Найти тему

Как Рихард Вагнер выражал свои философские идеи

Оглавление

Рихард Вагнер относится, несомненно, к величайшим композиторам XIX века. Наряду с Джузеппе Верди он создал то, что можно назвать эталонной оперой, классическим жанром театрального искусства. Его наследие грандиозно. Как часто бывает, когда дело касается большого художника, Вагнер выразил в своих произведениях не только художественные идеи, но и общеэстетические, философские. Так что смело можно назвать этого композитора еще и философом, хотя и непрофессиональным.

Творчество Вагнера выражает романтическое мироощущение, притом довольно-таки пессимистическое, поскольку пронизано ощущением грядущей катастрофы.

Рихард Вагнер (1813-1883)
Рихард Вагнер (1813-1883)

Вагнер писал не только музыку, но и большое количество статей и писем, в которых выражал свои мысли. Разумеется, его теоретические рассуждения касаются прежде всего музыкального искусства. Он анализировал наследие композиторов прошлого, характеризуя их достаточно субъективно, что, впрочем, понятно. Ведь Вагнер хотел прежде всего утвердить свою доктрину. Его статьи носят скорее публицистический характер и часто противоречат друг другу, но зато музыка говорит сама за себя. Тут мы имеем тот случай, когда философские и эстетические воззрения человека выражены в большей степени не словесно, а музыкально. Выше я упомянула о катастрофичности воззрений Вагнера, нашедшую свое воплощение в его произведениях.

Это ощущение было связано с царившей тогда в Европе атмосферой. В середине XIX века континент сотрясали революции и войны. Вагнер и сам участвовал в революционных событиях 1848 года.

Вагнер с семьёй и друзьями на вилле Ванфрид, 23 августа 1881 года. Крайний справа — сын Василия Жуковского Павел.
Вагнер с семьёй и друзьями на вилле Ванфрид, 23 августа 1881 года. Крайний справа — сын Василия Жуковского Павел.

Он жаждал изменений и верил, что они возможны. Но после подавления революции общество впало в уныние, и Вагнер тоже ощутил подобные чувства. Однако у него был прекрасный способ сублимировать свои переживания — музыка. Через нее он выразил идею судьбы, которая властвует над человеком и всегда берет над ним верх, несмотря на страстное сопротивление ей. В операх Вагнера всегда есть герой, устремленный к какой-то цели и готовый ради нее на все, но ему противостоит сила, которую трудно победить. Человек находится в эпицентре какой-то грандиозной битвы прошлого с будущим, и обстоятельства пытаются стереть его в порошок. В таких условиях от человека требуется полное самоотречение.

Эта идея ярко выражена в «Летучем голландце», в «Тангейзере», «Лоэнгрине», то есть в дореволюционных операх, но она сохранилась и в «Кольце Нибелунга», «Тристане и Изольде», «Парсифале», написанных после 1848 года.

Приглашаю в другой мой блог "Личное мнение о людях и событиях", а также прошу поддержать своим присутствием добиваемый Дзеном канал моего мужа "Александр имхо"

А тут я читаю стихи