Пора экзаменов крайне сложное время для старшеклассников. Несмотря на то, что многие начинают готовиться заранее, нанимая репетиторов и посещая элективные курсы, тревога часто остается вместе с подростком.
Как же помочь подростку справиться с таким эмоционально тяжелым временем? Тут важна комплексная работа, как педагогического коллектива, так и ребенка вместе с его родителями.
Для взрослых важно учитывать несколько моментов. Избегать избыточного количества замечаний и критики, так как в данный период подростки преувеличивают их и часто неправильно воспринимают.
Требования должны быть соразмерны нагрузке в учебном процессе, именно перегрузка нервной системы от количества задач вызывает выгорание, которое влечет за собой нежелание что-либо делать. Вследствие упущенное время играет против подростка.
Чаще наблюдать за состоянием ученика или ребенка, интересоваться его самочувствием, ведь даже обычный вопрос может оказать огромную поддержку и роль для эмоционального состояния.
Создавать больше «ситуаций успеха»для ребенка, так как в них будет повышаться его уверенность и улучшаться эмоциональное состояние.
Крайне важна работа над своим состоянием и самого подростка. Для того, чтобы отслеживать самочувствие, подростку можно предложить вести «Дневник эмоций»,в котором он будет записывать ситуации, мысли и чувства, с которыми он столкнулся за последнее время.
Упражнение «Колесо баланса»поможет старшекласснику разобраться, какие сферы жизни у него находятся в неудовлетворенном состоянии, что может способствовать улучшению общего состояния.
Не стоит забывать о навыках тайм менеджмента, они помогут подростку организовать грамотно свою работу, что снизит тревожность. Стоит обратить внимание на упражнение «Матрица Эйзенхауэра», которое поможет разделить дела на категории в режиме многозадачности, что также способствует повышению уверенности и спокойствия подростка.
Это не исключительные рекомендации, их может быть гораздо больше, в зависимости от конкретной ситуации.
Важно знать, что в школе есть педагоги-психологи, которые также работают с данной проблемой и готовы оказать поддержку ребенку!
Автор: Педагог-психолог Байчурина Диана