История застройки участка на Большой Морской улице 52 начинается в середине XVIII века. Но до появления ныне существующего здания информации о владельцах и постройках на этом участке практически нет.
Известно, что в 1762 году участок приобрел французский купец Еган Даниэль Винтер. Именно он построил первый каменный дом на этом месте. Но в дальнейшем владельцы очень часто менялись.
В 1835 году дом покупает князь С.С. Гагарин. Через год по проекту А.Х. Пеля был построен новый особняк по Большой Морской улице. Для архитектора это была одна из первых самостоятельных работ.
Фасады здания Пель оформил в стилистике позднего классицизма, они дополнены изящным эркером. Парадный вход был перенесен на Большую Морскую улицу. Со стороны реки Мойки был построен новый служебный флигель, который позже стал доходным домом.
Сын Гагарина - С.С. Гагарин-младший в 1864 году продает дом жене статского советника Александра Александровича Половцова Надежде Михайловне. Деньги на покупку недвижимости были выданы приемными отцом Надежды - бароном А.Л. Штиглицем. Он был другом Гагарина и часто бывал в этом особняке.
Штиглиц был бездетным и очень переживал по этому поводу. В июне 1844 года к дверям его дачи была подброшена корзинка с маленькой девочкой. Рядом лежала записка: “родилась 10 декабря 1843 года, крещена Надеждой Михайловной”. Барон понял, что это была внебрачная дочь Великого князя Михаила Павловича. Штиглиц немедленно объявил об удочерении девочки, которая получила фамилию Июнева (по месяцу, в котором ее обнаружили).
Для семьи Половцовых в особняке были созданы великолепные интерьеры. В особняке был набор необходимых парадных помещений женской и мужской половин. Но они были сжаты до минимального состояния.
На первом этаже, где располагались жилые комнаты, женская половина шла вдоль Большой Морской улицы (4 помещения), а мужская - вдоль дворового фасада (3 помещения). Столовая и кухня находились в западном корпусе. Второй этаж был отдан под парадные залы.
В 1870-ые годы в здание работал архитектор Николай Брюлло, который занимался не только декором помещений. Известно, что он полностью модернизировал канализацию, водопровод, отопительную систему.
В следующем десятилетие в доме работал архитектор М.Е. Месмахер. Под его руководством были переоформлены фасады особняка со стороны двора, был перестроен западный флигель и созданы Дубовый и Бронзовые залы.
Посетителей особняка встречает парадная лестница, оформленная в духе необарокко. На старых фотографиях можно увидеть дубовый флорентийский шкаф и портшез (переносное кресло, с помощью которого слуги могли поднять на второй этаж пожилых людей).
Парадную лестницу украшали гобелены. От них сохранились пустые рамы. Одна из них занята картой Ленинграда послевоенного времени.
По легенде гобелены были подарком Наполеона. Во время заключения Тильзитского мира в 1807 году он подарил Александру I гобелены, на которых изображены истории из жизни императора Константина. Но Александра I не устраивали условия мира, и он не принял подарок. Гобелены привезли в Россию, они хранились в подвалах Зимнего дворца и были подарены императором графу Толстому. А позже выкуплены семьей Половцовых.
В картушах лепного потолка лестницы представлены символы истины и правосудия (факел и три поднятых перста, меч и весы) - они должны были говорить о профессии.
Около парадной лестницы на первом этаже находится холл. Одна из его дверей оформлена в мавританском стиле, за ней находился кабинет хозяина особняка в восточном стиле. В нем располагалась коллекция китайского фарфора.
Многое в оформлении кабинета сохранилось, но комната стала чуть меньше. В советское время по центру корпуса был устроен коридор, чтобы ликвидировать анфиладную систему помещений.
За кабинетом находилась опочивальня Половцова, но ее фотографий не сохранилось
Женская половина открывалась гостиной с изящной отделкой в стиле Людовика XVI. Стены Гостиной декорированы лепными рамами, образующими вертикальные неглубокие прямоугольные ниши, в которых висели шпалеры из серии “Времена года”. Рядом был небольшой будуар в стиле Людовика XV.
Спальня Надежды Михайловны была оформлена в стилистике барокко. В интерьере сохранился камин с зеркалом.
За спальней шла гардеробная комната. А замыкало анфиладу женских комнат небольшое помещение. Скорее всего, в нем находилась ванна хозяйки. Все бывшие жилые комнаты первого этажа в настоящее время заняты кабинетами руководства Дома архитекторов.
В западном корпусе на первом этаже располагалась личная столовая с буфетом. Стены в помещении были отделаны дубовыми панелями, обтянутыми тисненой кордуанской кожей. На стенах были двенадцать вставок, стилизованных в духе средневековой живописи, представляющими аллегории времен года, частей света и сцены из сельской жизни и охоты.
Рядом находился фюмуар (курительная комната). Он был создан архитектором Брюлло в барочном стиле. Его украшают живописные вставки и цветочные мотивы.
Долгое время в столовой работал ресторан, но в мае 2018 года случился пожар. Вся оригинальная отделка была полностью уничтожена.
Первое помещение второго этажа - это Каминный холл, который соединял несколько флигелей особняка. Интерьеры выполнены в стилистике неоренессанса. Когда-то зал был дополнен декоративными деталями. Стены были окрашены, а нижний ярус обшит деревянными панелями. Над дверьми были резные десюдепорты.
Название холл получил от мраморного камина с деревянным шатром. Освещает помещение бронзовая люстра с хрустальными розетками.
Вдоль Большой Морской улицы протянулась анфилада гостиных, которые были оформлены в разных исторических стилях. Гостиная с эркером являлась местом, где гостей принимала хозяйка дома. Комната была обставлена мягкой мебелью и цветами.
Стены были затянуты гобеленовой тканью, потолки и падуги покрыты тонко прорисованным лепным узором цветочных гирлянд, которые были позолочены. В гостиной сохранился камин из розового мрамора и плафон с изображением летающих в небе стрижей.
За будуаром шла Зеленая гостиная. Так она называлась по цвету обивки стен. Гостиная была оформлена в стилистике короля Людовика XIV.
Гостиная была разделена аркой с занавесью, которую можно было спустить при необходимости, и создать два независимых помещения.
Арку украшают мальчики-тритоны. Сверху в скульптурной композиции с амурами был помещен медальон с женским профилем (в советское время утрачен).
Углы падуг оформлены рельефными композициями, олицетворяющими различные виды человеческой деятельности.
Рядом находилась Малиновая гостиная, в которой сохранилась обивка стен шелком с набивным рисунком (темно-вишневые бархатные цветы и листья). Декор помещения сохранился с XIX века. Особое внимание стоит обратить на резные ореховые двери с изображением различных музыкальных инструментов. Штофные рамы с лиственным орнаментом также выполнены из ореха.
За Малиновой гостиной следовало несколько служебных помещений и Портретная комната. Там висели портреты владельцев дома и их детей. Она выполнена в стиле ренессанса. Стены облицованы резными ореховыми панелями.
Следующее помещение - это Малая Нотная библиотека. Шкафы в помещение были оформлены нотами. В интерьере сохранилась подлинная отделка.
Во время приемов в особняке зал использовался, как оркестровая комната. Музыканты размещались на балкончике, а звук попадал через открытые двери на специальный балкон, который нес функцию “граммофонной трубы”.
Главный зал парадной анфилады - Белый. В декоре зала ведущее место занимает музыкальная тематика. В оформление зала отразилась эпоха эклектики: стены выполнены в стилистике Людовика XVI с элементами рококо, а вот плафон с живописной композицией - в барочной стиле.
Стены зала визуально делились нишами и пилястрами, в падугах были изображены играющие на музыкальных инструментах амурчики-путти.
Балкончик, ведущий из Нотной библиотеки, был оформлен китайскими драконами. Над балконом были грифоны.
В отделке использовано три оттенка золота: оливковый, желтый и белый.
Отдельную анфиладу помещений составляют Дубовый и Бронзовый залы, которые находятся в западном корпусе.
Дубовый зал был домашней библиотекой и местом встречи членов Русского исторического общества, которое возглавлял Половцов.
Устройство большой библиотеки затянулось до конца следующего года.
11 ноября 1875 года Половцов записал в дневнике:
“У нас в доме, по счастию, рабочие заняты только в одной комнате — библиотеке, сделанной во Флоренции по распоряжению Сверчкова и привезенной оттуда архитектором Палацци с десятью работниками”.
Отделка библиотеки выполнена в стиле ренессанса с дубовыми резными панелями, дверьми, шкафами, кессонированным плафоном и верхней обходной галереей. На одной из панелей верхнего яруса библиотеки вырезана римскими цифрами дата «1875» - год окончания работ по оформлению интерьера этого помещения.
На второй ярус библиотеки шла небольшая винтовая лесенка. А для подъема книг был устроен подъемник.
Главным украшением служит мраморный камин XVI века флорентийской работы. Когда создавался зал, камин был дополнен двумя бронзовыми скульптурами женщин, символизирующих науку и искусство.
Интерьеры помещения сохранились, но зал был немного уменьшен.
Между Дубовой библиотекой и Бронзовым залом была сделана кинорубка. В советское время в Бронзовом зале проходили кинопоказы.
Самый известный зал - это парадная столовая или Бронзовый зал. Он был создан по проекту Месмахера всего за два года. Аналогов такого интерьера в Санкт-Петербурге нет.
В отделке стен использовано 11 видом мрамора. Все декоративные детали выполнены из бронзы. Наверху был устроен балкон, который задумывался как подвесной сад. В нем должны были стоять экзотические растения.
В зале нет окон. Солнечные лучи попадают через большой световой фонарь, который декорирован бронзовой золоченой решеткой с изящным орнаментом.
Стены были украшены гобеленами на тему “Любовь Богов”, который были созданы в XVIII веке.
Двери выполнены в технике маркетри и инкрустированны золоченой бронзой. По углам зала расположены бронзовые панно с атрибутами искусств — Музыки, Живописи, Архитектуры, Скульптуры. В центре последнего Месмахер поместил свой портрет и римские цифры «1892» — год окончания отделки интерьера.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: