Петроглиф “Белая лошадь” по своей знаменитости уступает, разве что египетским пирамидам. Едва ли не в каждом каталоге древностей мирового масштаба имеется его изображение.
Фигура животного поражает необычной техникой исполнения, прежде никогда не встречавшейся не только в Хакасско-Минусинской котловине, но и вообще в пределах Сибири.
В этом рисунке сошлись прихоть природы и человеческая фантазия. Природный выход соли послужил основой. Человеку осталось лишь нарисовать контур лошади и соскоблить всю лишнюю соль вокруг рисунка. Необычная техника помогла сохранению петроглифа. Соседние поверхности камней, не покрытые предохранительным известковым налетом, подвергалась сильной эрозии.
Стилистические особенности петроглифа напоминают рисунки лошадей ледниковой эпохи Западной Европы. Туловище лошади тяжеловесно, оно укорочено и массивно. Многие детали доказывают, что древний художник изобразил первобытную степную кобылицу. Она показана в движении направленном в сторону севера.
Возраст находки оценивают по-разному. Одни ученые дают “Белой лошади” – 16-18 тысяч лет, другие же – все 37 тысяч лет тому назад.
Направление движения животного и местоположение петроглифа, несут информацию о событие, которому современный человек не уделяет особого внимания. Речь идет о зимнем солнцестоянии, когда “солнце на весну и лето поворачивает”.
16 - 18 тысяч лет назад точка зимнего солнцестояния находилась в созвездии Льва. Но на средневековых картах звездного неба астрономы изображали созвездие Лошади, а не Льва.