Найти в Дзене

История особняка Демидовых на Большой Морской улице и тайны "Роковой Авроры".

В XIX веке Большая Морская считалась одной из самых престижных улиц Санкт-Петербурга. Ее даже прозвали “Бриллиантовая улица” из-за множества банков и ювелирных салонов. Жить здесь могли позволить себе только очень богатые люди. В 1740-х годах купец Михаил Панов возвел здесь небольшое каменное здание. Сначала оно имело два этажа, в конце XVIII века пристроили третий этаж. 14 февраля 1836 года Эссены, которые на тот момент владели зданием, продали участок Павлу Николаевичу Демидову, статскому советнику и владельцу Уральских заводов, за 240 тысяч рублей. Причиной продажи стало то, что Эссен стал губернатором Санкт-Петербурга, и ему было предоставлено служебное жильё на Большой Морской, 38. В этом же году Демидов покупает соседнее здание, которое принадлежало Огюсту Монферрану. Два особняка были приобретены в связи со вступлением Демидова в брак с известной петербургской красавицей Авророй Шернваль, дочерью выборгского губернатора и придворной фрейлиной. На тот момент Павлу Николаевичу был

В XIX веке Большая Морская считалась одной из самых престижных улиц Санкт-Петербурга. Ее даже прозвали “Бриллиантовая улица” из-за множества банков и ювелирных салонов. Жить здесь могли позволить себе только очень богатые люди.

В 1740-х годах купец Михаил Панов возвел здесь небольшое каменное здание. Сначала оно имело два этажа, в конце XVIII века пристроили третий этаж. 14 февраля 1836 года Эссены, которые на тот момент владели зданием, продали участок Павлу Николаевичу Демидову, статскому советнику и владельцу Уральских заводов, за 240 тысяч рублей. Причиной продажи стало то, что Эссен стал губернатором Санкт-Петербурга, и ему было предоставлено служебное жильё на Большой Морской, 38. В этом же году Демидов покупает соседнее здание, которое принадлежало Огюсту Монферрану.

Демидов Павел Николаевич. Посмертный портрет работы П. П. Веденецкого
Демидов Павел Николаевич. Посмертный портрет работы П. П. Веденецкого

Два особняка были приобретены в связи со вступлением Демидова в брак с известной петербургской красавицей Авророй Шернваль, дочерью выборгского губернатора и придворной фрейлиной. На тот момент Павлу Николаевичу было 38 лет, и его здоровье начало ухудшаться. Ему нужен был наследник, который смог бы продолжить его дело.

Аврора Шернваль. автор Карл Павлович Брюллов
Аврора Шернваль. автор Карл Павлович Брюллов

На момент свадьбы Авроре исполнилось 28 лет. В те времена это считалось критическим возрастом для первого замужества. За девушкой ходила слава “Роковой Авроры”. Ее первый жених скоропостижно скончался. Второй жених – первая любовь Авроры, А.А. Муханов также умер перед свадьбой.

После венчания молодые отправились в Германию для поправки здоровья Павла Николаевича, где в 1839 году у них родился сын Павел Павлович Демидов. Особняки на Большой Морской начали перестраиваться под руководством Монферрана, который на тот момент занимался строительством Исаакиевского собора.

Монферран был тесно связан с семьей Демидовых: его родители служили комиссионерами у отца Павла Николаевича, Николая Никитича Демидова. Также Монферран был другом Павла Николаевича и даже стал свидетелем на его свадьбе.

Особняк Демидова. источник bangkokbook.ru / автор фото неизвестен
Особняк Демидова. источник bangkokbook.ru / автор фото неизвестен

Цоколь особняка облицован отполированным сердобольским гранитом. Первый этаж отделан рустами из белого итальянского мрамора. Мраморные плиты имеют оригинальную поверхность с редкими углублениями округлой или продолговатой формы, благодаря чему камень выглядит как пористый туф.

«Слава». источник Википедия. автор Vadim Zhivotovsky
«Слава». источник Википедия. автор Vadim Zhivotovsky

Шесть герм (четыре мужские и две женские) поддерживают балкон второго этажа, выполнены из каррарского белого мрамора. В центре фасада, над балконом, установлена мраморная рельефная группа “Слава”, с большим картушем, на котором высечен герб владельца.

Гермы. источник Википедия / автор  Lvova Anastasiya (Львова Анастасия, Lvova)
Гермы. источник Википедия / автор Lvova Anastasiya (Львова Анастасия, Lvova)

По сторонам ворот в стенах находятся две ниши для фонтанов, выложенные плитами белого полированного мрамора.

Фонтанная ниша. источник Википедия / автор Екатерина Борисова.
Фонтанная ниша. источник Википедия / автор Екатерина Борисова.

В 1840-ом году Демидовы решили вернуться в Петербург, но по дороге Павел Николаевич скончался. Аврора осталась вдовой с маленьким ребенком на руках. Она соблюдала траур, после чего вернулась в светскую жизнь и занялась делами Демидовских заводов. Для семей рабочих она основала родильный дом, столовую, богадельню, детский приют и многое другое.

Аврора Карловна с сыном. автор Laure Houssaye de Liomenil
Аврора Карловна с сыном. автор Laure Houssaye de Liomenil

В 1846 году Аврора Карловна вышла замуж за А.Н. Карамзина, который был на шесть лет ее младше. Они поселились в особняке на Большой Морской. Для создания новых интерьеров был приглашен Гаральд Боссе.

Но уже в 1854 году Андрей Николаевич Карамзин, ушедший добровольцем на Крымскую войну, погиб в сражении. Аврора Карловна вновь осталась вдовой. Больше замуж она не выходила. А в 1885 году умер и ее единственный сын Павел Павлович. Сама “Роковая Аврора” скончалась в 1902 году в возрасте 93 лет.

С 1860-х годов Аврора Карловна жила в Финляндии, а владельцем особняков стал Павел Павлович, который проживал за границей. Он сдал здание в аренду итальянскому посольству сроком на девять лет.

В 1875 году дворец приобрел князь П.И. Ливен. После его смерти дворец перешел к вдове, светлейшей княгине Наталье Федоровне (фон Пален в девичестве). В 1870-е годы архитектор И.В. Штром провел реконструкцию особняка. Были установлены два калорифера в подвале, уничтожены печи, проведено водяное отопление, водопровод и газовое снабжение, а также была установлена подъемная машина. Наталья Федоровна обустроила в доме на Большой Морской молельню баптистской протестантской церкви.

В 1910 году особняк был выкуплен послом короля Италии и перешел в собственность этого государства. Здесь вновь разместилось итальянское посольство. Тогда же семейный герб Демидовых сменили на герб Итальянского королевства.

Манифестация у посольства Италии 1916 год
Манифестация у посольства Италии 1916 год

После революции особняк опустел. Только в 1924 году, когда Советская Россия установила дипломатические отношения с Италией, в особняк вернулись представители Посольства.

Точная информация об этом отсутствует и в разных источниках приводятся разные данные, однако, по некоторым сведениям, в 1918 или 1925 году сотрудники посольства вывезли из здания в Италию малахитовое убранство (камин, колонны и пилястры), а также мрамор и паркет. Также есть сведения о том, что этот груз направлялся через Крым и до места назначения так и не дошел, поэтому на сегодняшний день он считается утраченным.

Холл и и парадная лестница
Холл и и парадная лестница

Вход в особняк располагался со двора. Парадные двери вели в холл с мраморным полом. Во времена Демидовых помещение утопало в цветах.

Из холла можно попасть на мраморную парадную лестницу, украшенную двумя мраморными колоннами с одной стороны и двумя с другой. Первый пролет лестницы ведет на площадку с итальянскими окнами, через которые в помещение попадал свет.

Одна из гостиных
Одна из гостиных

Первое парадное помещение — это аванзал. В этом зале посетители ожидали приглашения пройти дальше. На стенах сохранились мраморные барельефы, на одном из которых изображена Церера (богиня земледелия), а на другом — Дионис (бог вина). Эти изображения символизировали изобилие и гостеприимство хозяев.

Малахитовый зал наши дни. источник bangkokbook.ru / автор неизвестен
Малахитовый зал наши дни. источник bangkokbook.ru / автор неизвестен

Главный зал, из которого есть выход на балкон, называется Малахитовым. Он стал первым интерьером в Санкт-Петербурге, в оформлении которого использовался малахит. Прежде этот материал применяли только для изготовления маленьких шкатулок и других небольших предметов.

Малахитовый зал
Малахитовый зал

Зал был разделен на три части колоннами, выполненными в технике русской мозаики. Тонкие пластины малахита, примерно в 5 мм толщиной, наклеивались на каменный или металлический каркас. Рисунок на одной колонне продолжался на другую, создавая иллюзию, что это цельный предмет.

Угловой зал - это столовая для повседневного приема пищи.

Танцевальный зал. источник bangkokbook.ru / автор неизвестен
Танцевальный зал. источник bangkokbook.ru / автор неизвестен

Плафон в Танцевальном зале расписан в технике гризайль. Сохранилась одна оригинальная люстра.

В Обеденном зале сохранились росписи со времен Демидовых. Здесь можно увидеть два рельефа: Аполлона, играющего на кифаре, и Диану, символизирующую духовную сторону бытия. На потолке изображены Флора, Церера и Дионис.

По сторонам располагаются крылатые фигуры, держащие медальоны с символами летних и осенних знаков зодиака.

Обеденный зал. источник vk.ru / автор фото неизвестен
Обеденный зал. источник vk.ru / автор фото неизвестен

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала

И обязательно ознакомьтесь: