Найти в Дзене
Sputnik Армения

Популярная на Кавказе игра, или Что армяне успевают обсудить за нардами

@Sputnik/Рухкян
@Sputnik/Рухкян

Знаменитое пушкинское «Что наша жизнь? Игра!» в известном смысле отражает общественно-политическую панораму Армении, потому что, сколько себя помню, армяне всегда играли в нарды. Те, кто не играл, тот смотрел и учился, а вот что, помимо игры, познавал, об этом чуть позже. Пока же притча про популярность игры на Кавказе.

Армяне прячутся от разбойников в колодце. Приходят разбойники, заглядывают в колодец:

– Есть здесь кто?

– Есть здесь кто? – эхом отвечают армяне.

– А может и нет здесь никого?

– А может и нет здесь никого? – доносится из колодца.

– А может партию в нарды?

– А давайте.

…Хорошо помню ереванскую Театральную площадь 60-70-х, где проводились первые, можно сказать, публичные состязания. Играли в основном пожилые, болели, независимо от возраста (от мала до велика), в определении сильнейшего чаще расходились, чем сходились. Не менее интересными, чем сама игра, были разговоры болельщиков, стоящих за спинами игроков.

Говорили о разном, чаще всего не имеющем отношения к поединку: новые назначения в правительстве, выдающаяся или провальная игра «Арарата», с особым смаком о времени, когда одноименную гору можно будет вернуть на родную землю. Послушать было не только интересно, но и полезно.

В связи с решительной политизацией Театральной площади (теперь Свободы) нарды ее покинули, но переместились во дворы, и сегодня в погожую погоду, как и в былые времена, раздается щелканье костяшек и постукивание зар. Правда, говорят совсем о другом, о том, о чем прежде и помыслить не могли. Диапазон обсуждений необычайно широк, если не сказать безбрежен, но красной нитью – судьба страны, народа в целом и каждого из нас в отдельности. География, если о странах и нациях, также безбрежна.

@Sputnik/R.Mangasaryan
@Sputnik/R.Mangasaryan

– Если кого-то интересует, что и почем нынче в Польше, то вынужден огорчить – в Польше нынче неважно, – оповещает сидящих в беседке игроков и болельщиков мужчина в красно-желтой жилетке.

– Но если Арменией вдруг заинтересуются в Польше, ответ может быть один: в Армении в общем и целом еще хуже, – отзывается на это сидящий за нардами игрок.

Мнение разделяется не всеми. Завязывается дискуссия, в которой видится нечто новенькое: наше счастье – чего бы это ни стоило вписаться в Запад, наша радость – насолить России. Представить себе подобный фортель при посиделках на Театральной не то, чтобы трудно – немыслимо.

Правда, не все коротающие время во дворе готовы отдать жизнь за западные ценности, но сомневающимися в нерушимости союза с Москвой уже мало кого удивишь. То, что при всем при том, в случае чего помощи все же ждут от России, придает ведущимся во дворах дискуссиям особую прелесть.

@provided by Ashot Gevorgyan
@provided by Ashot Gevorgyan

Пока проигравший уступал место новому игроку попутно обсудили темы: недавние победы армянских спортсменов на чемпионатах мира, цены на продукты хотя бы не среднесрочную перспективу, а также то, почему израильтянин в случае чего может за 15 секунд укрыться в бомбоубежище, а армянин – нет.

Дело, как оказалось, не в резвости ног, а в отсутствии заранее подготовленных надежно обустроенных укрытий.

– В Израиле, – объяснял мужчина, мало напоминающий внешностью еврея, под каждым домом есть подвал (как и у нас), он же бомбоубежище, а если тревога застала на улице – по всем поселкам расставлены небольшие бетонные строения-укрытия (чего у нас нет). Чего нет, того и правда, нет.

Женщина в цветастом халате ставит на стол поднос с кофе, другая, чуть позже, нехитрую домашнюю выпечку – сидящие за нардами кивком благодарят и начинают новую партию.

Карабахская тема затрагивалась слабо. Рассуждения о высокой политике пусть и превалировали, но и сугубо бытовая тематика тоже не игнорируется. В городе грязно, мэры – один другого не лучше, полиции много, убийств, автомобильных аварий, краж, а теперь еще и налетов на банки – еще больше. Говорится обо всем этом как-то буднично, спокойно, без ожидаемой от ереванцев экспрессии и, тем более, возмущения.

Понятно, что каждый игрок мнил себя лучшим, но это бахвальство никого не коробит – оно как бы в правилах игры.

На моем веку лучшим многие ереванцы долго называли водителя первых секретарей ЦК конца 50-х – начала 60-х Атома (фамилия, если не ошибаюсь, Овсепян), автора первого учебника этой настольной игры.

Но это неважно. Как отмечают эксперты в этом то ли развлечении, то ли виде спорта, встречаются сильные игроки, которые вовсе не читали специальных книг или читали их очень мало. К примеру, уникальный игрок в нарды Степан Нуниянц (США) признавался, что ничего подобного не читал, и, тем не менее, его класс неоспорим. Возможно, такие игроки повышают свое мастерство, наблюдая за игрой лучших мастеров или берут уроки у кого-нибудь.

@Sputnik/Rouben Shukhyan
@Sputnik/Rouben Shukhyan

Официально нарды стали видом спорта в России с апреля 2022 года, первый чемпионат страны прошел в мае того же года в Краснодаре. Насчет чемпионатов мира. Последний состоялся в Монте-Карло в 2023 году. В пятерке сильнейших армян, увы, не оказалось, зато засияла звезда… норвежки Марты Йелсет.

Армянские женщины тоже нарды не игнорируют, но играют обычно в семейном кругу. О чем при этом говорят, проигрывая ли, выигрывая ли, что обсуждают из политики, спорта или мира моды, знать, к сожалению, не могу.

Сергей Баблумян, Sputnik Армения

Нарды
3247 интересуются