Обещала рассказать про такой вот протокол работы с поведением – светофор.
Для чего я использовала – для работы с проблемным поведением. Большой был для дома, маленький для общественных мест и улицы.
Расскажу на примере.
Проблемное поведение: Матвей шумит во время просмотра мультфильма в кинотеатре. Вокализирует громко. Мешает этим остальным.
Почему я считаю это поведение проблемным– потому что оно мешает социализации.
Предварительно определяем как часто происходит поведение, например раз в 3 минуты. Соответственно если у нас 6 жетонов, то интервал выдачи жетонов – 30 секунд, примерно.
Выбираем самое желаемое подкрепление (поощрение, приз), к примеру мармелад. Больше мармелад не выдается ни в каких других протоколах и к чаю тем более)
Показываю Матвею светофор (жетонную систему поощрения сын уже знает).
Говорю: «Ты ведёшь себя тихо, молодец(показываю жест тихо🤫 и молодец👍)прикрепляю фото на зелёное поле). Жетон (прикрепляю жетон на зеленое поле)».
Через каждые 30 секунд отсутствия проблемного поведения (не шумит) обращаю внимание на светофор, делаю жест тихо и молодец, прикрепляю жетон. Собрал все жетоны – приз.
В случае если проблемное поведение произошло - показываю светофор, переставляю фото ребёнка на красную зону. Говорю: «Нет (показываю жест плохо (большой палец вниз👎))» Красная-это зона, в которой жетоны нельзя собирать. Смотрим, ребёнок снова затихает, показываем светофор, переставляем фото на зеленое поле. И по новой.
Затем, постепенно, по мере понимания ребёнком принципа, убираем голосовое сопровождение, только жесты. Затем убираем и жесты, только светофор.
Временные интервалы выдачи жетонов так же меняем в зависимости от дальнейших результатов.
Светофор удобен для работы с проблемным поведением – громкая вокализация, нытьё, вскакивание с места, щипание себя, скрежет зубами и многими другими.
Вводим протокол дома, на просмотре мультфильма и когда ребёнок полностью смог посмотреть мультфильм без проблемного поведения – ведём в кинотеатр и обобщаем навык.
Важно чтобы ребёнок чётко понял принцип и был замотивирован на получение подкрепления (приза, поощрения).
Описание громоздкое, но на самом деле протокол очень простой и достаточно эффективный.
Жесты можно использовать те, что понятны ребенку, можно показывает палец вверх, вниз, а можно просто качать головой да, нет. Тут всё индивидуально.
Существуют протоколы с тремя цветами, где жёлтый - это когда появляются предвестники наступления проблемного поведения.
То есть вот ребёнок уже готов вскочить из-за парты ( как пример) и вы ему показываете светофор и переставляете фото на желтый цвет. Это помогает ребёнку "опомниться" и не допустить красной зоны. Опомнился-возвращаем на зелёную, нет-на красную.
Желтый цвет удобен тогда, когда у наступления проблемного поведения есть признаки, в случае вокализации - их нет, она наступает неожиданно.
Если что-то непонятно рассказала, спрашивайте. В интернете, думаю, получше и структурированнее написано, но я так, своими словами.