Найти в Дзене
Книготека

Домовой?

Ещё вчера Настя Швецова и мечтать не могла о собственном загородном доме. Ну и пусть, что дом этот находится за двести километров от её малой родины. Да и не имела представления двадцатилетняя Настя, где на самом деле её родные места, потому что, сколько себя знает, росла в детском доме. В её свидетельстве о рождении, в графе «отец», стоял прочерк, маму Настя не помнила, зато много раз перечитывала свидетельство о её смерти, что лежало в личном деле девочки.

А сегодня, в день Настиных именин, в общежитие при ткацкой фабрике, где Настя делила комнату с подругой Машей, пришёл представительный мужчина в дорогом деловом костюме, в шляпе и с портфелем. За ним испуганно семенила комендант женского общежития Людмила Ивановна.

- Швецова, к тебе пришли, - сказала Людмила Ивановна, и, не дождавшись разрешения войти, угодливо открыла перед мужчиной двери, - проходите, располагайтесь. У нас образцово-показательное общежитие, жалоб от жильцов не поступало. Ремонт опять же у нас свежий, всё делаем вовремя, могу за каждую копеечку отчитаться.

- Спасибо за экскурсию и за ваше гостеприимство, - ответил мужчина, - а теперь могу я поговорить со Швецовой Анастасией Петровной наедине? Я должен выполнить одно поручение, поэтому это конфиденциальный разговор.

- Конечно, конечно! Маша, что стоишь, рот разинула, пойдём! - приказным тоном велела Людмила Ивановна.

Когда они вышли, мужчина положил шляпу и портфель на стул и представился уставившейся на него Насте:

- Наконец-то я вас нашёл, Анастасия Петровна! Я - адвокат Антон Павлович Соловецкий. Пять с половиной месяцев назад умер ваш двоюродный дядя по материнской линии Швецов Родион Платонович. Он оставил завещание, где чётко говорится, что его дом, семейное гнездо Швецовых, должно отойти после его смерти только его родственнику с такой же фамилией. Мне пришлось поднять местные архивы. Кроме вас, других кандидатов не оказалось. Извините, что передача наследства затянулась. Вас непросто было отыскать. Покажите ваш паспорт, подпишите документы, и дом - ваш.

Настя стояла, как истукан, и не могла произнести ни слова. Ей казалось, что всё это происходит не с ней, что такого не бывает. Люди ипотеки на комнатушки берут, которую Насте даже не потянуть, а тут - целый дом! Она ущипнула себя за щёку.

- Вы не спите, Анастасия, - улыбнулся Соловецкий, - сейчас я зачитаю завещание. И покончим с этим делом. Мне ещё назад двести километров ехать.

- Как двести? - удивилась Настя, - то есть это гнездо, то есть дом, так далеко находится? А как же я туда доберусь? У меня и денег-то нет, аванс ещё не дали.

- А вам теперь незачем волноваться о деньгах, по крайней мере, первое время, - сказал адвокат, - вместе с жильём вам полагается небольшая сумма денег. Да и ради такого дома можно хоть на край света переехать: он старый, но добротный, ещё нас с вами переживёт. Я там был не раз, так что можете мне поверить.

У Насти от навалившегося счастья перехватило дыхание. Она, еле дыша, внимательно выслушала, как Антон Павлович читал завещание её дяди, которого она никогда не видела, но который позаботился о ней после своей смерти.

***

Когда адвокат ушёл, оставив Насте положенные документы, комната наводнилась любопытными соседками:

- Настя, давай рассказывай: это кто был? Людмила Ивановна всем говорит, что это проверка из Москвы приехала. А почему он к тебе пришёл? Что за дядька в шляпе? Чего ты бледная такая? Дайте ей воды, девочки!

Вопросы сыпались на голову Насти, как горох. Отхлебнув воды и немного придя в себя, Настя посмотрела на подруг и сказала:

- Девочки, оказывается, я - наследница. У меня дядя был, которой ничего про меня не знал. А это адвокат приходил.

- Ничего себе! - ахнула Маша. - Адвокат! Настоящий! Наследница! Вот это да!

В комнате наступила тишина: кто-то молча завидовал Насте, кто-то радовался за неё. Но все единогласно признали, что такое событие происходит крайне редко или только в кино.

***

- Увольняться с фабрики тебе надо, Настя, - сказала Людмила Ивановна, - значит, не здесь твоя судьба.

Сборы были недолгими: всех вещей у детдомовской девчонки был один небольшой старый чемодан. Настя договорилась с Машей, что та приедет к ней в отпуск, благо, он начинался уже через неделю. Провожали Настю всем общежитием: те, кто близко её знали, дошли с ней до автостанции, остальные с завистью смотрели из окон. Они знали, что история Насти ещё долго будет передаваться из уст в уста, даря многим надежду и силы вырваться из серых стен общежития.

***

Дом семьи Швецовых стоял на пригорке возле реки, окружённый цветущим яблоневым садом. Двухэтажное кирпичное здание с небольшим флигельком было обнесено кованым забором. Во дворе перед домом уютно расположились белые резные скамейки с таким же симпатичным столиком. Видимо, когда-то здесь собиралась вся семья для чаепития. Дикий плющ обвивал террасу, что придавало этому месту некую сказочность.

Настя стояла во дворе с чемоданом и не могла налюбоваться всей этой роскошью, которая теперь по праву принадлежала ей. «За что это мне? - подумала девушка, - может, за годы сиротства и жизнь без семьи?» Настя сжала в руке большой старинный ключ.

Когда массивная дубовая дверь открылась, Настя ощутила запах дома. Пахло деревом, краской и чем-то фруктовым. Вдоль стены коридора стояли банки с краской, видимо, хозяин хотел покрасить стены, но не успел. Комнаты были меблированы старинными креслами, трюмо и диванчиками на изогнутых ножках. В уютной спальне с бархатными портьерами на огромных окнах стояла большая кровать с множеством перин, которые белой вуалью скрывал балдахин. Старые гобелены прекрасно сохранились и привели девушку в восторг.

- Ну, здравствуй, дом, - сказала вслух Настя, - теперь я буду здесь жить. Не бойся, я стану хорошей хозяйкой.

Где-то в коридоре скрипнула половица. Старый дом приветствовал новую хозяйку. По крайней мере, так подумала Настя, которая была ещё той фантазеркой. Вечерело. Настя включила свет, и огромная хрустальная люстра заискрилась множеством бликов.

Весь вечер Настя занималась уборкой, а потом приготовила на кухне скромный ужин. Вдруг в дверь постучали. На пороге стояла пожилая женщина и внимательно рассматривала Настю.

- Добрый вечер, меня зовут Капитолина Матвеевна, я - твоя соседка, живу через дорогу, - сказала она, - мы с твоим дядей были дружны.

- Ой, проходите! А я - Настя, двоюродная племянница дяди Родиона. Я рада вам, одной непривычно.

Женщина зашла и осмотрелась:

- А ты молодец, уборку провела. Завтра я верну цветы. Когда Родион умер, я взяла их к себе, чтобы не засохли. Ты говори, что нужно будет, мы с мужем всегда поможем. Смотри, какие пирожки я тебе принесла. Адвокат говорил, что нашёл наследницу. А я смотрю: свет горит. Дай, думаю, зайду познакомиться.

- Это хорошо, - улыбнулась Настя, - я ведь никого здесь не знаю. Давайте чай пить.

За чаем Настя рассказала о себе, чем вызвала у Капитолины Матвеевны волну сожаления:

- Как же так? У тебя была семья, пусть и не самая близкая, но была! Девочка моя дорогая, несладко тебе в жизни пришлось.

- Ничего, я ни на кого не в обиде. Судьба - странная штука, иногда такие кренделя выкидывает. Вот привыкну к дому, в порядок его приведу и начну искать работу

- С этим я тебе помогу, - махнула рукой соседка, - моя сестра - библиотекарь, скоро на пенсию выходит, могу твою кандидатуру предложить, а ещё продавцы нужны, садовницы в тепличное товарищество. У нас молодёжи мало, многие по большим городам разъехались, так что без работы не останешься.

В тёмном коридоре вдруг скрипнула и открылась дверь, словно кто-то невидимый зашёл в гости.

- Вы тоже это слышали? - испуганно спросила Настя, - второй раз за день какие-то звуки. Я думала, что мне мерещится.

- Да нет, Настя, последний год мы с Родионом тоже это заметили, - сказала Капитолина Матвеевна, - наверное, домовой шалит, дом-то старый.

- Как это, домовой? Я боюсь. А может, просто полы и двери расшатались от старости? Я не строитель, в этом ничего не понимаю.

- И то верно, но Родион рассказывал, что слышал топот маленьких ножек в комнатах и под крышей. А ещё, однажды спал он, и кто-то провёл по его щеке мохнатой ладонью. И стал Родион по совету одной знахарки блюдце с молоком на ночь оставлять. Через три дня звуки прекратились.

Заметив, как Настя застыла от ужаса, соседка засмеялась:

- Да ты не бойся! Мало ли чего нам, старикам, почудится. Ты молодая, а молодёжь в такую чепуху не верит. Пойдём, я покажу, где что лежит. Я часто в этом доме порядок наводила, Родион перед смертью уже ходил плохо, так что всё хозяйство было на мне.

Настя была довольна, что ей встретилась Капитолина Матвеевна. Помощь девушке была очень кстати.

Ночью Настя прислушивалась к каждому шороху. Ей отчётливо были слышны скрипы и осторожные шаги по коридору. На кухне явно кто-то хозяйничал. Настя, ни жива ни мертва от страха, прокралась до комнатных дверей, тихо их прикрыла и защёлкнула на маленький замочек, что был в дверной ручке. Затем она легла в постель и накрылась с головой одеялом.

Утром Настя застала следующую картину: старенький холодильник был открыт, на полу лежала пустая пачка творожка, рассыпаны макароны, и всё это щедро полито вареньем из вазочки, которая валялась разбитой.

- Так, моё утро начинается не с кофе! И что это за вандал такое сотворил?! - воскликнула Настя, - Домовой, а ну, выходи, разберёмся! Нечего мне тут «тёмную» устраивать, пуганая! Выходи, говорю! Вазочку зачем со стола скинул? Она же хрустальная!

Настя не на шутку разозлилась. Страх как рукой сняло. Пришлось собирать осколки и мыть заново пол на кухне. Через полчаса она уже шла в магазин за молоком.

***

За хозяйственными делами Настя не заметила, как наступил вечер. Выбрав эмалированную миску, чтобы Домовой не смог разбить и её, она налила молока и ушла в свою комнату, захватив банку с водой. Ночью идти на кухню было всё же боязно.

- Представляешь, у меня в доме поселился Домовой, - шептала Настя в трубку подруге, - везде шастает и всю кухню мне сегодня изгваздал.

- Как это? Разве такое бывает на самом деле? - удивилась Маша, - я думала, это сказочки для непослушных детишек. Держись там, скоро я к тебе приеду, и мы разберёмся с этим твоим домовым.

- Я буду тебя очень ждать, Манюня, - всхлипнула Настя, - так непривычно быть одной. Да ещё домовой этот, леший его возьми! Ладно, спокойной ночи, жду тебя в гости.

Насте не спалось, она взяла книгу и стала читать. Вдруг до её слуха донёсся отчётливый звук скрежета эмалированной миски по кафелю кухонного пола. «Боже мой, он пришёл, - сердце Насти стучало где-то в горле, - неужели это правда, и домовые существуют? Что делать? Я что, всю жизнь должна под одеялом проспать, трясясь от страха? Ну уж нет!»

Она решительно встала, зачем-то взяла в руку фарфоровую статуэтку и, стараясь не наступать на скрипучие половицы, крадучись, начала пробираться на кухню. Виски́ и спину залил холодный пот, но Настя не хотела отступать. Она решила защитить своё родовое гнездо, которое успела полюбить.

- Ага! Попался! - Настя резко заскочила на кухню и включила свет, готовая запустить в страшилу фарфоровую балерину.

То, что она увидела, одновременно привело её в недоумение и вызвало смех. Посреди кухни, весь в молоке, выпучив от неожиданности глазищи, на Настю смотрел тощий чёрный кот. Молоко стекало по его морде, капая на пол. Холодильник снова был открыт. Настя быстро захлопнула за собой дверь, так что отступать ночному разбойнику было некуда.

- Так, давай-ка разберёмся, усатый, - давясь от смеха, сказала Настя, - так вот кто у нас домовым прикидывался? Ты и дядю моего, получается, напугал, и меня тоже. Вся округа думает, что в доме нечистая сила водится. А это вот кто, оказывается, пакостит. Что скажешь в своё оправдание?

- Мррау-у! - кот забился в угол и засверкал глазами. На его лапе красовалось белое пятно.

- Ладно уж, я тебя прощаю. Чего не сделаешь, когда голоден, так ведь? Что ж, продолжим наш ночной дожор. Ты котлету будешь? Я от страха даже проголодалась.

Настя достала сковородку с котлетками на пару. Одну выложила себе на тарелку, а другую - в эмалированную миску, из которой кот вылакал всё молоко. Учуяв аромат котлетки, кот, как заворожённый, стал потихоньку выбираться из своего угла и, недоверчиво поглядывая на Настю, приступил к трапезе. Котлета была уничтожена за считанные секунды. Теперь кот жадно смотрел, как Настя ест свою.

- Ещё хочешь?

- Мя! - кот несмело подошёл к Насте.

Та достала из сковороды ещё одну котлету и положила в миску. Кот слопал и её. Затем он подошёл к девушке и потерся боком о её ноги, благодаря за угощение.

- Интересно, как ты сюда попал? И как тебе удавалось так долго всем морочить голову?

Кот внимательно наблюдал за Настей.

- А хочешь, оставайся у меня, котлет на всех хватит, - предложила Настя, у которой камень упал с души, когда она поняла, что никакого домового нет и не было, - можно я тебя поглажу?

Настя осторожно протянула руку к коту. Тот сразу понял, чего от него хотят, и подошёл. Его шёрстка была удивительно нежной.

- А знаешь, как я тебя назову? Кузей! Так звали одного домовёнка из моего любимого мультика. Кис-кис, Кузя.

Кот подошёл поближе, но на этот раз замурлыкал.

Когда Настя отправилась спать, Кузя важно проследовал за ней. По его поведению было понятно, что он чувствует себя в доме хозяином. Настя легла в кровать, а кот забрался в старое «ушастое» кресло возле камина.

- А ты неплохо там смотришься, Кузьма, прямо, как настоящий аристократ. Спокойной ночи.

- Мя! - послышалось в ответ.

***

Утром Настя не обнаружила кота в кресле, зато нашла мышь в своём тапочке. Так Кузя отблагодарил хозяйку за гостеприимство, и заодно показал свою нужность. Настя улыбнулась, теперь, когда тайна домового была раскрыта, дом ещё больше ей нравился. А на следующий день к ней приехала Маша.

- Вот, я приехала тебя от домового спасать, - сказала она.

- Уже не надо, - засмеялась Настя, - да ты и сама можешь с ним познакомиться, он раньше на чердаке жил, а теперь к камину перебрался, иди, глянь.

Маша посмотрела на подругу с таким видом, будто та сошла с ума, и, зная, что с сумасшедшими не спорят, всё-таки пошла к камину, где в кресле восседал Кузя.

- Так это же кот, а не домовой! - удивилась Маша, - а как ты его назвала?

- А ты догадайся.

- Неужели Кузей?

- Ага.

Девушки рассмеялись. Они принялись рассматривать старинные вещицы, рассказывать друг другу новости, а потом принялись красить стены.

***

«Мда-а, - подумал кот, глядя на новую хозяйку с подругой, - если вы так коту удивляетесь, то, что будет, если домового Прошку застукаете, когда он ваши макароны пересчитывать будет? Эх, люди, люди, надо верить в чудеса».

---

Автор: Ирина Ашланская