Друзья, привет. Не так давно в мой блог прилетел комментарий, окрашенный раздраженностью, можно сказать, "брызгающий ядом". Дословно: "На подоконниках в детском саду не должно быть ничего, вы об этом не знали?". Именно он направил мои мысли в нужную сторону, а именно в сторону написания материала о мифах или предубеждениях (называйте, как нравится), касающихся организации "огорода на подоконнике" в детском саду.
Популярные мифы о детских посадках и огороде на подоконнике в детском саду
И первый как раз и состоит в том, что огород должен располагаться именно на подоконнике. На котором нельзя, ага. Ну, что я хочу сказать на этот счет?
- Во-первых, дорогие мои читатели, если вам хочется съязвить, per favore, вы тем самым помогаете алгоритмам, спасибо за это вам. Но постарайтесь прежде посмотреть в блоге, не было ли уже на эту тему публикаций с разъяснениями для ваших гневных мыслей (чего не сделала данный комментатор).
- Во-вторых, давайте разберемся с этим "запретом". Я прошерстила СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". Я не нашла в них ни слова о запрете размещения растений на подоконниках. Более того, слово "подоконник" мне встретилось лишь во втором документе, и то один раз и касалось оно длины штор. Однако в голове мы должны держать вот что: растения на подоконнике могут снижает уровень естественной освещённости помещения. Да, это так. Поэтому при планировании посадок следует учесть этот момент. Люксы мы самостоятельно, конечно, не посчитаем (если только в саду вдруг есть прибор), но в целом, если уровень естественной освещённости в пределах нормы, проблемы нет. Другая проблема кроется в обеспечении безопасности, в том числе пожарной. Городить невесть что на подоконнике не стоит. Именно на этом был сделан акцент в моей первой статье, касающейся огорода на подоконнике в детском саду.
Как я воспринимаю подобные выпады комментаторов? Как возможность не работать, не более того. А что? Где-то слышала, что нельзя. Ок, классно. "Баба с возу - кобыле легче".
То, что словосочетание "огород на подоконнике" давно стало нарицательным и больше про огород, а не про подоконник, это, конечно, в голову не пришло человеку. Как и то, что даже с точки зрения восприятия детьми огорода и работы в нём размещение на подоконнике попросту неудобно.
Где же всё-таки разместить огород? На детском столе в зоне максимальной освещённости для обеспечения растений условиями для полноценного роста и развития и в зоне максимальной досягаемости для детей для осуществления ухода.
Огород на подоконнике требует дополнительной нагрузки на воспитателя и детей
Ну давайте так: выкидываем все компоненты работы с огородом из планирования. Дыры оставим или будем чем-то другим заполнять? Думаю, что всё же второй вариант. Получается, меняем "шило на мыло". Более того, работа с огородом позволит этот план оптимизировать, поскольку включает в себя те направления работы, которые обычно западают (это познавательно-исследовательская деятельность, в первую очередь).
Наблюдения за растениями в огороде нужно фиксировать, а это лишнее время
Пару лет назад я опубликовала полноценный материал, касающийся фиксации хода и результатов наблюдений и экспериментов, где разобрала этот вопрос по возрастам:
Циферблаты со стрелками в раннем и младшем возрастах. Разве сложно? Выставил стрелку на сектор с нужным изображением, готово.
В среднем возрасте подключаются схематические зарисовки. Обычно они дополняют готовое изображение (дорисовать у луковицы корешки и перо, к примеру). Более того, на начальном этапе это делают несколько человек, те, кто могут. Этот вопрос можно включать в дежурство, а зарисовки осуществлять непосредственно в центре познавательно-исследовательской деятельности.
В старшем дошкольном возрасте детям доступны все способы фиксации, а схематические зарисовки могут быть заменены на полноценное рисование. Да, сюда мы можем интегрировать задачи изобразительной деятельности. Ну на вскидку, разбираем тему получения какого-либо оттенка, затем оттенок этот используем в ходе фиксации. Да, фиксировать красками тоже можно.
Фотофиксация. Вообще супер-современно, но для её реализации потребуется принтер. Если в саду есть такая возможность и руководство относится адекватно в печати, отлично. Потому что фото в телефоне педагога - это не про фиксацию.
Фиксация линейных объектов. Если выращиваете злаки - это вообще очень актуально. И сюда мы подключаем уже математику, измеряя высоту ростков при помощи полосок картона, а затем вклеивая их в специальный лист фиксации. Выделить 5 минут на занятии на эту деятельность - вообще не проблема.
Фиксация натуральных объектов. Слышали? Можно сделать настоящий гербарий, а это и фиксация, и продуктом реализации проекта может стать вполне. Отнести это можно к изобразительной деятельности или ручному труду.
Работа с огородом на подоконнике - пустая трата времени, потому что потом всё это полетит в мусорное ведро
Я правда слышала эту фразу. При таком подходе не стоит и браться. Но куда же всё-таки использовать выращенные экземпляры?
Сеете семена цветов? Высаживайте потом на клумбы. Результат для детей осязаем, правда?
Выращиваете лук на перо?
Лет десять-пятнадцать назад самостоятельно выращенный зелёный лук дети с удовольствием употребляли в пищу во время обеда. В комментариях я читаю, что в некоторых детских садах это практикуется до сих пор. Брать на себя такую ответственность или нет, решать только воспитателю. Фразы типа "ещё никто не..." для меня лично неуместны. Слава Богу, что не... Но даже при "не" педагогу лично и детскому саду в целом может неплохо прилететь, если кто-то из родителей напишет куда следует. Вам оно надо?
Да, теперь подобные действия под запретом (как и солёные огурцы домашнего производства для приготовления рассольника, раньше помните, сдавали эти вещи в сады?), но и дать луку завять - решение такое себе. Потому что, повторюсь, результат работы для ребёнка должен быть осязаем. Малыши вырастили луковицу - пусть несут домой радовать родителей (если захотят, съедят).
Именно поэтому количество посаженных луковиц должно быть равно списочному составу детей + 2/3 (в зависимости от количества взрослых, работающих с детьми на группе). И да, выдавая ребятам выращенную луковицу домой, возьмите и свою тоже. И младший воспитатель, уходя домой, пусть её так же возьмёт. Вы все в одной лодке, продемонстрируйте лишний раз свою вовлечённость в жизнь детей.
Про гербарий я уже писала. Больше информации об этом я даю на бесплатном марафоне "Огород на подоконнике", присоединиться к которому можно до конца недели. Подробная информация в этой статье:
Огород на подоконнике обязательно нужно оформлять в проект
Проект тот самый, один из любимых документов бюрократов. Чтобы и с объектом, и с предметом, и ещё много с чем. Мы не будем здесь тормозить и стараться разобраться, потому что это тема на одного материала. В своё время тема проектов активно продвигалась в дошколке и в последствии приняла какой-то странный облик и чудовищный масштаб. Проекты стали культивироваться со скоростью света, внимание при этом уделялось их количеству, а не содержанию, и тем более не осознанию уместности проектирования в той или иной сфере педагогической деятельности.
Я знаю детские сады, которые проектируют. На регулярной основе. Штампуя эти проекты. То есть, к примеру работали над развитием РППС по конкретному направлению, и каждая группа оформляла всё это в проект. При том, что достаточно было бы лишь анализа РППС, сформулированных задач и просто планирования. Но мы же любим объекты искать, предметы, гипотезы формулировать (которые часто забываем подтверждать или опровергать или которые вообще не подлежат подтверждению/опровержению).
Так что с огородом? Интернет завален этими материалами. Как говорит моя мама: "Бери, качай, голову не подключай". Чтобы ответить на вопрос о необходимости, надо понимать зачем вам этот бумажный проект как таковой? Для того, чтобы было? В папку сложить и проверяющим показать? Ок, но главное чтобы было что показать, свой опыт, со своим подходом, а не дубликат дубликата из интернета.
Огород - это только работа с растениями
Это далеко не так. С одной стороны по причине того, что без дополнительных материалов раскрыть огородную тематику проблематично. Я всегда говорю о том, что в образовательном процессе следует интегрировать виды детской деятельности, а не образовательные области. Давайте пробежимся по видам детской деятельности:
- Сама посадка и уход за растениями будет трудовой и познавательно-исследовательской.
- Коммуникативная деятельность будет тесно связана с познавательно-исследовательской и сопровождать каждое действие взрослого и детей.
- Восприятие художественной литературы и фольклора. Для малышей - это, естественно, потешки, для ребят постарше, сказки, а затем и рассказы. Не стоит полагать, что почитать можно только сказки "Репка" или "Петушок и бобовое зернышко". Существует немалое количество литературы, интересной, современной. Но я ни в коем случае не отговариваю вас от прочтения "Репки". "Репка" - это основа основ, понятная и близкая детям.
- Игровая деятельность, конструирование, музыкальная, двигательная - в каждую можно включить огородный компонент. Обо всем этом мы будем говорить в рамках педагогического марафона "Огород на подоконнике", о котором я писала выше.
Друзья, я надеюсь, что смогла донести до вас основные вопросы, которые смущают многих педагогов, и дать на них ответы. Если вам не хватило какой-то информации, напишите об этом в комментариях. Так же буду рада если поделитесь своим опытом относительно озвученных вопросов. Не пожалейте лайка и не забудьте подписаться, если вы еще не с нами. Добра всем.
Кстати, здесь мы о работе и совсем чуть-чуть о жизни вне стен образовательного учреждения. В Телеграм-канале "Методист в отставке" все с точностью до наоборот, но часто с педагогическим подтекстом. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закреплённом комментарии.