(Продукт проекта «Введение в бильярд – теория и практика»)
Предисловие
На мой взгляд, особенность этой статьи заключается в том, что с помощью нее при должном упорстве и внимательности человек в возрасте от семи лет сможет самостоятельно изучить основы этого вида спорта. Также для написания использовался минимум терминологии, всё написано популярным языком. После прочтения данных методических рекомендаций и выполнения указанных в них действий подросток или взрослый получит полноценное представление о практической части игры в бильярд, у него появится возможность осознанно играть в некоторые виды пула.
Содержание:
1. Игровая стойка
2. Подготовка к удару
3. Простые удары
4. «Резка»
5. Удары с винтами
6. Упражнения на закрепление общих навыков
7. Правила игры в «девятку»
8. Правила игры в «восьмерку»
После большинства пунктов будут представлены упражнения для отработки определенных аспектов игры, описанных в них. Все описанные тренировки стоит проводить на столе для пула.
Упражнения, отмеченные «**», следует повторять с меньшим количеством подходов в начале каждой тренировки, переходя к следующим по сложности только при практически безупречном выполнении предыдущих. Отметка «*» означает, что упражнение стоит периодически включать в тренировки. На изображениях упражнений пунктирная линия – необходимая траектория движения шара.
1. Игровая стойка должна обеспечивать равновесие, устойчивость и свободу ударно-махового движения. Поднесите наклейку кия почти вплотную к битку и расположите на одной прямой (приблизительно) три точки — подбородок, биток и точку прицеливания. Развернитесь так, чтобы правый носок располагался непосредственно под кием, а левый — чуть левее линии кия и немного спереди, так, чтобы ноги оказались на ширине плеч. Для комфортного удара вес стоит распределять следующим образом: 70% веса на правую ногу (она выпрямлена полностью) и оставшиеся 30% - на левую (немного согнута). Кисть правой руки должна располагаться непосредственно под поднятым локтем. Она должна находиться рядом с вашим тазом (в районе кармана штанов), если позиция битка позволяет сделать это. Немаловажным нюансом является положение таза: он не должен быть повернут в какую-либо сторону.
При постановке открытого упора кисть руки следует положить плашмя на стол, придать ей слегка выпуклую форму и прижать большой палец к указательному, образуя V-образный изгиб. Он и служит центром упора. Закрытый опор подходит для выполнения сложных и редко встречающихся ударов, поэтому в рамках этих материалов не будет рассмотрен. Он является крайне ситуативным и практически в любой ситуации можно обойтись без него.
Если необходимо произвести удар по битку через шар, поступите следующим образом. Оперев все четыре пальца о поверхность стола позади мешающего прицельного шара (шаров), поднимите кисть на необходимую высоту и разместите кий на упоре, образованном большим пальцем и суставом указательного пальца. Тип удара неудобный, но является полезным на практике в редких случаях.
2. Подготовка к любому удару начинается с выбора точки прицеливания. На первых этапах обучения удары выполняются только в центр битка.
Встав в правильную стойку, возьмите кий в удобном для вас месте (должно находиться рядом с точкой равновесия). В итоге он не должен перевешивать ни назад, ни вперед. Не стоит сильно сжимать кий, хотя слишком расслаблять хватку тоже не нужно. Чтобы проще представить необходимую сжатие, можно попробовать представить у себя в ладони что-нибудь мягкое и хрупкое и стараться его не повредить.
Разминочные маховые движения - это своего рода репетиция удара. Она не только приучает руку двигать кий строго вдоль линии прицеливания. Во время репетиции игрок мысленно прокручивает удар, активизирует мышечную память и подбирает необходимое ускорение ударно-махового движения.
2.1 Изучению подготовки к удару стоит уделить немалое количество времени, ведь без правильной стойки бессмысленно переходить к изучению ударов.
Ниже представлены упражнения, с помощью которых можно закрепить изученный материал.
- Упор руки (просто подходите к столу и складывайте руку согласно указаниям выше (п.1)): 10 раз по 3 подхода с перерывами между ними.
- Стойка (подходите к столу, взяв в руку кий, и становитесь в стойку; прицеливайтесь в одну точку): 10 раз по 3 подхода.
3. Далее стоит сконцентрироваться на изучении непосредственно ударов. Они могут различаться по силе и протяженности, однако по началу необходимо отработать четкую технику стандартного движения. После разминочных замахов сделайте удар средней силы по битку в соответствии с прицельными движениями. Кисть должна коснуться груди в конце удара. Крайне важно не выходить из стойки еще несколько секунд. Это помогает избежать искривления траектории движения шаров. Также в этот момент вы можете проследить за траекторией движения шаров, что поможет эффективнее скорректировать возможные ошибки.
3.1 Упражнения без чужих шаров.
- Прицельные движения (проводите подготовительные замахи, не забывайте обращать внимание на траекторию движения кия; можно совместить их с предыдущим упражнением): 2-3 замаха и удар в направлении заранее выбранной на борту стола точку, не по шару, такие действия повторяйте по 10 раз в течение 2 подходов.
- Встаньте поперек стола и поставьте биток напротив одной из точек, отмеченных на краях стола; основная цель упражнения: после соударения с бортом шар должен вернуться ровно к наклейке кия. Выполнять 20 раз по 3 подхода.
- Расставьте 11 шаров в ряд напротив второй отметки так, чтобы между ними было одинаковое расстояние. Цель: забить все шары в дальние лузы, правые – в правую, левые – в левую. Следует выполнить от 2 до 4 подходов. **
- Поставьте 2 шара согласно изображению, представленному ниже, и разместите биток между ними. Цель: попасть битком по противоположному борту так, чтобы шар вернулся обратно и прошел между поставленными шарами. Выполнить от 5 до 10 раз. **
Если вы никогда раньше не играли в бильярд, вероятнее всего ваше тело начнет болеть и уставать крайне быстро. Это абсолютно нормальный процесс, обязательная стадия обучения. Не стоит пересиливать себя, просто увеличьте время отдыха между подходами. Если же усталость не позволяет вам концентрироваться на каждом ударе (это является важным условием для продуктивных занятий), то просто заканчивайте практиковаться и продолжайте обучение через несколько дней отдыха. Нормальное время первой тренировки - от 40 минут до 1.5 часов.
3.2 Упражнения с чужими шарами.
- Расставьте 5 шаров согласно изображению ниже. Разместите биток рядом с крайним шаром так, чтобы кий смотрел ровно в центр чужого (одного из 5 ранее расставленных) и в центр лузы одновременно (при забивании крайних шаров стоит сместить точку прицеливания на лузе к дальнему относительно вас краю). Цель: закатить все шары в одну центральную лузу. Выполнить 3-5 подходов.
- Расставьте 9 шаров в ряд напротив третьей отметки так, чтобы между ними было одинаковое расстояние. Поставьте на линии второй отметки биток для прямого удара. Также не стоит забывать о п.2. Цель: забить все шары в дальние лузы, правые – в правую, левые – в левую. Следует выполнить 1-2 подхода. **
- Аналогично с предыдущим упражнением расставьте шары немного ближе к центру стола (на половину отметки) и постарайтесь сделать то же самое. Повторите это еще минимум 1 раз. Чем больше расстояние от битка до чужого шара, тем тяжелее удар, поэтому со временем вы можете усложнять это упражнение.
Данные упражнения стоит выполнять согласно порядку, в котором они описаны в данной статье. Также не стоит забывать, что прямые удары – основа игры в бильярд, поэтому необходимо уделить их изучению немалое количество времени, а отрабатывать их важно на каждой тренировке, даже если ваш уровень игры высок.
4. Во время бильярдной партии часто приходится использовать удары, при которых биток, чужой шар и луза находятся не на одной прямой. В таких случаях невозможно обойтись без навыков резки. Это неформальное название вышеописанных ударов. При просмотре профессиональных матчей или во время наблюдения за игрой опытных бильярдистов нетрудно заметить, что большинство из них тратят на прицеливание крайне мало времени. Однако такое просто недопустимо для новичка, ведь без тщательного прицеливания чужой шар сможет только случайно двигаться в нужную вам сторону.
Сначала мысленно постройте прямую линию через центр чужого шара в центр лузы. Крайне важно подойти к этой линии, а не пытаться представить ее со стороны. Далее запомните точку на чужом шаре, через которую проходила прямая, и, не отрывая от нее взгляда, отойдите к битку. В итоге вам нужно прицеливаться в ранее запомненное место на чужом.
4.1
- Расставьте шары как в первом упражнении пункта 3.2, но уберите центральный и поставьте еще по одному шару с каждой стороны. Биток каждый раз располагайте так, чтобы прямая, образованная с шаром, в который вы целитесь, была перпендикулярна длинному борту. Не забывайте, что при резке главное – качество, а не скорость. Выполняйте 3 - 5 раз.
- 9 шаров расставлены в линию на уровне второй отметки, 2 шара стоят в противоположном конце стола на пересечении первых отметок. Необходимо забить один из двух дальних шаром из линии. После каждого попадания дальний шар ставится на место, а в роли битка выступает уже другой шар из линии. Количество подходов: от 2 до 5. *
- Поставьте 4 шара в линию на уровне центральной отметки с небольшим расстоянием между ними. Биток должен стоять так, чтобы удар по третьему шару в угловую лузу был прямым. Задача: забить все шары в угловую лузу, каждый раз выставляя биток на одну и ту же точку. Выполняйте 4-6 раз.
- Расставьте 11 шаров в линию на уровне второй отметки. С другой стороны стола поставьте вплотную к бортам 2 шара на уровне первой отметки. Цель: забить 2 дальних с помощью каждого шара из линии. Каждый раз забиваемые шары ставятся вплотную к борту. Для усложнения упражнения поставьте дальние шары рядом со вторыми отметками. *
5. В данной статье речь идет об изучении пула. В этом виде бильярда крайне важным является не только сам удар, но и отыгрыш (постановка битка после удара на точку, максимально удобную для забывания следующего шара). Размер шаров практически вдвое меньше ширины лузы, что делает закатывание шара в лузу намного менее сложным, чем в русском бильярде (там размер шара почти совпадает с шириной лузы). Исходя из этого, нетрудно оценить важность продолжительности серии ударов. В ее продлении крайне сильно помогают винты – удары, направленные не в центр битка и дающие ему дополнительное вращательное движение. Они значительно расширяют возможности игрока, так как с их изучением количество возможных отыгрышей возрастет многократно.
Существует несколько видов винтов: накат, оттяжка и боковые винты. В данной статье не будут рассмотрены боковые винты, потому что они используются значительно реже оттяжки и наката, а также крайне сложны в полноценном изучении.
Чем больше смещение, тем большее вращательное движение вы придадите битку, что будет непосредственно отражаться на его месте остановки. Для выполнения наката нужно переместить точку прицеливания на битке выше. Для осуществления оттяжки необходимо переместить точку прицеливания на битке ниже. Важное уточнение: удар следует выполнять плавно, до конца (амплитуда удара должна быть полной, в конце движения кисть правой руки должна коснуться груди), прикладывая среднее количество силы, также кий должен быть параллелен столу. Накат более прост в исполнении и в игре применяется чаще, поэтому свое внимание стоит заострить сначала на нем.
Также существует еще один вид удара, для которого требуется смещение точки прицеливания на битке – удар с остановкой. После его выполнения биток остается на месте соударения с чужим шаром. Чтобы его выполнить, необходимо сместить кий немного ниже центра, примерно на половину наклейки.
Для выполнения винтов необходимо хорошее сцепление между кием и битком. Этого позволяет добиться мел. Возьмите кий вертикально и, медленно вращая его одной рукой, «натирайте» наклейку кия мелом. Движения должны выполняться от центра к боковой стороне. Для большего удобства его можно поставить на пол. Во время тренировок обрабатывать кий мелом нужно только при отработке винтов, однако, играя партию, это следует делать после каждого удара.
5.1
- Расставьте 9 шаров в ряд напротив третьей отметки так, чтобы между ними было одинаковое расстояние. Поставьте на линии второй отметки биток для прямого удара. Цель: забить все шары в дальние лузы, правые – в правую, левые – в левую, используя накат. Следует выполнить 1 подход. Затем то же самое сделайте с оттяжкой и остановкой.
- Поставьте 9 шаров в ряд рядом с третьей отметкой, а биток на уровне второй для прямого удара. Цель: забить все шары так, чтобы биток после попадания остался в определенной зоне, к примеру, между центральными отметками или между первой и второй дальними отметками. На изображении разными цветами отмечены возможные зоны для выполнения упражнения. Крайне сложное для новичка упражнение, которое помогает более осмысленно использовать винты. Рекомендуется сначала выполнить несколько вариаций с накатом и только после этого переходить к оттяжке. Подходы: от 3 до 5. *
6. Заключительные упражнения
Ниже представлены упражнения, которые помогают обобщить полученные навыки и умения. С их помощью можно в одиночку получить опыт, приближенный к игровому, так как нередко придется совершать удары из новых позиций. Данные упражнения можно начать включать в тренировки до полноценного изучения резки и винтов, однако, обладая такими навыками, прогресс в упражнениях будет намного быстрее.
- Расставьте 15 шаров в одну линию напротив центральных отметок так, чтобы между ними было равное расстояние. Брать биток в руку можно в случае промаха или после двух забитых шаров. Подходы: 2-5. **
- Расстановка шаров аналогична с прошлым упражнением, однако биток можно брать в руку только после промаха. В такой ситуации все шары ставятся в исходное положение. Выполнять от 2 до 5 подходов. **
- Расставьте шары согласно изображению ниже. Цель: забить все шары. До завершения подхода биток в руку брать нельзя. *
- Шары расставлены на пересечении первых отметок (рядом с угловыми лузами), см. изображение ниже. *
7. Правила игры в 9ку
В «Девятку» играют девятью прицельными шарами, пронумерованными с первого по девятый, и битком. Шары следует играть по порядку, от меньшего номера к большему. Игрок, забивший девятый шар правильным ударом, выигрывает партию.
Определение очередности разбоя
Игрок, выигравший раскат (биток и еще один шар ставятся на линии дома (находится на уровне второй отметки); игроки одновременно бьют шары так, чтобы после соударения с противоположным бортом они оказались как можно ближе к ближнему борту; если шар коснулся бокового борта, то игрок проиграл разбой), выбирает, кто будет разбивать пирамиду в первой партии. Далее разбой производится поочередно.
7.1 Пирамида для «Девятки»
Прицельные шары как можно более плотно устанавливаются в пирамиду в форме ромба, шар номер 1 находится вверху ромба и на задней отметке, шар номер 9 в центре ромба. Остальные шары располагают произвольно, не придерживаясь какого-либо умышленного порядка или позиции.
7.2 Правильный разбой
В отношении разбоя действуют следующие правила:
- начальное положение битка — с руки за передней линией;
- если не забит ни один шар, то по меньшей мере четыре прицельных шара должны быть доведены до одного или более бортов, в противном случае удар является фолом.
7.3 Второй удар партии — пуш-аут
Если при разбое не совершено нарушения правил, играющий может выполнить «пуш-аут». Он должен уведомить о своем намерении судью, и в этом случае требования Правил 6.2 «Удар по неправильному шару»(можно бить по любому шару) и 6.3 «Нет касания бортов после соударения шаров»(можно не касаться бортов) к данному удару не
применяются. Если во время выполнения пуш-аута не совершено нарушений, другой игрок может выбирать, кто будет делать следующий удар.
7.4 Продолжение игры
Если игрок правильным ударом забивает, он продолжает свой подход у стола и выполняет следующий удар. Если при любом правильном ударе (кроме пуш-аута) игрок забивает шар номер 9, он побеждает в партии. Если же он не забивает шар или совершает нарушение, право удара переходит к другому игроку, и, если фола не было, входящий игрок должен играть битком с того места, где он остановился после удара соперника.
7.5 Выставление шаров
Если шар номер 9 шар забит с нарушением правил или при пуш-ауте, либо выбит со стола, он выставляется. Другие прицельные шары не выставляются ни при каких условиях.
7.6 Стандартные нарушения
Если игрок совершает стандартное нарушение правил, право удара переходит к его сопернику. Он получает шар с руки и может расположить его в любом месте игровой поверхности стола (См. 1.5 «Игра битком с руки»).
Стандартные фолы при игре в «девятку» таковы:
- 6.1 «Падение битка в лузу или вылет со стола»
- 6.2 «Удар по неправильному шару» (первым шаром, в который должен попасть биток при каждом ударе, является шар с наименьшим номером из тех, что находятся на столе)
- 6.3 «Нет касания бортов после соударения шаров»
- 6.4 «Нога не касается пола»
- 6.5 «Шар выбит со стола» (единственным выпрыгнувшим шаром, который выставляется, является девятый)
- 6.6 «Касание шара»
- 6.7 «Двойной удар/ Вплотную стоящие шары»
- 6.8 «Пропих»
- 6.9 «Удар при движущихся шарах»
- 6.10 «Неправильное расположение битка»
- 6.12 «Кий на столе»
- 6.13 «Игра вне очереди»
- 6.15 «Замедленная игра»
7.7 Значительные нарушения
Наказанием за три фола подряд (Правило 6.14) является поражение в текущей партии. В случае неспортивного поведения (Правило 6.16) судья выбирает наказание в соответствии с природой нарушения.
7.8 Патовая позиция
В случае возникновения патовой позиции игрок, который разбивал в этой партии, должен выполнить новый разбой.
8. Правила игры в 8ку
При игре в «Восьмерку» используют биток и 15 прицельных шаров, пронумерованных от 1 до 15. Прежде чем игрок выполнит удар по шару номер 8, все семь шаров его группы (сплошные — с номерами от 1 до 7 или полосатые — от 9 до 15) должны покинуть пределы стола. Удары выполняются по заказу (перед ударом игрок обязан сказать, какой шар и куда он хочет забить).
8.1 Определение первого разбоя
Игрок, выигравший раскат, выбирает, кто будет разбивать пирамиду в первой партии. Стандартным является поочередный разбой.
8.2 Пирамида для «Восьмерки»
Шары как можно более плотно устанавливаются в форме треугольника, при этом верхний шар пирамиды находится на задней отметке, а шар номер 8 является первым из тех, что расположены прямо под головным. В двух нижних углах треугольника должны находиться по одному из шаров обеих групп, сплошных и полосатых. Остальные шары располагают в треугольнике произвольно, не придерживаясь какого-либо умышленного порядка или позиции.
8.3 Разбой пирамиды
К разбою применимы следующие правила:
- Начальное положение битка — с руки за линией дома.
- Заказ не объявляется, и не требуется совершить первое касание битком какого-либо конкретного шара.
- Если игрок забивает шар и не совершает нарушения, он продолжает игру, при этом стол остается открытым
- Если ни один шар не забит, то по меньшей мере четыре прицельных шара должны быть доведены до одного или более бортов, в противном случае разбой является неправильным и входящий игрок имеет возможность выбрать один из следующих вариантов:
- принять позицию на столе;
- заново выставить пирамиду и разбивать самому;
- заново выставить пирамиду и предложить разбивать сопернику, совершившему нарушение.
- Падение восьмерки в лузу при правильном разбое не является фолом. Если это происходит, игрок, выполнявший разбой, может:
- выставить восьмой шар и принять позицию на столе;
- заново разбить пирамиду.
- Если игрок при выполнении разбоя забивает в лузу восьмерку и биток, его соперник имеет право:
- выставить восьмой шар и играть битком с руки из-за линии дома;
- заново разбить пирамиду.
- Если любой из прицельных шаров выскакивает со стола, разбой является фолом; выскочивший шар остается вне игры (за исключением шара номер 8, который выставляется), а входящий игрок имеет право:
- принять позицию на столе;
- играть битком с руки из-за передней линии.
- Если игрок совершает какое-либо из нарушений помимо перечисленных, его соперник может:
- принять позицию на столе;
- играть битком с руки из-за передней линии.
8.4 Открытый стол / выбор группы шаров («полосатые» или «цельные»)
Пока не сделан выбор групп шаров, стол считается «открытым», и перед каждым ударом игрок должен объявлять заказ, какой шар он собирается сыграть. Если ему удается забить заказанный шар, соответствующая группа шаров становится его группой, а другая группа — группой его соперника. Если же игрок не забивает заказанный шар, то стол остается открытым и право удара переходит к другому игроку. Когда стол «открыт», первое касание битка может быть совершено с любым шаром, кроме шара номер 8.
8.5 Продолжение игры
Игрок продолжает свой подход у стола до тех пор, пока он правильным ударом забивает заказанные шары либо выигрывает партию, забивая восьмерку.
8.6 Удары, требующие заказа
При каждом ударе, кроме разбоя, необходимо объявлять заказ (как предписано Правилом 1.6 «Стандартный заказной удар»). Шар номер 8 может быть заказан только после того удара, в результате которого со стола исчез последний шар из группы данного игрока. Игрок может объявить «отыгрыш», по завершении которого право удара переходит к сопернику, а все забитые при этом шары остаются в лузах.
8.7 Выставление шаров
Если шар номер 8 забит в лузу или выбит со стола при разбое, он выставляется либо происходит повторная установка пирамиды. Другие прицельные шары не выставляются ни при каких условиях.
8.8 Поражение в партии
Игроку присуждается поражение в партии, если он:
- совершает фол при выполнении удара, в результате которого забита восьмерка;
- забивает восьмерку прежде, чем все шары своей группы;
- забивает восьмерку не в заказанную лузу;
- выбивает восьмерку за пределы стола.
Эти правила не относятся к разбою.
8.9 Стандартные нарушения
Если игрок совершает фол, право удара переходит к его сопернику. Он получает шар с руки и может расположить его в любом месте игровой поверхности стола.
Стандартные фолы при игре в «восьмерку» таковы:
- 6.1 «Падение битка в лузу или вылет со стола»
- 6.2 «Удар по неправильному шару» (шар, в который сперва должен попасть биток при каждом ударе, должен принадлежать к группе шаров игрока, выполняющего удар, кроме случаев, когда стол является открытым.)
- 6.3 «Нет касания бортов после соударения шаров»
- 6.4 «Нога не касается пола»
- 6.5 «Шар выбит со стола»
- 6.6 «Касание шара»
- 6.7 «Двойной удар / Вплотную стоящие шары»
- 6.8 «Пропих»
- 6.9 «Удар при движущихся шарах»
- 6.10 «Неправильное расположение битка»
- 6.11 «Неправильная игра из-за передней линии»
- 6.12 «Кий на столе»
- 6.13 «Игра вне очереди»
- 6.15 «Замедленная игра»
8.10 Значительные нарушения
Нарушения, перечисленные в Правиле 3.8 «Поражение в партии», наказываются поражением в текущей партии. В случае неспортивного поведения (Правило 6.16) судья выбирает наказание в соответствии с природой нарушения.
8.11 Патовая позиция
В случае возникновения патовой позиции игрок, который разбивал в этой партии, должен выполнить новый разбой.
Материалы для пунктов 7 и 8 взяты с сайта: https://www.llb.su. Подробнее с правилами, описанными выше, вы можете ознакомиться по ссылке выше.
Заключение
Таким образом, вы ознакомились с наиболее полезными на практике аспектами бильярда, а именно пула. При желании теперь вы можете начать обучение любому виду бильярда, так как пул является одним из самых легких в первоначальном освоении и в то же время содержит в себе почти все приемы, использующиеся в данном виде спорта.
Если вы уже научились всему вышеописанному, то можете с уверенностью говорить своим знакомым, что умеете играть в бильярд. Приглашайте своих знакомых присоединиться к вашим тренировкам, ведь бильярд отлично сплачивает людей между собой и является одной из интересных форм проведения досуга.
Автор статьи - Барышев С.А.