Для Дмитрия Ивановича Менделеева «дорогая маменька» была высшим идеалом и образцом для подражания; от неё он унаследовал интеллект и талант, энергию, волю, целеустремленность и упорство. Благодаря её любви он стал великим учёным. Правила воспитания гения от Марии Дмитриевны Менделеевой актуальны и для современных родителей. Согласны? Делитесь своим мнением в комментариях.
Мария Дмитриевна Корнильева, "добрая маменька" Дмитрия Ивановича Менделеева, родилась в тобольской купеческой семье. Правнучка взятого в плен и привезённого в Тобольск калмыка была невысокой, темноволосой, широкоскулой. Дмитрия, похожего на мать, сверстники дразнили «джунгарцем».
Образования, как большинство девушек той поры, Мария не получила, но прочитала немало книг в библиотеке отца и самостоятельно прошла курс гимназии вместе с братьями. В 16 лет вышла замуж за преподавателя философии, политической экономии и изящных искусств Ивана Павловича Менделеева, окончившего с отличием столичный Педагогический институт. Он был на десять лет старше юной супруги и отличался слабым здоровьем.
Семья была большой: Мария Дмитриевна родила 17 детей, трое из которых умерли в младенчестве до крещения. Самый младший — Дмитрий — появился на свет зимой 1834 года. И в тот же год Марии Дмитриевне пришлось стать главой дома, так как супруг больше не мог работать — он потерял зрение.
Семья оказалась на грани катастрофы: жить на одну лишь отцовскую пенсию было невозможно. Тогда Мария Дмитриевна взяла ситуацию в свои руки. Стала искать поддержки у родных, коллег, государства. Помощь пришла от родного брата, Василия Корнильева, который давно перебрался в Москву и уверенно шагал вверх по карьерной лестнице. Он помог оформить ссуду и отдал в управление убыточный стекольный завод в Аремзянах вблизи Тобольска.
То, что она увидела на заводе, способно было убить малейшую надежду. Приписные крестьяне не хотели трудиться за гроши и тащили с завода всё, что можно. Приходилось одних увольнять, других штрафовать, не отступая перед косыми взглядами и даже угрозами. Сибирский характер не позволял Марии показывать слабость, и только в письмах старшей дочери Ольге и её мужу она могла излить душу:
«Любезнейшие мои! Я не в состоянии связать моих мыслей, чтобы писать к вам о чем-либо. В самом критическом положении дела фабрики. Здесь комиссионер откупов Екатеринбургских... и я безгласно должна ожидать, чем кончится требование на посуду. У меня до 60 000 в готовности одной питейной посуды, и если не буду иметь поставки, то мои долги окончатся банкротством, и я на старости останусь бесчестною женщиною..."
Завод поначалу работал в убыток, нередко управляющая слёзно просила крестьян поработать «в долг». Семью же кормило подсобное хозяйство: стадо, птичник, огород. Но Мария Дмитриевна оказалась талантливым руководителем, за несколько лет её работы завод расцвёл. Скопив нужную сумму, отправила супруга на операцию в Москву, и врачи вернули ему зрение, но обнаружилась другая напасть – туберкулёз.
Митя со старшим братом Павлом росли в Аремзянах, окруженных вековой тайгой. Целый день без присмотра носились по округе, играя с крестьянскими мальчишками, или бежали на завод наблюдать, как из песка и соды рождается переливчатое чудо - стекло. Мария Дмитриевна поощряла этот интерес. Маленьким Менделеевым даже позволяли выдувать стеклянные шарики, в которые для цвета добавляли марганец, железо, медь - не отсюда ли пошло увлечение "последыша" химией? Митя под руководством мамы начал читать в четыре года. И позже вспоминал, что именно матушка привила ему любовь к науке и труду.
Когда сыновьям пришла пора учиться, Мария Дмитриевна без раздумий бросила налаженное дело и переехала с ними в Тобольск. Новые управляющие снова довели завод до ручки, а Мария Дмитриевна так же истово занялась новым домом: стирала, убирала, по вечерам занималась с детьми.
Читала им вслух то свою любимую Библию, то обожаемых ими Вальтера Скотта и Фенимора Купера, играла на фортепиано. В гостиной часто устраивала игры: в фанты, жмурки, шахматы или лото. Причем не только в семейном кругу, но и с многочисленными гостями — для них дом Менделеевых всегда был открыт. В гости наведывался приехавший из столицы Пётр Ершов, автор "Конька-Горбунка", ставший учителем и покровителем братьев Менделеевых (позже Дмитрий женится на его падчерице со странным именем Феозва). Захаживали освобожденные с каторги декабристы, один из которых, Николай Басаргин, стал мужем её овдовевшей дочери Ольги.
Учёбе в семье уделяли много внимания. С девочками занимался дома отец, а мальчиков отправляли учиться в гимназию. Младшего Митю по инициативе матери — даже на год раньше, чем положено, «чтобы не разбаловался, оставаясь дома один», как он сам позже вспоминал. Правда, с одним условием: «по малолетству» мальчик должен был провести два года в первом классе. Так появилась байка, что Менделеева оставили на второй год из-за двойки по химии, хотя такого предмета в гимназиях тогда вообще не было.
Гимназист Митя Менделеев не был отличником. По собственным воспоминаниям, он учился «не худо», но ненавидел латынь, а его успехи по русской словесности преподаватель едва смог оценить как «достаточные». Поведение мальчика тоже оставляло желать лучшего. Десятилетия спустя сын ученого Иван вспоминал, как во время простуды Дмитрий Иванович вздыхал: «Ломит все тело так, как после нашей школьной драки на Тобольском мосту». Но вместо того, чтобы смириться с его успеваемостью и готовить к карьере служащего (братья Менделеева стали мелкими чиновниками), мать верила в Митю и задалась целью устроить его в университет.
Выбор научной карьеры для Мити — не случайность. В гимназии он отличался хорошими оценками по физико-математическим наукам и проявлял живой интерес к этим предметам. Мария Дмитриевна заметила склонности младшего ребенка и неоднократно проводила с ним долгие беседы, убеждая посвятить себя науке.
В 1847 году скончался отец. Менделеев вспоминал об этом так: «Обратился спокойно к моему брату Павлу: "А ну-ка, Пашенька, дай затянуть табачку". Затянулся и умер... Ни страха, ни страданий, ни обрядов, ни слёз». Год спустя умерла Поля, а вскоре сгорела стекольная фабрика со всем имуществом. С трудом восстановленное благосостояние семьи рухнуло в один миг.
Правда, и дети уже понемногу выросли и зажили своей жизнью: старшие дочери давно вышли замуж, сыновья служили в разных концах страны. Из детей с матерью остались только 28-летняя болезненная Лиза и 16-летний гимназист Митя.
В июне 1849 года Менделеевы на лошадях отправились в Москву. С Тобольском их больше ничего не связывало: Мария Дмитриевна продала дом и все имущество, кроме обширной семейной библиотеки, которую разделила между дочерями. Путь был тяжёлым и, как оказалось, напрасным: Митю не приняли в Московский университет из-за бюрократических проволочек. В Медико-хирургическую академию в Петербурге мальчика тоже не взяли — он не прошёл проверку и упал в обморок при виде трупа.
Шло время. Деньги, которые Мария Дмитриевна привезла из Тобольска, стремительно заканчивались. Оставалась последняя попытка — Главный педагогический институт, но в тот год в нём приёма студентов не было. Мария Дмитриевна разыскала в Петербурге старого студенческого друга покойного мужа, профессора математики Д. С. Чижова, и попросила его о помощи. Заручившись поддержкой профессора, Дмитрий Менделеев в 1850 году стал студентом Главного педагогического института в Петербурге. Мария Дмитриевна добилась для сына казенного обеспечения. Для этого Дмитрий дал расписку отработать учителем после окончания института восемь лет.
Это долгожданное событие в одночасье сняло с Марии Дмитриевны страшное напряжение. Она будто выполнила предназначение своей жизни: поставить будущего гения русской науки на дорогу, которая должна была привести его к славе. И можно только поражаться, как быстро после этого угасла её жизнь. Мария Дмитриевна скончалась в возрасте 57 лет 20 сентября 1850 года. Мите было всего 16.
Умирая, она благословила сына иконой Божьей Матери, на которой написала: «Благословляю тебя, Митенька. На тебе основана была надежда старости моей. Я прощаю твои заблуждения и умоляю обратиться к Богу. Будь добр, чти Бога, царя, Отечество и не забывай, что должен на Суде отвечать за всё. Прощай, помни мать, которая любила тебя паче всех. Марья Менделеева».
Марию Дмитриевну похоронили на Волковом кладбище - там же, где через 56 лет будет погребен Дмитрий Иванович Менделеев.
Трагедия тяжело подействовала на юношу: подорвала его здоровье, он не мог учиться. Один из врачей даже сказал: «Ну, этот-то уже не поднимется». Дмитрий слышал эти слова. В тот же день больной встал с постели и засел за конспекты. Предать «дорогую маменьку», как Менделеев называл Марию Дмитриевну, её веру в то, что сына ждёт блестящее будущее, он не мог. Образ мамы на всю жизнь остался для него священным. Дмитрий Иванович всегда помнил: учёным он стал только благодаря любви Марии Дмитриевны. И не раз потом в своих работах с благодарностью упоминал её имя.
Отношение к своей матери Дмитрий Иванович Менделеев выразил в посвящении, которое предваряло вышедший в 1887 году его труд «Исследование водных растворов по удельному весу»: «Это исследование посвящается памяти матери её последышем. Она могла его взрастить только своим трудом, ведя заводское дело; воспитывала примером, исправляла любовью и, чтобы отдать науке, вывезла из Сибири, тратя последние средства и силы. Умирая, завещала: избегать латинского самообольщения, настаивать в труде, а не в словах и терпеливо искать божескую или научную правду, ибо понимала, сколь часто диалектика обманывает, сколь многое еще должно узнать и как при помощи науки, без насилия, любовно, но твёрдо устраняются предрассудки и ошибки, а достигаются: охрана добытой истины, свобода дальнейшего развития, общее благо и внутреннее благополучие. Заветы матери считает священными Д. Менделеев».
Вот как сформулировала Правила воспитания Марии Дмитриевны Менделеевой журналистка «Мела» Лала Шарафян:
- Брать судьбу в свои руки
- Посвящать время детям
- Ценить образование
- Прививать уважение к труду
- Верить в детей
- Замечать талант
- Добиваться целей
Добавлю ещё два пункта:
- Воспитывать примером
- Исправлять любовью
Благодарю за прочтение. Делитесь своими мыслями в комментариях. Татьяна.
Источник: «Ее заветы считаю священными». Правила воспитания матери Дмитрия Менделеева. Мел