Первое здание на этом участке было возведено, как и большинство каменных строений Морской слободы, в 1740-х годах. В это время архитекторы Пётр Еропкин и Иван Коробов, которые разработали первый генеральный план Санкт-Петербурга, обустроили эту территорию после пожара 1736 года.
Дом был стандартным — одноэтажным, с семью осями и высокими погребами. В центре находился трёхстворчатый зал, выделенный ризалитом на фасаде. Крылья имели по два окна, а в высокой крыше были прорезаны слуховые окна.
Первые годы владельцы особняка менялись с невероятной скоростью. Изначально дом принадлежал капитану Петру Тимофеевичу Савелову. В 1772 году вдова Савелова, Екатерина Ивановна, продала участок купцу, владельцу сахарной фабрики, Томасу Себеку. Затем дом перешёл к действительному статскому советнику Сергею Сергеевичу Гагарину, у которого в 1776 году приобрёл особняк первооткрыватель «Слова о полку Игореве», Алексей Иванович Мусин-Пушкин. Через четыре года дом перешёл к Петру Кирилловичу Разумовскому, одному из сыновей последнего гетмана Украины, К. Г. Разумовского. В 1787 году Разумовский продал дом графу Аркадию Ивановичу Моркову.
В это время на месте ворот был построен трёхэтажный флигель. Он расположен перпендикулярно Большой Морской улице и выглядит необычно рядом с классическим одноэтажным типовым домом.
В 1792 году дом приобретает купец Карл Амбургер. Он селится здесь вместе с женой и пятью детьми.
В начале XIX века владельцем дома No 45 был действительный тайный советник Алексей Захарович Хитрово. Он с семьей проживал здесь до 1834 года. Жена Алексея Захаровича, Александра Николаевна, организовала в доме домовую церковь в честь Ахтырской иконы Божией Матери. В 1832 году церковь перенесли в здание Государственного контроля на набережной реки Мойки, дом 74.
В 1834 году Огюст Монферран, архитектор, который впоследствии прославился благодаря участию в реконструкции Исаакиевского собора и строительстве Александровской колонны, приобрёл здание. Через два года он его продал.
Новым владельцем стал П. Н. Демидов, представитель известной в России династии предпринимателей. К тому моменту ему уже принадлежал соседний особняк. Оба здания были куплены в связи с женитьбой Демидова на известной петербургской красавице Авроре Шернваль, дочери выборгского губернатора и фрейлины двора.
Демидов и архитектор Монферран были друзьями. Поэтому Демидов заказал Монферрану реконструкцию здания. Особняк был оформлен в стиле ренессанс.
Одноэтажную часть особняка украшает парапет с тремя горельефными панно: «Франциск I у умирающего Леонардо да Винчи», «Микеланджело показывает папе Павлу III проект собора Святого Петра» и «Карл V подаёт Тициану кисть». Эти панно должны были демонстрировать внимание правителей к деятелям искусства. Монферран относил Демидовых к первым, а себя — ко вторым.
Эпизод с Тицианом действительно произошёл. Известно, что, когда Тициан писал портрет Карла V, он случайно уронил кисть. Император встал и подал её художнику со словами: «Услужить Тициану почётно даже для императора».
Однако история с королём и умирающим Леонардо да Винчи, скорее всего, выдумана. В день смерти да Винчи Франциск I находился далеко от его дома, в резиденции Сен-Жермен-ан-Ле под Парижем.
На фасаде особняка расположены барельефы, изображающие басни Лафонтена: «Заяц и черепаха», «Волк и овца», «Лев и мышь», «Обезьяна и дельфин» и «Две змеи». Асимметрия и сочетание разных форм на фасаде были необычными для Петербурга в 1830-х годах, где преобладали строгие классические формы зданий.
В то время владельцы петербургских домов были обязаны поддерживать мостовую перед своими владениями в чистоте и порядке. В 1839 году по указанию Демидова проезжая часть перед домом была вымощена асфальтовыми плитами, уложенными на песчаную подушку. Однако, как и следовало ожидать, плиты вскоре начали разрушаться.
После смерти П. Н. Демидова дом No 45 и соседний унаследовал его сын Павел Павлович. В 1873 году он продал особняк княгине Вере Фёдоровне Гагариной, сестре хозяйки соседнего дома Н. Ф. Ливен. Поэтому здание также известно как Дом Гагариной, так его называли в справочниках того времени.
Княгиня сразу же обратилась к известному архитектору И. В. Штрому, который сохранил общий облик здания. В левой части были уничтожены две двери с зонтиками, а новый вход был сделан на месте правого окна. А внутри здание претерпело значительные изменения.
В то же время архитектор создал новую парадную лестницу из белого мрамора с канделябрами из позолоченной бронзы. Внутренняя отделка, выполненная Монферраном, не сохранилась, и существующая отделка относится к 1890-м годам.
Дом превратился в загадочный ларец. Говорят, что именно Штром посоветовал Гагариной молодого декоратора Максимилиана Месмахера. К середине 1880-х годов он придал большинству комнат их нынешний облик.
Главный зал особняка — Дубовый. Его потолок украшен деревом в технике маркетри. В Большом зале находится каменный пол из черно-белого мрамора и лабрадорита, украшенный византийскими колоннами и изразцами.
На галерею второго этажа Дубового зала ведёт винтовая лестница. Там расположены закрытые шкафы, которые издали выглядят как обычные дубовые панели.
В одном из помещений находится необычный бронированный сейф, который сохранился и по сей день.
Как и её сестра, Вера Фёдоровна Гагарина присоединилась к баптистской секте. Она предоставляла свой дом для собраний секты и ходатайствовала об учреждении Общества духовно-нравственного чтения. Её муж был близок ко двору, собирал коллекцию картин и был членом Совета училища барона Штиглица.
В 1918 году особняк был конфискован из-за неуплаты городских налогов и перешёл в собственность Народного комиссариата. В советское время в нём сдавались комнаты, и здесь жил русский поэт Н. А. Клюев. Затем в здании располагались Ленинградский автоклуб, кружок обучения бальным танцам и Морской регистр СССР. Реставрация здания проводилась неоднократно, последняя — в 2000-х годах.
В настоящее время в здании находится отделение Союза композиторов России. Здесь проводятся различные мероприятия, такие как концерты классической музыки, творческие встречи с артистами и выставки.
У лестницы в вестибюле находится мемориальная доска с именами композиторов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. На другой стороне висит мемориальная доска Дмитрию Шостаковичу. Благодаря ему Союз композиторов переехал в это здание.
Адрес: Большая Морская ул. 45
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: