Найти тему
Заметки Моргора

Что мы в действительности знаем о богине Живе

Вы знаете, почему славянки – самые красивые? А откуда на земле леса?

А вот авторы-составители книги «Русские легенды и предания» Е. А. Грушко и Ю. М. Медведева – книги, с которой началось моё увлечение славянской мифологией и с которой, мягко выражаясь, не всё в порядке, – знают.

Собственно, так и называются две истории, которые рассказывают читателю авторы-составители.

Привожу для ознакомления обе.

«Почему славянки самые красивые»:

Когда Род сотворил первых славян, он поручил богине Живе раздуть огонь жизни и вложить живые искорки в грудь каждого человека. Жива собралась взяться за это, однако ей не понравились лица, которыми Род наделил людей. И она быстренько переменила их, сделав женщину похожей на себя, а мужчину – на Дажьбога. С тех пор славяне все были необыкновенно красивы, но неотличимо похожи друг на друга. Жива дала им имена: Муж и Жена.
После Всемирного потопа, когда люди вновь расплодились, Жива больше не меняла их лица по образу своему и подобию, однако славянские женщины по-прежнему самые красивые из всех, а имена Мужа и Жены навечно сохранились в памяти людей.

«Откуда на земле леса»:

Говорят, что когда Дый сотворил землю, он забыл насадить на ней деревья. И вот однажды богиня Жива спустилась с небес поглядеть на новую планету.
Она так устала, бродя по горам и долинам под палящим солнцем, что присела отдохнуть и задремала. И в эту минуту увидал её великан Волот.
Он немедленно воспылал к прекрасной богине нечистой страстью и схватил её в свои объятия. Кое-как Живе удалось вырваться, и она бросилась бежать. Однако до моста-радуги, по которому можно подняться в небо, было ещё далеко.
А Волот уже близко...
От быстрого бега коса Живы расплелась, из неё выпали гребень и лента. И в то же мгновение на пути Волота вырос лес, через который протекала река. Волот влетел в неё с разбегу и чуть не утонул.
А при взгляде на деревья, которых великан в жизни не видывал и даже не знал, что это такое, Волот окончательно испугался и бросился наутёк с такой же быстротой, с какой только что преследовал Живу.
Богиня спокойно взошла по радуге на небеса, однако не стала забирать ни ленту, ни гребень. С тех пор на земле появились леса и рощи, а те из них, через которые протекали реки, считались священными и посвящались Живе.

Взяты эти «легенды-предания» из такого надёжного источника как потолок. В первой использован мотив о всемирном потопе, во втором – мотив избавления от погони посредством предметов, которые превращаются в преграды.

Кстати, о Дые и волотах я писал ранее:

О самой Живе Грушко-Медведев сообщают следующее:

Жива – олицетворение плодоносной силы, юности, красоты всей природы и человека – то есть весны. Некоторые полагали её матерью Перуна, Водана и Пекленца (покровителя адского пламени).
Жива властвует, когда зеленеют, расцветают поля и леса, сады и огороды, когда люди, очнувшись от унылого зимнего сна, словно впервые видят красоту весенней природы, красоту расцветающей молодости, впервые познают прелесть любви и нежности.
Именно весной можно увидеть Живу или Живиц, её молоденьких прислужниц: в виде прекрасных дев они реют над землёю, бросая на неё такие ласковые взгляды, что она ещё пуще цветёт и зеленеет.
Кукушка принималась нашими предками за воплощение Живы. Прилетая из Ирия, из той заоблачной страны, откуда исходят души новорожденных, куда удаляются усопшие и где пребывают девы судьбы, кукушка считает часы рождения, жизни и смерти.
И доныне, заслышав кукушку, к ней обращаются с вопросом, долго ли жить осталось, принимая её ответ за пророчество свыше. Ещё в христианские времена сохранялся народный обряд чествования кукушки: девушки крестили её, кумились между собой и завивали венки на березе. Обряд этот был всегда связан с полным пробуждением сил природы от зимнего сна, как бы с завершением весны. Чествуя кукушку, славяне чествовали и принявшую её облик богиню Живу.
Западные славяне полагали, что её святилище находится в полабском городе Ратиборе, где стоял золото-серебряный идол.
В одной руке Жива держит яблоко, в другой – кисть винограда. В первые дни мая к её храму собирался народ, прося богиню о долгой жизни и благополучном здравии.
К Живе обращались чаще всего те, кому Род указал («на роду написано») слишком краткий срок жизни. Если её хорошенько попросить, она может даже нарушить предписания Рода и продлить человеку жизнь.
Живе посвящались целые рощи, где устраивали празднества в её честь, потому что именно она почиталась как создательница лесов.
Ещё одно имя Живы – Красопаня. Именно так называлась в старину прекрасная звезда Венера.
У Живы есть помощница – Сейвина. Весной именно она направляет руку пахаря и сеятеля, чтобы ровно ложилась борозда, не сыпалось зерно мимо. Затем она поит землю живительной влагой.
Иллюстрация Максима Кулешова
Иллюстрация Максима Кулешова

Золото-серебряный идол Живы Грушко и Медведев, наверное, видели лично, заодно и со славянскими астрологами проконсультировались насчёт Венеры...

А теперь возьмём источник, лишённый фантазий, – мифологический словарь Мелетинского:

Жива в западнославянской мифологии главное женское божество (в земле полабов, по хронике Гельмольда, 12 в.).

Как и старопольская богиня жизни Zywye (по Я. Длугошу, польскому хронисту 15 в.), чьё имя родственно имени Живы, она воплощает жизненную силу и противостоит мифологическим воплощениям смерти (ср. нежить – русское название нечистой силы).

Совсем немного, правда?

Давайте-ка попробуем разобраться, что в действительности мы знаем о богине Живе.

Без вымысла.

Только факты.

Изваяние Живы в Остравском зоопарке Моравско-Силезского региона Чехии
Изваяние Живы в Остравском зоопарке Моравско-Силезского региона Чехии

Информации о Живе у нас не так уж много.

Действительно, её упоминает немецкий хронист и священник Гельмольд из Босау, весьма кратко. Как богиню полабов.

Известны изображения Живы на нескольких довольно схожих рисунках. Наиболее древнее из них – в Саксонской хронике Бото, инкунабуле, вышедшей 6 марта 1492 года в германском городе Майнце.

С рисунка, где Жива изображена как обнажённая женщина с плодами в руках (именно так изображали римскую богиню Цереру урожая и плодородия), были сделаны гравюры, публиковавшиеся в трудах XVIII века.

Вероятно, Жива под именем Sius, Siua упоминается в средневековом энциклопедическом словаре Mater Verborum: «Хлеб, злаки, зерно либо богиня злаков: Siua», «Богиня злаков, Церера: Sius».

В пантеоне, составленном польским историком Яном Длугошем, упомянут бог жизни Zywye (Живе), в пантеоне, составленном лужицким историком Абрахамом Френцелем – богиня жизни «Siwa Polon. Zyvvie, Dea vita», у польско-белорусского историка Мацея Стрыйковского – «бог ветра шумящего Живе».

Гравюра из книги Вестфалена, 1740 год
Гравюра из книги Вестфалена, 1740 год

Об источниках, упоминающих Живу, пишут в своём труде «Языческие боги славян» Дмитрий Гаврилов (Иггельд), Алексей Наговицын (Велемудр):

Общеславянская богиня жизни и плодородия. В «Mater Verborum» встречаем «Ziva: Жива – dea frumenti Ceres, – Diva Estas». Длугош говорит, что Живе – бог жизни. Это пятнадцатый век и он не так далёк от истины. В сербо-лужицком пантеоне А.Френцеля приводяться ещё вариации этого имени: «Siwa Polon. Zyvvie, Dea vita».

Зовут её и прекрасной госпожой (Красопани), а также Милкой или Мильдой (Милой). Крупнейшее святилище Живы было в полабском городе Ратибор. Зарубежные авторы 15–17 веков перерисовывают друг у друга её изображение в виде пышногрудой голой женщины с плодами в руках. По семантике имя богини близко к слову «жизнь» и связана с идеей достатка, как в словах: нажива, пожива. Стрыйковский связывает некоего «бога ветра шумящего Живе» и Погоду, «бога ясных и весёлых дней». Двумя веками позже Прокош говорит о боге Живе, как верховном, и сыне некоего бога Тржи. Живе у Прокоша «творец жизни, долгого и счастливого благополучия, особенно ему поклонялись те, кто услышит первый крик кукушки: Считалось, что этот верховный владыка Вселенной превращается в кукушку, дабы объявить им срок жизни:». Впрочем, это уже позднее мифотворчество.

Хочется поправить Иггельда и Велемудра: Жива – не общеславянская, а западнославянская богиня.

Зато теперь понятно, почему Грушко и Медведев пришили белыми нитками к образу богини Живы образ кукушки...

Иллюстрация из книги «Мифология славянская и российская» А.С. Кайсарова, 1804 год.
Иллюстрация из книги «Мифология славянская и российская» А.С. Кайсарова, 1804 год.

А помните, у Грушко-Медведева Жива связана с Венерой? Сомнительно, конечно, но одно небесное тело рассматриваемой богиней всё же посвящено – в честь славянской богини Живы назван астероид, открытый 13 октября 1874 года австрийским астрономом Иоганном Пализой в обсерватории Пула.

Астероид Жива – крупный астероид главного пояса, относится к довольно редкому спектральному классу и, согласно полученным кривым блеска, предположительно имеет сферическую форму.

Орбита астероида Жива и его положение в Солнечной системе
Орбита астероида Жива и его положение в Солнечной системе