает ответы на многие вопросы новоначальных в своей статье.
Нужно повторять без устали, что пост это не только и не столько явление пищевое, сколько всеобъемлющее, изменяющее всего человека.
Пост относится к уму больше, чем к чреву. И гастрономия под пост подстроится при желании - в ресторанах уже не первый год можно найти постное меню.
Десять перемен блюд и надпись на прейскуранте «Поститесь на здоровье».
А вот телевизор под пост не подстраивается, и его вредно смотреть без меры, что в пост, что вне поста.
То же касается контента радиостанций, печатной продукции.
Все эти фабрики новостей и развлечений либо в принципе не способны даже внешне настроиться на постовую волну, либо это будет очень тяжелым для них трудом.
Поэтому и стоит напоминать, что экология ума и чистота информационной пищи и важнее всего для христианина, и это ему, соответственно, тяжелее всего дается.
При углубленном подходе к явлению пост это некое «малое умирание». Человек насильственно исторгает свой ум из круга обычных явлений и переключается на совершенно иные мысли.
Он мыслит о Суде, о воздаянии грешным и праведным, о своем предстоянии Христу.
Он думает о том, что уже сделано, а где еще «конь не валялся».
Он думает о том, сколько ему осталось, и как этот остаток правильно прожить.
Таким образом, человек словно умирает, или хотя бы замирает для привычных мыслей и дел.
Это и есть та «малая смерть» для мира, которая выбирается добровольно ради оживления души для Христа.
Так и происходит в Божием мире: открываются одни двери не раньше, нежели закрылись другие. Не родившийся еще ребенок внутри материнского организма имеет закрытыми глаза, рот, нос.
Остатки пищи тоже не выходят из него так, как это будет потом.
Для питания и дыхания у него открыто отверстие, которое потом закроется – пупок (!).
А пока он живет удивительно: вниз головой, в воде, и в тихом мраке. Потом – после родов - откроется то, что было закрыто, и закроется то, что было открыто.
Таков закон.
Следовательно, и в духовной жизни мы должны учиться оглохнуть для одних разговоров, чтобы открылось слышание иных речей. (Не зря Матерь Божия называется собеседницей молчальников).
Должны освободить ум от одних мыслей, чтобы в сознание смогли войти другие. (Не зря некто из отцов сказал, что ухо безмолвника услышит дивное)
Умирание для жизни призрачной ради оживления для жизни подлинной, вот – пост.