В XIX веке Большая Морская считалась одной из самых престижных улиц Санкт-Петербурга. Ее даже прозвали “Бриллиантовая улица” из-за множества банков и ювелирных салонов. Жить здесь могли позволить себе только очень богатые люди.
В 1740-х годах купец Михаил Панов возвел здесь небольшое каменное здание. Сначала оно имело два этажа, в конце XVIII века пристроили третий этаж. 14 февраля 1836 года Эссены, которые на тот момент владели зданием, продали участок Павлу Николаевичу Демидову, статскому советнику и владельцу Уральских заводов, за 240 тысяч рублей. Причиной продажи стало то, что Эссен стал губернатором Санкт-Петербурга, и ему было предоставлено служебное жильё на Большой Морской, 38. В этом же году Демидов покупает соседнее здание, которое принадлежало Огюсту Монферрану.
Два особняка были приобретены в связи со вступлением Демидова в брак с известной петербургской красавицей Авророй Шернваль, дочерью выборгского губернатора и придворной фрейлиной. На тот момент Павлу Николаевичу было 38 лет, и его здоровье начало ухудшаться. Ему нужен был наследник, который смог бы продолжить его дело.
На момент свадьбы Авроре исполнилось 28 лет. В те времена это считалось критическим возрастом для первого замужества. За девушкой ходила слава “Роковой Авроры”. Ее первый жених скоропостижно скончался. Второй жених – первая любовь Авроры, А.А. Муханов также умер перед свадьбой.
После венчания молодые отправились в Германию для поправки здоровья Павла Николаевича, где в 1839 году у них родился сын Павел Павлович Демидов. Особняки на Большой Морской начали перестраиваться под руководством Монферрана, который на тот момент занимался строительством Исаакиевского собора.
Монферран был тесно связан с семьей Демидовых: его родители служили комиссионерами у отца Павла Николаевича, Николая Никитича Демидова. Также Монферран был другом Павла Николаевича и даже стал свидетелем на его свадьбе.
Цоколь особняка облицован отполированным сердобольским гранитом. Первый этаж отделан рустами из белого итальянского мрамора. Мраморные плиты имеют оригинальную поверхность с редкими углублениями округлой или продолговатой формы, благодаря чему камень выглядит как пористый туф.
Шесть герм (четыре мужские и две женские) поддерживают балкон второго этажа, выполнены из каррарского белого мрамора. В центре фасада, над балконом, установлена мраморная рельефная группа “Слава”, с большим картушем, на котором высечен герб владельца.
По сторонам ворот в стенах находятся две ниши для фонтанов, выложенные плитами белого полированного мрамора.
В 1840-ом году Демидовы решили вернуться в Петербург, но по дороге Павел Николаевич скончался. Аврора осталась вдовой с маленьким ребенком на руках. Она соблюдала траур, после чего вернулась в светскую жизнь и занялась делами Демидовских заводов. Для семей рабочих она основала родильный дом, столовую, богадельню, детский приют и многое другое.
В 1846 году Аврора Карловна вышла замуж за А.Н. Карамзина, который был на шесть лет ее младше. Они поселились в особняке на Большой Морской. Для создания новых интерьеров был приглашен Гаральд Боссе.
Но уже в 1854 году Андрей Николаевич Карамзин, ушедший добровольцем на Крымскую войну, погиб в сражении. Аврора Карловна вновь осталась вдовой. Больше замуж она не выходила. А в 1885 году умер и ее единственный сын Павел Павлович. Сама “Роковая Аврора” скончалась в 1902 году в возрасте 93 лет.
С 1860-х годов Аврора Карловна жила в Финляндии, а владельцем особняков стал Павел Павлович, который проживал за границей. Он сдал здание в аренду итальянскому посольству сроком на девять лет.
В 1875 году дворец приобрел князь П.И. Ливен. После его смерти дворец перешел к вдове, светлейшей княгине Наталье Федоровне (фон Пален в девичестве). В 1870-е годы архитектор И.В. Штром провел реконструкцию особняка. Были установлены два калорифера в подвале, уничтожены печи, проведено водяное отопление, водопровод и газовое снабжение, а также была установлена подъемная машина. Наталья Федоровна обустроила в доме на Большой Морской молельню баптистской протестантской церкви.
В 1910 году особняк был выкуплен послом короля Италии и перешел в собственность этого государства. Здесь вновь разместилось итальянское посольство. Тогда же семейный герб Демидовых сменили на герб Итальянского королевства.
После революции особняк опустел. Только в 1924 году, когда Советская Россия установила дипломатические отношения с Италией, в особняк вернулись представители Посольства.
Точная информация об этом отсутствует и в разных источниках приводятся разные данные, однако, по некоторым сведениям, в 1918 или 1925 году сотрудники посольства вывезли из здания в Италию малахитовое убранство (камин, колонны и пилястры), а также мрамор и паркет. Также есть сведения о том, что этот груз направлялся через Крым и до места назначения так и не дошел, поэтому на сегодняшний день он считается утраченным.
Вход в особняк располагался со двора. Парадные двери вели в холл с мраморным полом. Во времена Демидовых помещение утопало в цветах.
Из холла можно попасть на мраморную парадную лестницу, украшенную двумя мраморными колоннами с одной стороны и двумя с другой. Первый пролет лестницы ведет на площадку с итальянскими окнами, через которые в помещение попадал свет.
Первое парадное помещение — это аванзал. В этом зале посетители ожидали приглашения пройти дальше. На стенах сохранились мраморные барельефы, на одном из которых изображена Церера (богиня земледелия), а на другом — Дионис (бог вина). Эти изображения символизировали изобилие и гостеприимство хозяев.
Главный зал, из которого есть выход на балкон, называется Малахитовым. Он стал первым интерьером в Санкт-Петербурге, в оформлении которого использовался малахит. Прежде этот материал применяли только для изготовления маленьких шкатулок и других небольших предметов.
Зал был разделен на три части колоннами, выполненными в технике русской мозаики. Тонкие пластины малахита, примерно в 5 мм толщиной, наклеивались на каменный или металлический каркас. Рисунок на одной колонне продолжался на другую, создавая иллюзию, что это цельный предмет.
Угловой зал - это столовая для повседневного приема пищи.
Плафон в Танцевальном зале расписан в технике гризайль. Сохранилась одна оригинальная люстра.
В Обеденном зале сохранились росписи со времен Демидовых. Здесь можно увидеть два рельефа: Аполлона, играющего на кифаре, и Диану, символизирующую духовную сторону бытия. На потолке изображены Флора, Церера и Дионис.
По сторонам располагаются крылатые фигуры, держащие медальоны с символами летних и осенних знаков зодиака.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: