Более двух тысяч нарушений законодательства об охране окружающей среды уже выявили в нынешнем году надзорные ведомства
Сообщениями-претензиями о различных помехах на вдохе, регулярно доносящихся из разных районов города, пожалуй, жителей уже давно не удивить: витающие в воздухе неозонирующие ароматы появляются в зоне дыхания весьма нередко. Причины таким удушливым ситуациям могут быть разными, вот только носам и лёгким жителей от этого, вероятно, не легче.
Напомним, в одном из предыдущих номеров «Четверг» рассказывал, что только в минувшем январе в центр экологического мониторинга и оперативного реагирования регионального минприроды поступило 228 сообщений о загрязнении атмосферного воздуха. Тогда, по словам специалистов, было зарегистрировано 19 случаев превышения ПДК загрязняющих веществ. Свою неприятно пахнущую лепту, судя по всему, вносят дни так называемых неблагоприятных метеоусловий, когда над городом устанавливается штиль, неспособный разогнать попадающие в атмосферу вещества.
– Предприятия I, II, III категорий, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны разрабатывать и согласовывать с министерством природных ресурсов и экологии Омской области мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, – комментирует «Четвергу» и.о. начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Омской области Светлана Непомнящих. – Указанные мероприятия не проводятся на объектах IV категории, определённых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
Как поясняет специалист, в соответствии с требованиями действующего законодательства юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют контроль за проведением согласованных мероприятий с направлением в органы федерального и регионального государственного экологического надзора отчётности о результатах исполнения мероприятий по уменьшению выбросов, осуществлению конкретных контрольных мероприятий за их эффективностью (в том числе натурных исследований приземных концентраций вредных (загрязняющих) веществ). Соответствующая информация направляется не позднее дня, следующего за днём окончания периода неблагоприятных метеорологических условий.
Заметим, 10 марта 2022 года было принято Постановление №336 «Об особенностях организации и государственного контроля (надзора), муниципального контроля», которым введены ограничения на проведение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий. Потому при наличии достаточных оснований и соблюдении критериев, установленных Постановлением №336 (непосредственная угроза для жизни, причинения тяжкого вреда здоровью граждан и др.), орган контроля (надзора) направляет в органы прокуратуры материалы для рассмотрения вопроса о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
– В 2022–2023 годах органами прокуратуры области выявлено свыше 11 тысяч нарушений законодательства об охране окружающей среды, за истекший период 2024 года – более двух тысяч, в целях их устранения приняты соответствующие меры прокурорского реагирования, – поясняет Светлана Непомнящих. – За нарушение законодательства об охране окружающей среды, природопользования предусмотрены дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность (глава 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), уголовная ответственность должностных лиц (глава 26 Уголовного кодекса РФ, которая содержит 18 статей). Органами прокуратуры области в период 2022–2024 годов 187 лиц привлечены к административной ответственности за нарушения экологического законодательства.