О королевстве ободритов нам известно из франкских хроник и анналов, так как с восьмого века они являлись союзниками франков в войнах с саксами. Позже Карл Великий даже передал под управление короля Дражко саксонские земли в низовьях Эльбы, но удержать их ободриты не смогли из-за данов. А с гибелью Дражко в 809 году ободриты превратились из союзников в вассалов правителей франков.
После распада империи франков в 843 году король ободритов Гостомысл попытался обрести независимость, но не смог. Однако его преемник Табомысл продолжил политику погибшего брата, опираясь на помощь великого князя русов и вендов Мстивоя, но интересы купеческого товарищества не позволяли тому открыто поддержать короля ободритов.
Мстивою приходилось помогать ободритам, устраивая набеги норманнов на земли франков. Действовал он через купцов, которым скандинавы сбывали награбленные вещи. Сегодня викингов рисуют лихими северными удальцами, что явно приукрашено, так как за их нападениями четко просматриваются интересы ободритов или самих правителей франков борющихся между собой.
Набеги норманнов позволяли Табомыслу не платить франком дань и с помощью Мстивоя отражать их нападения. Но в 862 году удача от него отвернулась, и франки разорили ободритские земли, вынудив Табомысла, выдать в заложники сына. Что произошло дальше непонятно, то ли Табомысл умер, то ли отказался от власти, но в том же году великий князь Мстивой становится королем ободритов и вендов.
Причем дальнейшие походы франкам в земли ободритов не приносят для нападавших ощутимых результатов. Из чего можно сделать вывод, что с признанием Мстивоя королем, ободриты обрели независимость, которая сохранялась до 936 года. Когда после очередной смены династии в королевстве ободритов и вендов их земли вошли в возглавляемую графами Барденгау марку Биллунгов.
Первым графом Барденгау из рода ободритских князей был Биллунг младший брат Радегаста и родной дядя Мстивоя. А его потомок маркграф Герман Биллунг в 961 году даже стал герцогом Саксонии. Ободритское происхождение рода подтверждает факт перехода его племянников Вихмана и Экберта на сторону восставших в 954 году ободритов.
К сожалению, после принятия Мстивоем титула короля ободритов и вендов имя русов стало исчезать из употребления в славянском Поморье. С другой стороны Русью все чаще стали называть ее восточные земли, особенно их южную область, куда это имя принесли переселившиеся с Вислы куявы, и пришедшие с князем Олегом с севера руги.
А ильменские словене, как и раньше продолжали называть всех выходцев из прибалтийской Руси варягами, что подтверждает «Повесть временных лет». Исключение составили только приехавшие с руским князем Рюриком переселенцы, о чем свидетельствуют сохранившиеся на будущих новгородских землях многочисленные топонимы с корнями рус-рос.
Читать все статьи в сборнике «Русь 7-11 век»:
https://www.litres.ru/book/nikolay-sokolov-32648335/rus-7-11-vek-70116124/