Очень часто у нас появляется внутреннее ощущение, когда мы поступаем смертно, тяжко, в нашем сердце подселяется уныние, безнадёжность, отсутствие надежды на свое спасение, отчаяние. Так бывает потому, что бесы берут нас в свой оборот. Сначала они ввергают нас в грех, раззадоривают сладость греха, а совершив его, они тянут нас в другую сторону, начиная раскручивать другие наши страсти, чтобы убедить в том, что согрешив, нет в этом никакого спасения.
Но если вспомнить величайшего из святых мужей Давида, то все вопросы отпадут враз.
Он был ярчайшей фигурой в истории израильского народа, быть может даже больше, чем сам Авраам. Царь, псалмопевец, воин, собиратель Израиля…Влияние этого человека на культуру Израиля было очень великое.
И вот на пике своего могущества, как обычно и бывает с человеком, любимец народа, царь, герой Израиля, падает. Впрочем, как и все люди, как раз в середине своего жизненного пути, все мы спотыкаемся. Так часто случается.
Или, наоборот, когда мы уже взошли на самое, казалось бы, благополучное состояние, получили то долгожданное, нам кажется, что беды миновали, и у нас все складывается наилучшим образом, нас ждет неминуемо пропасть. И пропасть бывает иногда очень глубокой.
Так вот и у Давида был советник, а эта должность в то время очень много значило. Евангелие даже не однократно приравнивало его к совету, как бы Бога. Так вот этот человек, кстати весьма мудрый, но хитрый можно даже сказать подлый государственный деятель под каким-то благовидным предлогом втерся в доверие к царю и через него пытался управлять государством.
Вы думаете красавица Вирсавия просто так? Случайный участник печальных событий в судьбе Давида? Нет, она как раз посланница того самого ...советника… Одна из первых красавиц стала предлогов для его грязных делишек. Создав в голове нечестный план, чтобы упрочить свое место перед царем Давида, занять более твёрдую позицию и главенствующее положение при дворе, он намеревается выдать свою выучку за Давида.
Проблема была лишь в том, что она была уже замужем. За царским сподвижником, одним из близких, полководец Давида. Его звали Урия Хеттеянин. Этот человек входил в десятку самых сильных Израиля. Словом был богатырь того времени. И он, ко всему прочему, ещё тот, с которым Давид шел рука об руку. Они вместе начинали свой путь, делили все его победы, проходили испытания и скорби. То есть как пишет славянский текст это был не просто рядовой воин, имя которого никому не известно, это был искренний человек, почти родной, то есть самый близкий, один из близких.
А поскольку близкий человек не может жить вдали семьи, его естественно поселили рядом с царём, во дворце. Ему даже Давид выделил землю и он построился там.
И я думаю не просто так Вирсавия тогда принимала те самые ванны, во время который и обратил на нее свое внимание Давид. Как раз по заранее договорённому плану все случилось по добровольному согласию красавицы и намеренному подлому плану Ахитофея.
Он увидел купающуюся и, как поет иеромонах Роман, очень меткие такие слова, был поражен стрелой прелюбодейной.
Тотчас же он приказал привести её, она сопротивлялась, будучи женщиной мудрой, понимая какие перспективы ей, как наложнице царя, и какие выгоды теперь открываются.
Это будет очень заметно, какие усилия и мудрость проявила Вирсавия, чтобы добиться желаемое. Не случайно ее сын именно премудрый Соломон, правнук того самого Ахитофела.
Так вот после того, как они стали близки, она сразу же забеременела и Давид не знал, как скрыть свой грех. Он даже написал своему другу Урии, вызвал с поле боя, пригласил, чтобы он шел к жене своей. Он предполагал, что они будут вместе, посидят, выпьют вино. расслабятся, чтобы потом снять с себя все обвинения.
Но планы Давида не осуществились.
Урий постелил свою одежду перед порогом своего дома. Он как истинный воин и честный человек он сказал себе, "что не может утешаться с женой своей, когда мои воины проливают кровь".
Так что скрыть грех Давида под этим невинным благоговейным предлогом не удалось. На следующее утро Урия ушел опять на войну, так и не войдя к Вирсавии. Тогда царь решается на страшное. Он просит своего военачальника Иоава подставить Урию, отведя от него телохранителей, чтобы в самый жаркий момент битвы он был на поле боя один. Так и случилось. Урия погиб, его похоронили.
По прошествии траурных дней Давид женился на Вирсавии, но вскоре сын который появился по причине этой прелюбодейной связи умер, потому что Бог сказал, что он умер в наказание за этот грех.
А после приходит час его разоблачения, мук совести и такого покаяния Богу, которое наверно никто в те годы не приносил.
Пророк Нафан рассказал ненавязчиво историю богача, у которого было много разных овечек, но ему еще понадобилась и овечка бедняка. Одна единственная, которую даже её решился отнять.
Он намеренно спросил у царя Давида: «Чтобы он сделал с таким человеком?» Он не задумываясь ответил: этого человека нужно наказать.
Тогда в ответ он услышал мучительные для него слова: "Тот человек - ты".
И вот Господь тебе дает такие пророчества, что сын твой умрет, меч не отойдет от твоего царства, но тем не менее Бог тебя помилует.
И вот именно в этот момент Давид понимает цену своего поступка. Он кается и Бог прощает его. Даже не просто прощает, но и делает его святым. Потому что у него было такое покаяние, которое изменило его внутренне, и хотя когда человек кается в своём грехе он должен отказаться от предмета самого греха, в данном случае женщины. Но Бог оставляет ему жену.
Так вот сколько же за раз Давид согрешил? Какими грехами он прогневал Бога?Не один лишь прелюбодеянием. Хотя это первый его смертельный грех.
Что такое смертный грех?
Это грех, который убивает душу человека своим смертоносным духовным действием. А второе, это говорит святитель Игнатий Брянчанинов, что бесы требуют от Бога, чтобы человек, который согрешил смертным грехом, был немедленно Богом умертвлен. В этом тяжесть и суть этого греха.
Второй же грех, причем тоже смертный, который овладел царя было убийство полководца Урии. Так он решил поступить, чтобы скрыть свою вину, чтоб избежать позора со стороны его окружения.
И третье, тоже я считаю тяжёлый грех, хоть почему-то о нем умалчивают исторические события – он совершил предательство своего друга, и последнее он возжелал чужое, по сути совершил воровство. украл не свое. Увел жену, согрешил с ней, убил тем самым совершил предательство. А предательство тяжелейший грех. Тягчайший.
И тем не менее, видим, что Давидово покаяние, Давидово прощение – есть большой пример и залог надежды для нас согрешающих, потому что Бог хочет, чтобы все люди спаслись и хочет, чтобы мы в этой жизни держались от греха, но если падаем, то обязательно имели надежду на спасение и не слушали демонов, которые говорят: «Все, конец. Бог вас не простит и на этом жизнь нужно закончить».
Поэтому будем всегда вспоминать четыре греха Давида и мощное его покаяние, от которого родился 50-й псалом, который мы читаем ежедневно в утренних правилах, слышим на Литургии. Это самый популярный из псалмов в этой книге, где их целых 150 штук.
Этот псалом является самым знаковым, потому что он именно отображает плод борьбы Давида против своих грехов, падений и заблуждений. Этот псалом является некоторой квинтэссенцией того духовного напряжения и духовной драмы, которую перетерпел Давид.
И заключить я бы хотел словами святителя Луки Войно-Ясенецкого:
«У каждого своя война и свои потери».
Мы здесь на войне и несем потери. Нужно это понимать и знать. И ни в коем случае не осуждать никого, а поддерживать. Потому что в поддержке заключается смысл нашего существования. Поэтому дай Бог всем помощи, надежды на Господа, и чтоб Господь уберег нас от тяжелых грехов.