1943 год
Донбасс
В годы Великой Отечественной войны советские спецслужбы широко применяли методы дезинформации противника, внесения в их ряды недоверия и сомнения в отношении так называемых «союзников».
Так интересная операция по дезинформации немцев была проведена спецструктурами Южного фронта в 1943 году.
В ходе наступления Красной Армии зимой 1942–1943 годов были освобождены Сталинградская и Ростовская область, часть Калмыкии, Северный Кавказ, Ставропольский и Краснодарский края. Наступление было приостановлено в марте 1943 года, когда Красная Армия вышла в Донбассе к реке Миус. Помимо немецких и румынских войск оборону в Донбассе держали казачьи формирования и национальные батальоны из числа перешедших на сторону немцев бывших советских граждан. Среди казаков встречались и белогвардейцы, участвовавшие вместе с немцами в походе на восток.
Помимо этого в городе Жданов (современное наименование Мариуполь) находилось на формировании до 40 тысяч «добровольцев», основной костяк которых составляли так называемые «полицейские батальоны» из бывших советских граждан.
Для ослабления немецкой обороны представители штаба партизанского движения при Военном Совете Южного фронта внесли предложение провести широкомасштабную операцию по разложению изменнических формирований донских казаков, сформированных немцами и усилиями бывших казачьих белогвардейских генералов и офицеров в районе Таганрога.
С этой целью был собран подробный материал о казачьих формированиях Войска Донского; разобран список командного состава и видных руководителей казачьих подразделений, решено, кого имело смысл дискредитировать в глазах немцев.
Усилиями сотрудников НКВД по Ростовской области был подготовлен дезинформационный материал и письма с целью дискредитации командного состава казачьих формирований. Для этого, по нужным спискам на адрес лиц, упомянутых в данных списках, были подготовлены обычные, на вид безобидные, письма, типа письмо от жены, племянника, друга и т. д. Но в каждое подобное письмо были тайнописью внесены тексты в виде обращений на имя видных руководителей казачьего Войска Донского и командиров казачьих воинских формирований.
Составили специальную директиву на имя Одноталова — руководителя ростовского казачества, председателя малого войскового круга, бывшего офицера. В письме на его адрес, тайнописью было написано, что план восстания казаков против немцев одобрен командованием Красной Армии.
Подобные тексты тайнописью с пожеланиями успеха в ликвидации гитлеровских частей были вписаны в письма, адресованные остальным руководителям казачества, которых надо было скомпрометировать в глазах немцев. В их текстах упоминались видные казаки как «соучастники» заговора.
А чтобы немцы поверили в существование подобного заговора, было решено забросить подготовленные материалы с помощью арестованного сотрудниками НКВД казачьего офицера Середы, бывшего офицера царской армии, активного пособника немцев. Середа был хорош еще и тем, что его знали в лицо практически все офицеры казачьих и полицейских (русской полиции) формирований региона.
Разыгрывая из себя наивного простачка, который верит в возможность вербовки лютого врага Советской власти, работник органов государственной безопасности СССР сделал Середе вербовочное предложение. Для искупления вины перед Родиной он должен выполнить задание органов безопасности на территории противника. Середа легко пошел на вербовку, так как для него это был единственный путь спастись от расстрела и снова вернуться к своим настоящим хозяевам, чтобы служить им и дальше.
Середе предложили доставить по указанному адресу ряд документов. Заброска его планировалась десантированием с парашютом.
Середа взял предложенные документы, запомнил адрес, по которому их надо было передать, экипировался должным образом и, с парашютом на себе, вошёл в самолет, который должен был доставить его в немецкий тыл.
Все просходило, как и планировалось. Самолет благополучно миновал линию фронта и в заранее обусловленной точке Середа выпрыгнул с парашютом. Однако… парашют не раскрылся. Середа ведь не знал, что его не вербовали, а использовали втёмную, заранее подписав ему смертный приговор. А потому и дали парашют, который при любом варианте раскрыться не мог.
Тело разбившегося парашютиста было обнаружено немцами. Все найденные при Середе документы были доставлены в штаб немецкой контрразведки фронта. Там тайнопись легко обнаружили. Прочитали и… казачья дивизия, дислоцировавшаяся в Таганроге в мае 1943 года, была снята с фронта и по частям, без оружия, направлена в глубокий тыл, якобы для борьбы с партизанами.
А ко многим ярым пособникам А. Гитлера из числа донского казачества немцы стали относится с подозрением. Логика в этом была. Немцы уже сталкивались с тем, когда преданные им в момент успехов германских войск на фронтах лица, вдруг начинали юлить и скрываться, когда немецкие части стали терпеть одно поражение за другим в ходе войны.
(Источник: Попов А.Ю., Старинов И.Г.)